28 октября. Память преподобного Евфимия Нового, Солунского

3470
Фото

Седмица 21-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Евфимия Нового, Солунского (898). Преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Святителя Афанасия исповедника, епископа Ковровского (1962).

Святителя Иоанна, епископа Суздальского (1373). Священномученика Лукиана Печерского, в Дальних пещерах (1243). Мучеников Сарвила и Вевеи (II). Святителя Савина, епископа Катанского (760).

Священномученика Симеона Конюхова пресвитера (1918); священномученика Димитрия Касаткина пресвитера (1942).

Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).

Преподобный Евфимий Новый

В юности Евфимий, питавший склонность к монашеству, из послушания матери женился, и у него родилась дочь. Но вскоре он тайно оставил дом, чтобы посвятить себя служению Богу. Вначале Евфимий жил в монастыре на Олимпе, где учился иноческим добродетелям и умерщвлению страстей, безропотно выполняя послушания, а затем переселился на Афон. Там он обосновался в небольшой пещере, где стал подвизаться в полном безмолвии, постом и молитвой побеждая демонов. Подобно преподобному Симеону Столпнику, Евфимий подвизался и на столпе близ Фессалоники, наставляя всех приходящих к нему, исцеляя недуги и изгоняя бесов. По повелению Господнему преподобный основал мужскую и женскую обитель на горе Перистера и долгие годы мудро управлял ими. Скончался святой на небольшом острове близ Афона. Мощи его были перенесены в Фессалонику.

Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский

Будущий пресвитер Лукиан в 12 лет остался сиротой. Раздав имущество нищим, он отправился в город Эдесса к исповеднику Макарию, под руководством которого прилежно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни. За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером. Позже в Антиохии он открыл школу, где собрал множество учеников и наставлял их книжной премудрости. Сам же занимался учеными трудами, исправлял тексты библейских книг. Во время гонений императора Диоклетиана святого схватили по доносу и отправили в никомидийскую темницу, где он в течение 9 лет укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти. Скончался в темнице от пыток и голода. Перед смертью, желая причаститься Христовых Таин, прикованный цепями к ложу мученик совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Так он установил традицию совершать Литургию на мощах мучеников.

Святитель Афанасий Ковровский

Святитель Афанасий Ковровский (в миру Сергий Сахаров) родился в 1887 году. Окончил Владимирскую духовную семинарию. В 1912 году принял монашество. После революции в 1920—1921 годах был наместником Рождественского монастыря во Владимире. Святитель Афанасий — один из авторов Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим. Впервые был арестован в 1927 году. Приговорен к трем годам в Соловецком лагере, потом — в Туруханском крае. В 1936 году «за связь с Ватиканом» приговорен к 5 годам в Беломоро-Балтийских лагерях. В третий раз его арестовали уже в ишимской ссылке, новый приговор — 8 лет заключения в Добровлаге. Последние годы жизни провел в городе Петушки. Многие из заключенных помнили, как святитель ободрял их: «Господь сподобил тебя немного за Него пострадать. Благодари Бога за это!»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» написана в 1890 году иеромонахом Оптиной пустыни Даниилом (Болотовым) по заказу преподобного Амвросия Оптинского. Этой иконой старец благословил Шамординскую женскую обитель. Он назвал образ «Спорительница хлебов», указывая, что Богородица — «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного», и составил особый припев к акафисту иконе: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!» Он заказывал фотоснимки с этой иконы, раздавал и рассылал их. Перед смертью он установил день празднования образу 28 октября. В этот самый день его, почившего 23 октября 1891 года, предали земле. В том же 1891 году, голодном для всей России, по молитвам к Богородице перед Её иконой «Спорительница хлебов» в Калужской губернии собрали прекрасный урожай. В 1892 году, когда в Воронежской области была засуха и её жителям угрожал голод, они отслужили молебен перед списком этой иконы, и сразу пошёл дождь.

Евангелие дня

Всякий христианин вынужден непрестанно балансировать между строгостью религиозных предписаний и дарованной нам Богом свободой. С одной стороны у нас есть сложившиеся формы почитания Бога, с другой — мы из Евангелия знаем, что Сам Христос далеко не всегда с буквальной точностью следовал предписаниям Ветхого Завета и традиционным толкованиям этих предписаний. Мы знаем, что Спаситель регулярно делал то, что было не принято делать в субботу, и тем самым Он показывал, что никакие ограничения не могут иметь абсолютный характер, и надо уметь видеть те случаи, в которых можно поступиться строгими правилами. Одну из таких историй сохранила 6-я глава Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит во время литургии в православных храмах.

Глава 6.

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

В этом отрывке приведены сразу два эпизода, которые могут быть восприняты как нарушение заповеди о субботнем покое: сначала евангелист Лука рассказал о срывании колосьев с их последующим измельчением, а затем следует рассказ об исцелении Христом человека во время субботнего собрания в синагоге.

По мнению авторитетных раввинов, общий смысл заповеди о субботе состоял в том, что в этот день нельзя было производить каких бы то ни было действий, в том числе и созидательных. Правда, не существовало единого и всеми принимаемого перечня тех действий, которые подпадают под субботний запрет. Если со срыванием и измельчением колосьев всё ясно, ведь в 34-й главе книги Исход содержится прямой запрет на жатву в субботу, то с исцелением больного человека не всё так однозначно.

Впрочем, про эту неоднозначность можно забыть, потому как Христос не произвёл никакого физического действия, Он лишь сказал больному человеку, чтобы тот «протянул руку свою», из чего следует, что негодование иудеев в этом случае не имело под собой никаких оснований. Иначе обстоит дело со срыванием колосьев, здесь налицо нарушение прямого библейского запрета. Христос, как мы услышали, сослался на Давида, который тоже нарушил заповедь, но никто не собирался обвинять царя в этом нарушении, считалось, что Давид поступил правильно, и жизнь человека несравненно выше заповеди. А это означает, что существуют ситуации, в которых заповедями можно пренебречь, и нужно уметь видеть такие ситуации. Однако научиться такому видению отнюдь не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Уже в первом веке по Рождестве Христовом некоторые христиане слишком широко трактовали данную им Богом свободу, что послужило причиной написания апостолом Павлом таких слов: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Из этих апостольских слов можно сделать вывод, что уже тогда находились люди, которые, ссылаясь на свободу и пример Христа, нарушали библейские заповеди не по любви к ближним, а исключительно по причине любви к собственной плоти. В этом, пожалуй, и кроется отличие действий некоторых христиан от действий Спасителя: Христос никогда ничего не нарушал ради Себя Самого, все нарушения традиционного понимания закона были связаны со стремлением помочь другим, то есть Он делал это по любви к людям. Иными словами, Христос предельно строго относился к Самому Себе, и с не менее предельным снисхождением Он относился к другим. В этом и кроется умение определять ситуации, в которых допустимо пренебречь сложившейся религиозной традицией.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества — это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется иногда, что эта реальность мученичества и исповедничества — она в прошлом, она где-то позади. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет. Сегодня никто не требует от нас отказываться от веры, никто не принуждает уйти из Церкви, но сегодня существует во всем мире великое множество соблазнов и сил, которые, воздействуя на человека, без всякого употребления физической силы способны оторвать его от Бога и Церкви и помрачить его жизнь и способность свидетельствовать о Божией правде.

О несении жизненного креста

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. Однажды он горячо взмолился к Богу, прося себе иной крест.

Той же ночью снится ему сон, будто стоит он в комнате, смотрит и удивляется: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, и говорит:

— Боже, можно мне взять этот?

— Можно, — слышит он в ответ, — только это и есть твой собственный крест.

Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 1

1) Учёт богодухновенности.

Поскольку Библия написана в соавторстве с Богом, постольку следует ей доверять. Если какой-либо библейский фрагмент кажется непонятным или не соответствующим естественнонаучному знанию, это ещё не значит, что он ложен. Осмысливать священные тексты следует с опорой на толкования святых отцов, которые совместили высоту богословской мысли со святостью жизни. При этом нужно учитывать, что отцы могли делать акцент на разные грани понимания того или иного отрывка.

2) Учёт всего текста.

Вырывать цитаты из контекста считается дурным тоном в любой области человеческого знания. Пример некорректного цитирования из Книги Деяний апостольских: «Велика Артемида Ефесская» (Деян.19:28), или из Псалтири: «Нет Бога» (Пс.13:1; Пс.52:2). Очевидно, что Священное Писание не прославляет языческое божество и не проповедует атеизм. Или эпизод суда над Спасителем (Мф.26:63-66), где первосвященник основывает приговор на фрагменте Моисеева закона о богохульстве, не желая видеть ни других цитат, ни того, что Христос очевидно Мессия (исполнившиеся пророчества, чудеса...). Те, кто вырывают цитаты из контекста и искажают смысл Писания, в какой-то мере уподобляются этому первосвященнику.

Текст всегда предполагает контекст. Нельзя рассматривать то или иное выражение Библии (тем более ту или иную мысль, цитату) как самоценную единицу. Необходимо рассматривать ее в комплексе с контекстом и со всем Священным Писанием. Тогда любая цитата получает свое «место» и значение как элемент грандиозной и прекрасной мозаики Слова Божьего.

Вера и доверие авторитетам

Один из упрёков, который атеисты постоянно бросают верующим, — это упрёк в «слепом доверии авторитету». Мол, в то время как интеллектуальная честность требует ставить всё под вопрос, христиане останавливаются на слепом доверии своему Священному Преданию.

Но в реальности никакая деятельность (в том числе научная) невозможна без доверия авторитетам. Чтобы учиться, нужно признавать авторитет научной традиции, стоящей за учителями. Вряд ли вы доверитесь врачу, который ни во что ставит авторитет своих предшественников в медицине.

Никто из нас не может быть специалистом сразу во всём, и большая часть того, что мы знаем, основана на доверии авторитетам в той или иной области. Большинство из нас не обладает медицинскими знаниями — для этого нужны годы учебы и практики. Мы просто доверяем авторитету врачей как компетентных и добросовестных специалистов.

Вопрос, таким образом, состоит не в том, доверяем ли мы авторитетам — а как мы определяем, каким авторитетам стоит доверять.

Молитвословия

Тропарь преподобного Евфимия Нового

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо Крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней,// темже и со Ангелы срадуется, преподобне Евфимие, дух твой.

Кондак преподобного Евфимия Нового

глас 2

Волнений множества невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси,/ богомудре Евфимие преподобне,/ и, чудес дар прием,/ исцеляеши страсти всякия,// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Иоанна, епископа Суздальского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Суждалю пресветлый светильниче,/ святителем Богодухновенное удобрение, Иоанне премудре,/ учением твоим паству твою просветил еси;/ святителю блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святителей Иоанна и Феодора Суздальских

глас 8

Яко апостолом единонравных учителей Суждальския страны,/ и целителей душ и телес премудрых,/ и служителей Богу благоприятных,/ к ракам честных мощей ваших притекающе,/ ублажаем вас, святителие Богоблаженнии, Феодоре и Иоанне,/ в песнех же и пениих, радующеся, славим Христа,/ даровавшаго вам благодать исцелений/ и граду нашему Суждалю великое в вас утверждение.

Кондак святителя Иоанна, епископа Суздальского

глас 8

Богомудрым учением и святым житием,/ яко светильник, сиял еси в Церкви Божией;/ темже Божественнаго заступления сподобился еси,/ внегда ослепнути очесем злоумышленных клеветников твоих,/ ихже прозрети сотворив молитвою твоею,/ вспять возвратился еси во град твой,/ и добре упасл еси стадо словесных овец;/ ихже чадом помогай и нам, молитвами твоими,/ святителю Христов Иоанне.

Кондак святителей Иоанна и Феодора Суздальских

глас 8

Б ожественных и пречестных святителей Христовых и чудотворцев Иоанна и Феодора,/ вернии, поюще, да ублажим, / яко днесь, в память их притекающе к ракам мощей их, / молим многообразных нас обстояний избавити, да вопием вам:/ радуйтеся, граду нашему и Церкви Христовей великое утверждение.

Тропарь преподобномученика Лукиана

глас 4

Воздержанием постничества и мучения кровию/ ты, стяжав венец неувядаемый, священномучениче Лукиане,/ Антиохийская похвало,/ о нас моли Христа Бога,// творящих святую память твою.

Кондак преподобномученика Лукиана

глас 2

В пощении первее просиявшаго,/ и во страдании второе светяща,/ вси, яко светило пресветлейшее,/ Лукиана песньми славно почтим,// молящаго непрестанно о всех нас.

Тропарь священномученика Лукиана Печерского

глас 4

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход. Сего ради, Слово Истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Лукиане, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак священномученика Лукиана Печерского

глас 4

Во священстве и иночестве благочестно пожив/ и мучения путь прошед,/ мучителя и бесовская полчища посрамил еси/, темнее, почитающе тя, тако вопием ти:/ от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Лукиане.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Спорительница хлебов

глас 3

Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли,/ благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения,/ и подаеши им вся обильно к наслаждению./ Спорительнице сущи хлебов им,/ избавляя их всякия нужды и утеснения,/ и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Спорительница хлебов»

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный Евфимий Новый, Солунский (889 г.)
Жития святых 28 октября 2016
Преподобный Евфимий Новый, Солунский (889 г.)

В миру Никита, родился в 824 г. в селении Опсо (в Галатии) в благочестивой семье. В возрасте восемнадцати лет святой принял монашество и поселился в обители на горе Олимп, где пребывал в подвигах поста и молитвы, отличался кротостью и смирением.