14 ноября. Память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

5713
Фото

Седмица 24-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии (III).

Священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мучениц Кириены и Иулиании (305—311). Мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1918); священномучеников Александра Шалая и Димитрия Овечкина пресвитеров, мученицы Елисаветы Самовской (1937); мученика Петра Игнатова (1941).

Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Преподобные Косма и Дамиан врачи-бессребреники, лечившие людей бесплатно. Они жили на рубеже III—IV веков. Воспитаны были в вере своей матерью, святой Феодотией. В отличие от одноимённых римских святых III века, убитых врачом язычником из зависти, асийские Косма и Дамиан почили мирно. Служба святым относится к древнейшим славянским переводам, она есть уже в новгородских служебных Минеях конца XI века. Святых братьев, которые исцеляли не только телесные болезни, но и обращали людей к истинному Богопознанию, почитают не только как безмездных врачей, но и как помощников в деле обучения детей. Тропарь святым «Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам» содержит призыв «туне», то есть даром, помочь в борьбе с немощами — телесными и душевными.

Священномученик Димитрий Овечкин пресвитер

Священник Димитрий Овечкин родился в 1877 году в селе Малые Подберезы Казанской губернии в крестьянской семье. По окончании духовной семинарии служил в Успенском храме города Оса Пермской губернии. Крестный путь батюшки начался в 1922 году, когда он не стал участвовать в комиссии по передаче церковных ценностей. Тогда ему дали условный срок. В 1930 году священника лишили на 3 года свободы по обвинению в «организации выступлений против проводимых советской властью мероприятий». В 1937 году — новый арест за то, что будто бы он говорил об охватившем Россию голоде, о трудных условиях жизни… В анкете по уголовному делу отца Димитрия обращает внимание деталь, отмеченная следователем: «На груди тушью наколот крест». Видимо, был опыт: в лагере нательные крестики отнимали. Вины священник не признал и был приговорен к расстрелу.

Евангелие дня

Люди нередко считают духовные советы Иисуса Христа слишком возвышенными и теоретическими, из-за чего их сложно соблюсти буквально. Но так ли это на самом деле? Отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения, позволяет говорить о том, что всё на самом деле глубже и интереснее. Давайте его послушаем.

Глава 11.

34Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Начало отрывка, который мы услышали, звучит как ряд красивых, но по-своему загадочных образов. Что можно подразумевать под оком и почему оно светильник для тела? Обратившись к роли зрения в Священном Писании, мы можем вспомнить, что хотя соблазнение Евы и происходило через слух, потому что змей именно беседовал с ней, описывая её роковой выбор, Моисей говорит, что она именно увидела, что плод хорош на вкус, красив на вид и даёт знания. При этом очевидно, что сам плод, конечно, никак не менялся, менялось лишь его восприятие. Смотря на него, Ева не просто видела его, но наделяла его качествами по собственному усмотрению, не ориентируясь на Творца. Но проблема на самом деле глубже, ведь она начала смотреть на мир по-своему, потому что начала по-своему смотреть на саму себя. И, конечно, этот новый взгляд изменил не только её душу, он изменил её всю. От того, каково было её око, зависело то, какой стала она сама. Именно поэтому Спаситель говорит: если око твоё будет чисто, то есть оно будет в духовном смысле здоровым и правильным, таким станет всё твоё тело, то есть весь ты.

Обычно, если от чего-то зависит качество нашей жизни, мы бываем к этому очень внимательны. Подозревая проблемы, начинаем отслеживать те или иные показатели здоровья, чтобы видеть их в динамике. Но скажем себе честно, часто ли мы отслеживаем то, как смотрим на мир, или наши собственные взгляды на мир самые верные? Кого-то мы считаем хорошими, кого-то плохими, себя тоже не забываем считать пусть и не идеальными, но вполне нормальными, приличными людьми... Для всего у нас есть аргументы, и все свои взгляды мы можем обосновать.

Но вот Христос говорит: твой взгляд на мир — не просто отражение реальности. Ты так устроен, что сам выбираешь, какой ты её видишь. Ты сам даёшь оценки и расставляешь приоритеты. Поэтому будь внимателен и, считая себя хорошим человеком, задумайся, таков ли ты на самом деле или пора что-то менять?

Со стороны может показаться, что Иисус призывает слушателей к духовной работе и они могли ничего не менять в реальной жизни. Возможно, так и подумал фарисей, который, восхитившись духовностью и мудростью Спасителя, позвал Его на обед. Но вот Гость заходит в дом и собирается есть неумытыми руками, так что хозяин приходит от этого в изумление: «Такой духовный, а рук перед едой не моет». Но Христос делает это не по небрежности или забывчивости, ведь для Него это повод поговорить о главном. «Вы фарисеи следите за внешним и забываете внутреннее», — говорит Он. И, как кажется, всё это опять не про обычную жизнь, а про какие-то тонкие материи. Но Спаситель продолжает: «Подавай милостыню из того, что у тебя есть, весь будешь чистым». Какой резкий переход от разговоров, которые можно вести бесконечно, ничего не меняя в реальности, к совершенно конкретным действиям! Мы слушаем и порой нам так и хочется заболтать их, и опять вести высокодуховные разговоры. Нет сомнений, что такие разговоры на самом деле очень важны, но они обретают смысл только тогда, когда приводят к реальным добрым делам.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны понять, что является самым главным в нашей духовной жизни. Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования, считая, что вместе с ним приходит и культура, а значит, некий уровень нравственности. Но Богу важно не статическое положение личности, которая удовлетворена своим внутренним состоянием, — Богу нужны динамика, развитие, совершенствование. И если динамика начинается из бездны падения, то тем драгоценнее такое движение человеческой души.

Притча о вере в Бога

Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг, разговор зашёл о Боге.

Парикмахер сказал:

— Если Бог существует, откуда тогда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он дейстительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, Который допускает все это. Потому лично я не верю в Его существование.

Тогда клиент сказал парикмахеру:

— Знаете, что я скажу? Парикмахеров не существует.

— Как это так? — удивился парикмахер. — Один из них сейчас перед вами.

— Нет! — воскликнул клиент. — Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.

— Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.

— В том-то и дело! — подтвердил клиент. — И я о том же: Бог есть! Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.

В любом храме один Хозяин — Бог

Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то в храме не так. Христиане приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах. Изучите правила благочестия (церковного этикета), они совсем несложны.

Если же какой-то незрелый христианин (не по физическому, а по духовному возрасту), движимый неисцелёнными страстями, грубо делает вам замечание, пожалейте его и не вступайте в спор. Спокойно попросите у него прощения за то, что невольно лишили его душевного равновесия. Внутренне помолитесь за вразумление несчастного, возможно у него было трудное детство, и родители не научили его азам нравственного поведения. Помните, что обида — признак гордости, а жалость — предтеча любви.

Церковь — это больница, у каждого из нас свои симптомы болезни, поэтому нехорошо осуждать ближнего за то, что у него не такая же болезнь, как у нас. Ещё неразумнее лишать себя Церкви Божией на основании неразумных поступков других людей. Если мы приходим в храм к Богу, то люди нам помешать точно не смогут.

В любом храме один Хозяин — Бог. Учительство в храме является обязанностью епископа и священника, другие имеют право это делать исключительно по их благословению и только в отношении тех, кто сам желает этого или своими действиями мешает молящимся (или святотатствует).

Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.

Как научиться молитве?

Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спросить: а как Вы учитесь? Научению молитве способствуют:

  1. Изучение опыта тех, кто преуспел молитве.
  2. Посещение богослужений, где всё приспособлено для концентрации на молитве.
  3. Регулярная личная молитва. Ежедневное молитвенное правило не следует опускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение.

Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, христианин прилагает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется. Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества. С одной стороны, молитва — это дар Божий. Но дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и благодать, укрепляющую его в молитвенном подвиге.

Святитель Игнатий Брянчанинов: Все препятствия встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве.

Молитвословия

Тропарь святых бессребреников Космы и Дамиана

глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

Кондак святых бессребреников Космы и Дамиана

глас 2

Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.

Молитва бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану

О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Темже и нас, пред честною иконою вашею припадающих, скоро услышите. Юныя дети, вашея помощи во учении книжнем просящия, молитвами своими наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию приобрящут, и паче во благочестии и правей вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым чудодейственным посещением даруйте: такожде и от лютых недуг во уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите и наставите, да уразумеют волю от них Божию святую и совершенную, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Всех, к вам усердно прибегающих, от болезней лютых невредимы сохраните, и от внезапныя смерти оградите, и мощным ходатайством вашим к Богу в праве вере тверды соблюдите, во благочестии же преспевающия, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити Всесвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Митрополит Кирилл совершил Литургию в Андреевском храме села Борок Митрополит Кирилл совершил Литургию в Андреевском храме села Борок

14 ноября, в день памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме апостола Андрея Первозванного в селе Борок (Нижнекамский район Татарстана).

Врачи и чудотворцы преславные
Публикации 14 ноября 2021
Врачи и чудотворцы преславные

Святые братья Косма и Дамиан при жизни прославились своим даром исцелений и чудотворений. Но и после смерти они не оставляют нас. В Орловском храме ведётся хроника случаев улучшения при болезнях и полного исцеления после обращения в молитвах к святым.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.