18 ноября. Память святителя Тихона, патриарха Московского и всея России

5265
Фото

Седмица 24-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Галактиона и Епистимии (III). Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470). Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917).

Апостолов от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Святителя Григория, архиепископа Александрийского (IX). Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917—1918 годов.

Священномученика Гавриила Масленникова пресвитера (1937).

Избрание святителя Тихона (Белавина) на патриарший престол

Главным деянием Поместного Собора 1917—1918 годов стало восстановление Патриаршества. После голосования выбрали трёх кандидатов: митрополита Антония (Храповицкого), митрополита Арсения (Стадницкого) и митрополита Тихона (Белавина). Избрание предали в руки Божии. 18 ноября в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой поставили ковчежец с тремя жребиями. После литургии затворник из Зосимовой пустыни преподобный Алексий вытащил из ковчега жребий с именем Тихона, митрополита Московского. Узнав имя Патриарха, народ воскликнул «Аксиос!» (с греческого «достоин»), хор пропел гимн «Тебе Бога хвалим», а протодиакон Константин Розов возгласил многолетие «Господину нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России».

Мученики Галактион и Епистимия

Святые мученики Галактион и Епистимия были обручены, но по взаимному согласию решили посвятить себя иноческой жизни. Однажды Епистимии было во сне видение: она и Галактион стоят в дивном дворце перед Светлым Царем и Царь подает им золотые венцы. Это было предвестием их скорой мученической кончины. Когда Епистимия увидела, что воины ведут связанного Галактиона, то захотела принять муки за Христа вместе со своим обручником. Они оба перенесли тяжелейшие пытки и были четвертованы.

Евангелие дня

Люди довольно часто разрывают отношения на почве обид или противоположных взглядов, становятся врагами и прекращают всякое общение. Но могут ли так поступать христиане? Ответ на этот вопрос, как кажется, содержится в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Чтобы понять, так ли это?

Глава 9.

01Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,

02и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

03И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;

04и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.

05А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

06Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

В русской деревне в дореволюционную пору был обычай принимать решение сообща. Староста подходил к каждому общиннику и протягивал ему руку. Если крестьянин её пожимал, это означало, что он с предложением старосты согласен, а если отказывался пожать — был против. И хотя подобная практика давно ушла в прошлое, в разговорном языке сохраняются слова «рукопожатный» и «нерукопожатный», которые означают, что люди могут быть солидарны или, напротив, принципиально отказываться от общения.

Нечто подобное, как кажется, можно расслышать в сегодняшнем чтении. Миссионерское поручение, которое мы слышим сегодня, не стоит путать с тем, которое Господь обращает к ученикам перед Своим Вознесением. Проповедь, о которой в сегодняшнем чтении идёт речь, по своему предназначению была локальной и кратковременной. Ученики должны были обойти окрестные селения, чтобы благовествовать пришествие Мессии и откровение Царствия Божьего. Речи не шло о том, чтобы они уходили далеко или задерживались в пути, именно поэтому они практически ничего с собой не брали. Там, где их были готовы принять, апостолы оставались и проповедовали. Однако из тех мест, в которых им отказывали, они должны были выйти и отрясти пыль со своей обуви. Как понимать этот жест? По всей видимости, как жест отречения. Отряхивая прах со своей обуви, человек говорит, что он не имеет ничего общего с местом, в котором от его проповеди отказались. И многие восприняли бы этот жест именно так — одни для других стали «нерукопожатными». Конечно, сегодня люди не отряхивают ног, когда выходят из места, в котором больше не желают присутствовать, но говоря: «Ноги моей больше здесь не будет», мы подразумеваем именно это. Зачастую такое поведение связано с обидой, в которой звучит: «Я такой хороший, я прав, а меня не поняли, со мной не разделили моего мнения». И если это так, неужели Господь приучает учеников к обидчивости?

Конечно, нет. Мы знаем, что Сам Спаситель, когда с Ним спорили, скорее сокрушался о людях, которые выбрали путь погибели. Он желал бы собрать детей Иерусалима, как птица собирает птенцов, но они не захотели.

Почему же Христос поручает ученикам отряхивать прах с обуви? Он объясняет это так: во свидетельство на них. О чём же свидетельство? О свободе этих людей. Дело не в том, что отказ обижает учеников. Дело в том, что проповедь не может быть насильной и людям надо оставить их выбор и даже продемонстрировать, что каждому остаётся своё. Речь здесь не об обиде или злости, но об уважении к чужому выбору.

Как христиане мы призваны жить по заповедям. Иногда наш выбор, наш настрой оказывается очевиден для других, и мы получаем возможность говорить о своей вере. Каким должен быть этот разговор? Во-первых, он должен быть искренним и доброжелательным. О Боге, Который есть любовь, говорить надо с любовью. Во-вторых, мы вполне можем спорить и отстаивать свою позицию, как это делал тот же апостол Павел. И в-третьих, вспоминая сегодняшние Слова Спасителя, нам следует уважать свободу того, кто перед нами, ведь её уважает Сам Бог.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святые отцы проводят некоторую границу и отличие между ложью, которая сказана из страха смерти, между ложью, которая сказана по принуждению, и ложью, которая говорится сознательно и в первую очередь для того, чтобы нанести непоправимый ущерб другому человеку. Каждая ложь является грехом, но в большей мере та, которая связывается с другим пороком, проистекающим от лжи, — двоедушием, лицемерием, лестью. Лживый человек живет двумя жизнями — своей внутренней жизнью, своими мыслями, и другой жизнью, как неким фасадом, обращенным к людям. Вот это двоедушие чрезвычайно опасно для внутреннего, духовного состояния человека — оно разрушает целостность человеческой личности, ослабляет человека, делает его уязвимым, подверженным многим порокам.

Долго ли ждать перемен к лучшему?

Однажды ученик спросил у старца: «Долго ли ждать перемен к лучшему?»

«Если ждать, то долго», — ответил старец.

Что такое догматы?

Догматы — богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан.

Четыре свойства догматов

1. Богооткровенность. Это свойство указывает на то, что догматы не являются плодом мудрствования человеческого разума, но открыты нам Самим Богом.

2. Вероучительность. Это свойство указывает, что догматами называются только те богооткровенные истины, которые относятся к существу нашей веры, то есть такие, которые очерчивают, во что именно мы, как христиане, должны веровать и веруем.

3. Церковность. Данное свойство указывает, что только Вселенская Православная Церковь, в своей полноте, вправе определять, какие именно истины обладают догматическим авторитетом; только она, как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), вправе толковать их (в свете Священного Писания, Священного Предания).

4. Законообязательность. Настоящее свойство выражается в том, что все истины, определеямые Церковью, как догматы, должны восприниматься на веру, как истины, и это долженствование имеет для христиан силу закона.

Искушения (соблазны) в духовной жизни

1. Иллюзорный образец для подражания. Иногда христианин желает приблизиться к некоему образцу, который не для него и Богом ему не предназначен. Люди все разные по талантам, это очевидно, и призвание у Бога для каждого из нас разное.

2. Постепенное охлаждение веры. Бог часто даёт новоначальным обильную призывающую благодать, а затем ждёт их собственных усилий. Призывающая благодать даётся Богом для того, чтобы призвать к жизни по вере. А начавшему трудиться на ниве спасения благодать уже содействует. Поэтому не нужно опускать руки, когда сталкиваешься с трудностями. Так же поступают с детьми и родители: сначала носят ребёнка на руках, а потом заставляют ходить самого, хотя он и тянется на руки, ему комфортнее на руках у мамы.

3. Привыкание, как остановка в духовной жизни. Новоначальному кажется, что главное — узнать правила поведения в храме, найти ответы на волнующие вопросы о Церкви. Потом человек находит ответы, узнаёт правила благочестия и понемногу теряет ревность. Поэтому важно не закоснеть, не перестать духовно развиваться. Требуется постоянно читать духовную литературу, учиться (и святые учились), молиться, посещать богослужения. Охлаждение веры часто происходит под маской христианской свободы, когда лукавый подбрасывает христианину такие мысли: «Христос призывал к любви, а не к хождению в храм, обязательному молитвенному правилу...», «мы современные люди, сейчас мир другой».

4. Разочарование в церковных людях. В начале церковной жизни человек склонен идеализировать христиан со стажем церковной жизни, забывая о том, что все мы ещё только на пути спасения, все мы в духовной больнице, и здоровых практически нет. Рецепт один: чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться, идеализировать людей, в т.ч. священников и старцев. Главное, что Христос всегда верен Своим обещаниям.

Следует учитывать, что ходящий в храм не всегда является строго православным по своей жизни (ходящий в храм и православный — не синонимы); и духовный возраст далеко не всегда совпадает с физиологическим, у всех он разный.

Космологическое доказательство бытия Божиего: в чем причина Вселенной?

Космологический аргумент обращает нас к вопросу о причине существования Вселенной. Как этот вопрос сформулировал великий германский философ Готфрид Вильгельм Лейбниц: «Почему существует нечто, а не ничто?» Этот аргумент существует в различных формах и является предметом оживленной философской дискуссии. Его можно кратко изложить так:

1. Всё, что начало существовать, имеет причину. Мы не верим, что планета Земля, или Солнце, или галактика просто сами собой выскочили из небытия — у их возникновения были причины, которые исследуют космологи.

2. Вселенная в целом тоже имела начало. В ней происходят необратимые процессы. Например, водород в недрах звезд выгорает в гелий, что указывает на то, что Вселенная не может быть бесконечно старой. (В наши дни космологи говорят о том, что Вселенной около 13,7 миллиардов лет; это, по нашим меркам, долгий, но неизбежно ограниченный срок).

3. Следовательно, Вселенная должна иметь причину, которая должна быть:

а) вечной (иначе она сама нуждалась бы в причине);

б) достаточно могущественной, чтобы породить Вселенную;

в) свободной, чтобы принять такое решение (иначе вечная причина не могла бы породить события во времени);

4. Эту причину мы и называем Богом.

Молитвословия

Тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси (Прославление)

глас 1

Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси.

Тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

глас 3

В годину тяжкую Богом избранный в совершенной святости и любви Бога прославил еси, во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, положил душу за Церковь, за люди своя, исповедниче патриарше святе Тихоне, моли Христа Бога, Емуже сораспялся еси, и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Кондак святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

глас 2

Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании православныя веры и любве ко Господ тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Молитва святителю Тихону, патриарху Московскому и Всея России

О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси, добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжати благочестие отцев наших, егоже ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблему соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицем лютых врагов Христовых истиннаго Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любве просим, дабы переносити оныя напасти, возстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земли Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делатели, право правящими слово евангельской истины. Упаси и заблуждшия овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит дивнаго во святых Своих Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Ионы Новгородского

глас 4

Исправление веры, и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ и сего ради к мощем твоим любовию прикасаемся и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим/ память твою светоносную, отче Ионо,// и моли спастися душам нашим.

Кондак святителя Ионы Новгородского

глас 4

Свыше приял еси Божественную благодать/ ходатайствовати Богу и человеком,/ яко архиерей возношение вознося,/ и мир людем твоим снося,/ и обилие плодов, Ионо блаженне,/ ты бо еси Великаго Новаграда похвала// и сущих о нем радость.

Новости по теме

Русская голгофа: Всероссийский Патриарх Тихон
Публикации 18 ноября 2022
Русская голгофа: Всероссийский Патриарх Тихон

Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний

В Набережных Челнах состоялся крестный ход, посвященный святителю Тихону Московскому В Набережных Челнах состоялся крестный ход, посвященный святителю Тихону Московскому

21 и 22 февраля, в дни памяти святителя Тихона, Патриарха Московского, в Набережных Челнах проходил крестный ход.

Митрополит Кирилл совершил Литургию в престольный праздник Тихоновской церкви Казани Митрополит Кирилл совершил Литургию в престольный праздник Тихоновской церкви Казани

22 февраля, в 30-ю годовщину обретения мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1992), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Тихоновской церкви города Казани (приход Рождества Христова).

Патриарх Тихон: «Не сходите с пути крестного...»
Публикации 21 февраля 2022
Патриарх Тихон: «Не сходите с пути крестного...»

В 1917 году после двухсотлетнего перерыва в России избран новый Патриарх. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин). Он возглавил Церковь страны, томившейся в ожидании одновременно и чего-то нового, и чего-то страшного.