31 декабря. Прославление праведного Симеона Верхотурского

4299
Фото

Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец

В этот день совершается память:

Мучеников Севастиана и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287).

Преподобного Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500). Прославление праведного Симеона Верхотурского (1694). Святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского (633—634). Преподобного Флора, епископа Амийского (VII). Преподобного Михаила исповедника (ок. 845). Преподобного Даниила Пустынника (Румын.).

Мученика Виктора Матвеева (1937); священномучеников Фаддея, архиепископа Тверского, Николая, архиепископа Великоустюжского, Илии Бенеманского, Иоанна Миронского, Владимира Преображенского и Николая Кобранова пресвитеров (1937); священномученика Сергия Астахова диакона и мученицы Веры Трукс (1942).

Праведный Симеон Верхотурский

Праведный Симеон имел дворянское происхождение, но, оставив почести и земное богатство, удалился за Урал. В Сибири он жил как простой странник, чаще всего посещая село Меркушинское, недалеко от Верхотурья. По окрестным селам он проповедовал иноверцам о Триедином Боге и с помощью Божией пробудил в их сердцах стремление к добродетельной жизни. Он хорошо умел шить шубы, но, избегая похвалы, часто недоделывал свою работу, за что смиренно принимал побои и оскорбления. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства. И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, всем с верою к Нему прибегающим. Мощи святого почивают в Верхотурском монастыре во имя святителя Николая.

Мученик Севастиан и дружина его

Мученик Севастиан был начальником дворцовой стражи в эпоху гонений. Свою веру он исповедовал тайно, помогая христианам. Так продолжалось, пока два узника-христианина не поколебались в вере под влиянием их семей. Тогда Севастиан пришел к темнице и показал пример, открыто убеждая узников быть стойкими, говоря: «Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь, в которой царствует непрестающая радость, то пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную». Вскоре он был схвачен вместе с теми, кто служил под его началом и принял Крещение. Севастиана допрашивал сам император и приказал пронзить его стрелами, привязав к дереву. Святой выжил и был укрыт. Оправившись от ран, он, придя к императору, вновь обличил того в языческом нечестии, за что и принял мученическую смерть.

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей (в миру Иван Успенский) родился в 1872 году в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье священника. Учился в Московской духовной академии. В 1897 году принял монашество, за 5 лет прошел путь от иеродиакона до архимандрита. Будучи с 1919 года управляющим Волынской епархией, претерпел все тяготы оккупации. В 1921 году — первый арест, вскоре его освободили. По возведении в сан архиепископа владыка был назначен на Астраханскую кафедру. Вскоре его вновь арестовали и отправили в ссылку в Зырянский край. В 1923 году освобожден, прибыл на служение в Астрахань. С 1928 года — на Саратовской кафедре, в ноябре этого же года переведен в Тверь. Влияние владыки на паству было огромно. В 1936 году власти лишили его регистрации, но он продолжал служить. В 1937 году арестован по обвинению в «руководстве церковно-монархической организацией». Тридцать первого декабря 1937 года, по одним данным, расстрелян, по другим — утоплен в яме с нечистотами.

Евангелие дня

Через неделю мы будем праздновать Рождество Христово, Церковь готовит нас к этому празднику не только постом и особенными песнопениями, Церковь предлагает нам также вспомнить о тех людях, которые были предками Христа по плоти. Родословие Спасителя, содержащееся в 1-й главе Евангелия от Матфея, звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

01 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

02 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

03 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

04 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

05 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

06 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

07 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

08 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

09 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Минувшее столетие принесло с собой тектонические сдвиги как в жизнь нашей страны, так и в наше мироощущение. Среди прочего, мы перестали осознавать важность знания своих корней и своих предков, мы оказались от них оторваны. Более того, в минувшем веке были периоды, в которые некоторые люди были вынуждены отрекаться от своих родителей и от своего рода. Так, к примеру, поступали некоторые выходцы из среды духовенства, ведь духовенство было объявлено недостаточно лояльным к советской власти, а потому иметь таких родственников было попросту опасно, и далеко не у всех хватало сил, чтобы сохранить верность самому себе через сохранение верности своему роду.

Открывая Евангелие от Матфея, мы видим родословие Христа. И многим из нас кажется это не вполне соответствующим тем целям, которые преследует Евангелие: во-первых, родословия — это довольно скучно, ведь они представляют собой перечень каких-то имён, которые ровным счётом ничего не говорят незнакомому с Ветхим Заветом человеку, а во-вторых, какое значение может иметь родословие Христа, если Он Сам во время Своего земного служения ни разу не упоминул кого-либо из Своих предков, кроме царя и псалмопевца Давида?

Эти два недоумения встречаются чаще прочих, а потому они нуждаются в рассмотрении.

Церковь исповедует, что любой фрагмент Священного Писания имеет значение, даже такой, который на первый взгляд кажется лишним, избыточным или попросту непонятным. Так и с родословием Спасителя: непонятные имена — всего лишь повод, чтобы попытаться с ними разобраться, и если начать это делать, то мы узнаем много любопытного, самым ярким здесь, конечно же, будет то, что Христово родословие очень честное, оно содержит в себе имена как праведников, так и отчаянных грешников, среди которых есть и те люди, которые так и не сумели принести покаяния Богу. Примерами такого рода людей могут служить ближайшие потомки царя Соломона — Ровоам, Авия и Аса, все эти цари осуждаются Библией как те, кто вёл недостаточно благочестивую жизнь, уклоняясь в те или иные пороки, самым важным из которых был недостаток веры в Единого Истинного Бога. Но тем не менее, они, как и многие другие не вполне благочестивые люди, стали предками Христа, и Спаситель вовсе не стеснялся такого родства, потому как личность любого человека определяется, конечно же, не поступками его предков, а им самим, ну а пороки наших отцов — это то, что нужно искоренить в самом себе, именно это и сделал Спаситель, Он уничтожил тот самый грех, который лежит в основе любого человеческого греха — грех непослушания Адама и Евы.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Возрастание человека, борьба с грехами, стремление к совершенству с опорой только на собственные силы не могут быть успешными, потому что нам бросают вызов силы, многократно нас превосходящие. И внешние искушения и соблазны, и естественные проявления человеческой плоти, и многое другое ставят наш разум, нашу волю в очень стесненные условия, не дают возможности раскрыть в полной мере внутренний духовный потенциал, победить злые помыслы, страсти и пороки. Почему же мы все-таки не складываем рук, почему не отказываемся от борьбы, почему у нас есть надежда? А потому что в движении к совершенству, если мы готовы идти по этому пути, с нами Сам Господь. Он передает нам Свою благодать, Свою силу. Именно благодаря Его силе, Его благодати мы и способны подниматься вверх к небу, несмотря на тяжесть земного притяжения.

Молитва в день Нового года

Полезно для христианина под бой курантов прочесть молитву «Царю Небесный, Утешителю...». Это можно сделать и про себя, если вы находитесь в компании временно далёких от Бога людей. Также предлагаем молитву в день Нового года и желаем провести наступающий год в любви, мире и духовном здравии:

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святoго Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздухoв дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

Молитвословия

Тропарь праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведного Симеона Верхотурского

глас 2

Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Севастиана и дружины его

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Тропарь святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского

глас 4

Преподобно пожив, Богомудрие Модесте,/ и святительскою одеждою украшен,/ пастырю Иерусалима блаженнейший,/ в веселии ныне Христу предстоиши/ и концы озаряеши чудесы,/ помощник убо буди тя призывающим,/ моляся, отче, о всех нас.

Кондак святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского

глас 3

Светлых подвигов твоих твердость/ и сострадания ко всем богатство видя,/ Всеблагий Подвигоположник Бог/ богатых дарований Своих сподоби тя, Модесте,/ славный иерарше и чудотворче./ Тем, молящеся тебе, вопием:/ свобождай нас от лютых обстояний/ и недугом нашим подаждь исцеление.

Тропарь преподобному Севастиану Пошехонскому

глас 4

Удалився мира и водворився в пустыни, добрым подвигом подвизася, злостраданием, и вниманием, и молитвами, отнюдуже и по смерти источаеши исцеления, Севастиане, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Севастиану Пошехонскому

глас 3

Сиянием Духа Пресвятаго, мудре Севастиане, просвещся, оставил еси яже в житии молвы, пустыню же достиг, преподобне отче, воз­веселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя. Сего ради прославляет тя Христос, блаженне, Великий Дародатель.

Новости по теме

В Неделю пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию и молебен на новолетие в Казанском кафедральном соборе В Неделю пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию и молебен на новолетие в Казанском кафедральном соборе

31 декабря, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в день памяти праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В субботу пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе В субботу пред Рождеством Христовым митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

31 декабря, в субботу пред Рождеством Христовым, праздник прославления праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В канун дня памяти праведного Симеона Верхотурского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе В канун дня памяти праведного Симеона Верхотурского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

30 декабря, в канун дня памяти праведного Симеона Верхотурского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В Неделю пред Воздвижением митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани В Неделю пред Воздвижением митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани

25 сентября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского города Казани.