1 января. Память мученика Вонифатия

3903
Фото

Неделя 29-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец
День постный. 19 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мученика Вонифатия (290).

Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188). Мучеников Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мучеников Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Святителя Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского (VI). Святителя Григория, епископа Омиритского (ок. 552).

Мученик Вонифатий

Юный Вонифатий был рабом у порочной римлянки Аглаиды. Но, хоть они и предавались распутству и пьянству, ощущали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. Его госпожа, узнав, что верующие хранят тела мучеников как святыню, отправила Вонифатия на Восток, где в то время шло кровопролитное гонение на христиан. Придя в Тарс, он увидел, с какими светлыми лицами христиане переносят жестокие мучения. «И вдруг его охватило непреодолимое желание открыто исповедать Христа,  — пишет святитель Василий Кинешемский.  — Так сильно влияет пример на душу человека. Из кутилы и прожигателя жизни Вонифатий под влиянием примера святых мучеников стал бесстрашным исповедником, полным пламенной веры и любви ко Христу. А по его примеру еще 550 язычников приняли христианство». В итоге Аглаиде привезли его мощи.

Преподобный Илия Муромец

Нетленные мощи преподобного Илии Муромца почивают в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Рака с мощами святого заметно больше других гробниц. Длинные пальцы могучей десницы сложены в крестном знамении: три перста вместе и два прижаты к ладони. В левой области груди и на левой руке глубокая округлая рана, нанесённая копьём. Несмотря на то что житие преподобного Илии Муромца отсутствует как в Киево-Печерском патерике, так и в более поздних агиографических сборниках, с древних времён в народном почитании преподобный Илия отождествлялся с былинным богатырём. Уже в ХVII веке в Муроме были Ильинская улица, Богатырёва гора, Скокова гора. Все эти названия связаны с памятью об Илие Муромце, например, Скокова гора — это улица, по которой Илия выехал на воинское служение своей Отчизне. В том же веке близ села Карачарова (согласно былинному сказанию, это место рождения Илии Муромца) был воздвигнут Ильинский храм со святым колодцем, возникшим, по преданию, от «скока коня Илии».

Неделя святых отец

Воскресенье перед Рождеством Христовым, когда Церковь во второй раз чтит память праведников Ветхого Завета, во всех храмах читается евангельский отрывок, содержащий родословие Иисуса Христа. В Евангелии перечисляется 3 раза по 14 родов прародителей Спасителя по плоти. Это родословие Христа начиная с Авраама. Священное Евангелие указывает на то, что Иисус Христос жил в историческое время, воплотившись в человека, и, как всякий человек, пришедший в мир, имел за собой неразрывную цепь предков. Апостол Матфей в своем Евангелии приводит родословие Господа для того, чтобы доказать первым христианам, что Христос происходил из колена Давидова, что Он — потомок Авраама, истинный Мессия, а не ложный. Праведники, жившие до Его пришествия в мир, спасались верою в Иисуса Христа, Который должен был прийти в будущем. Истинность их веры подтверждали и многие совершенные ими чудеса: они смиряли хищников, вызывали природные явления, побеждали врагов, исцеляли больных и воскрешали мертвых.

Евангелие дня

С христианской точки зрения жизнь человека представляет собой борьбу с «духами злобы поднебесными» и с собственным падшим естеством, которое постоянно подвергается различным соблазнам и тянет нас вовсе не туда, куда следовало бы. Безусловно, эта христианская концепция принимается лишь христианами, да и то не всеми, среди нас есть и те, кто полагает, что во внутренней борьбе нет никакого смысла, при этом они ссылаются на слова апостола Павла из Послания к Галатам, эти слова говорят о том, что Христос «искупил нас от клятвы закона» (см. Гал. 3:13). Однако, сам апостол в других местах своих посланий прямо писал о том, что христианам надлежит духовно бодрствовать и всегда быть начеку, собственно, и сама военная аналогия по отношению к христианской жизни тоже принадлежит апостолу Павлу. Конечно же, Павел писал это всё не в качестве какого-то личного измышления, он всего лишь транслировал то, чему был научен от Христа. А научен он был в высшей степени серьёзному отношению к духовной жизни, такому, о котором мы можем прочитать в 9-й и 10-й главах Евангелия от Марка. Отрывок из этих глав звучит сегодня во время богослужения в православных храмах.

Глава 9.

42А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,

44где червь их не умирает и огонь не угасает.

45И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,

46где червь их не умирает и огонь не угасает.

47И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

48где червь их не умирает и огонь не угасает.

49Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10.

01Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Нет никого смысла говорить о том, что прозвучавшие сейчас слова Христа невозможно понимать буквально. Невозможно это делать хотя бы по той причине, что Господь пришёл в мир не для того, чтобы наносить кому бы то ни было раны, а для нашего всецелого исцеления, как духовного, так и физического, собственно, именно этим — исцелением — Спаситель и занимался все годы Своего земного служения.

По сути, все Его речи посвящены ответу лишь на один вопрос: каким образом человек может вернуться туда, откуда он ниспал после грехопадения наших прародителей? Мы знаем, что после грехопадения изменилось само наше естество, оно стало похожим на естество животных, мы стали заложниками наших инстинктов и нашей биологической составляющий, а ещё все это оказалось помножено на особенности нашей воли, которая каким-то непостижимым образом влечёт нас совсем не туда, куда указывает Бог. Как следствие, нас соблазняет не только внешний мир или же бесовские силы, мы умудряемся соблазнять, то есть уводить от спасительного пути, сами себя: нам мешают наши собственные руки, ноги и глаза. Конечно, этот перечень ограниченный и условный, он лишь указывает на то, что само наше тело несёт в себе потенциал греховного соблазна, который мы с успехом реализуем. Но бороться с грехом путём уничтожения тела — абсурд, потому как проказа греха живёт не в какой-то отдельной части наших тел, эта проказа поразила тело как таковое, она затронула каждую клетку нашего организма.

А потому мы нуждаемся в целостном исцелении, и Господь показывает нам, как можно достичь требуемого результата: нужна решимость, причём такая, которой сложно подобрать какое-то сравнение. Она должна быть значительно сильнее, чем решимость тех людей, которые решают в одиночку переплыть океан на маленьком судне, больше решимости альпинистов и марафонцев, больше любой другой решимости, потому как любая другая решимость ограничена временем — никакое плавание, никакое восхождение и никакой марафон не может длиться всю жизнь, тогда как решимость следовать за Христом во что бы то ни стало должна сопровождать нас до нашего последнего вздоха, и мы, если хотим достичь успеха, не имеем права на какие-либо послабления. Конечно, это вовсе не означает, что в жизни человека, во всём и всегда следующего евангельскому пути нет места радости и утешению, оно есть, но их даёт Сам Спаситель, а потому и путь Христов исполнен той радости, которую не может понять и вместить живущий вне евангельского благовестия мир.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для того чтобы с нами не происходили беды, о которых мы узнаем едва ли не каждый день из новостей; для того чтобы наконец выправился исторический путь народа нашего, мы должны научиться богатеть в Бога. Не пропивать свои деньги, не расточать их в распутстве, не жить сегодняшним днем, не брать силой от жизни все, чтобы только получить больше наслаждений, но все, что дает нам Бог, обращать во благо, дабы наши повседневные человеческие труды обретали вечное и непреходящее значение, приближая к нам Божие Царство.

Гражданское новолетие

Указом императора Петра I российское летоисчисление было приведено в соответствие с европейским: началом отсчёта стало не сотворение мира, а Рождество Христово, началом гражданского года признано 1 января: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый, 1700 год, купно и новый столетний век». Царь поз волил в официальных документах указывать две даты — от сотворения мира и от Рождества Христова. 1 января 1700 года было отмечено парадом на Красной площади и фейерверком. Празднование имело светский характер. Следствием реформы стало упразднение чина «летопроводства» (совершаемые 1 сентября проводы уходящего года) и введение «молебного пения на новый год», составленное Гавриилом (Бужинским), епископом Рязанским, и совершае мое 1 января после литургии.

В конце XIХ века, чтобы «освятить» празднование Нового года и настроить людей на христианское отношение ко времени, в некоторых городах (например, в Санкт-Петербурге) молебен на новолетие стали совершать не 1 января, а в ночь на 31 декабря. Но эта практика не стала повсеместной. Поместный Собор Русской Церкви 1917—1918 годов (отдел «О богослужении, проповедничестве и храме») уделил внимание вопросу о совершении молебна на гражданское новолетие, пересмотрел существующий чин молебна на «начало индикта» и добавил одну молитву в этот чин. Во время совершения молебного пения на Новый год христиане благодарят Бога, просят прощения за грехи и испрашивают благословения на год грядущий. Смысловой центр молебна — чтение Евангелия от Луки о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге (Лк. 4:16—22), когда Господь, прочитав собравшимся пророчество Исаии о «лете Господнем благоприятном», возвестил, что это лето настало — пришествие Бога во плоти и открывшийся через Христа доступ в Царство Небесное.

Молитвословия

Тропарь мученика Вонифатия

глас 4

К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.

Кондак мученика Вонифатия

глас 4

Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законне веры ради зря,/ показал еси мужески крепость свою,/ устремився на страсти исповеданием во Христа,/ Иже прием почесть победы твоего страдания,/ Вонифатие, присно моли за ны.

Молитва мученику Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Новый год и мученик Вонифатий
Публикации 1 января 2023
Новый год и мученик Вонифатий

Многие из нас согласятся с тем, что в нашей жизни случаются совершенно удивительные совпадения. Чаще всего мы не обращаем на них внимания, однако делаем мы это совершенно напрасно. И вот конкретный пример.