13 января. Память преподобного Паисия Святогорца

6102
Фото

Седмица 31-я по Пятидесятнице. Святки
Поста нет. 31 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память:

Отдание праздника Рождества Христова. Преподобной Мелании Римляныни (439).

Святителя Петра Могилы, митрополита Киевского (1646). Преподобного Паисия Святогорца (прославление 2015). Святителя Досифея исповедника, митрополита Загребского (1945) (Серб.).

Священномученика Михаила Березина пресвитера (1937); мученика Петра Троицкого (1938).

Преподобный Паисий Афонский

Преподобный Паисий Афонский (Святогорец) (1924—1994) — монах Афонской горы, известный своими наставлениями и духовной жизнью. В 1954 году был пострижен в монашество на святой горе Афон. В 1962—1964 годах находился на Синае, но из-за проблем со здоровьем вернулся на Афон. В 1970-х годах помогал созданию православной миссии в Конго. В 1993 году старец переехал в монастырь Святого Иоанна Богослова в Суроти. Преподобный был известен как духовник и прозорливец. Старцу принадлежит ряд пророчеств и предсказаний. 13 января 2015 года Священный Синод Вселенского Патриархата постановил причислить старца Паисия к лику святых. В том же году имя преподобного было внесено и в святцы Русской Православной Церкви. День памяти преподобного Паисия Святогорца — 12 июля.

Преподобная Мелания Римляныня

Преподобная Мелания, дочь знатных римлян, была в 14 лет против воли отдана замуж за столь же знатного юношу Апиниана. Она умоляла мужа жить с ней в непорочности, но тот стремился иметь наследников их богатства. Мелания смирилась, родила двоих детей, но при вторых родах ребенок умер, а сама Мелания так страдала, что Апиниан, молясь за жизнь супруги, переменился и дал обет воздержания. После смерти и первого ребенка они оба посвятили себя Богу. Все богатства они пустили на помощь страждущим, а во время своих путешествий помогали монастырям, покупая для них земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Палестине. Однажды супруги даже спасли осажденный город, дав за него большой выкуп. На их средства было построено много храмов и больниц. В Иерусалиме Мелания основала две обители и до конца жизни жила в уединении и молитвах.

Священное Писание

Все мы знаем, что люди бывают лицеприятны, то есть поступают с другими в зависимости от их положения или связей. И дело совсем не обязательно в совершении преступлений, это очень часто проявляется в быту. Человек, который спокойно отказывает другому и говорит «извините, мы закрыты» будет готов подождать, если об этом просит родственник или близкий друг. Иногда, когда мы смотрим со стороны, это кажется нам несправедливым. Когда же касается нас, мы воспринимаем это как должное. Но вот мы приходим в Церковь и переживаем встречу с Богом. О Нём в Священном Писании сказано, что Он не смотрит на лица, то есть не выделяет кого-то в связи с его статусом и положением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 12.

15И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех

16и запретил им объявлять о Нем,

17да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

18Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;

19не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;

20трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;

21и на имя Его будут уповать народы.

Читая Евангелие, мы довольно часто сталкиваемся с рассказами о чудесах, которые совершает Христос. При этом может создаться впечатление, что перед тем, как совершить чудо, Он обязательно ставит условия, по которым человек должен быть этого чуда достоин. Однако при внимательном чтении оказывается, что это не так. Некоторые чудеса и исцеления описываются евангелистами как массовые, когда люди протягивают ко Христу руки, касаются Его и Он исцеляет всех, потому что от Него исходит сила. Иногда людям хочется подкорректировать Евангелие, чтобы в нём всё было ясно и конкретно: благочестивые награждаются, грешные наказываются. Такой особый максимализм, который всё хочет сделать ясным и понятным уже здесь и сейчас. Но Евангелие не поддаётся никаким упрощениям, картина мира, которую оно являет не чёрно-белая. В нём есть разные праведники и разные грешники, и у каждого из них свои отношения со Христом.

Итак, иногда Христос совершал массовые чудеса. Однако сегодня мы слышим из Его уст запрет рассказывать о произошедшем чуде. Это может показаться чем-то противоречивым, хотя на самом деле противоречия тут нет. С одной стороны, ясно, что Христос не совершал чудес втайне, не скрывался, так как Ему надо было показать людям, что День Господень наступил. С другой, Он не хотел лишней славы, не хотел давить на людей Своим авторитетом чудотворца. Ему было важно, чтобы люди поверили благой вести осознанно, а не просто восхитились чудом.

Христос приходит как вестник Божией любви, но эта любовь, как поедающий огонь, высвечивает и выявляет всё, что её недостойно. Христос неслучайно и поддерживает людей, и обличает, ведь подлинная любовь не может быть безразличной к искажениям и неправдам этого мира.

Но самое важное в благой вести пророка Исайи, которого цитирует Матфей, заключается в том, что Бог не только судит, но и ведёт человека к победе. Он не только выявляет кризис, Он даёт силы его преодолеть. Даёт не только избранным, не тем, кто Ему нравится, но всем людям вообще. Бог, конечно, нелицеприятен, но не в том смысле, что Он ко всем одинаково строг, а в том, что Он ко всем одинаково милостив. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, говорит пророк — и речь здесь явно идёт о людях, которые очень слабы духовно. О людях, которые не имеют внутренней целостности, не имеют внутреннего пламени. И всё же Бог к ним милостив. Всё потому, что нет в мире человека, которого Он сотворил бы для погибели и нет того, кого Он не воспринимал бы как Своего, близкого и нуждающегося в спасении.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Значение Рождества Спасителя состоит в том, что Он дал возможность стяжать дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение всем нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать — ту, которая вдохновляла пророков, — должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола (см. 1 Кор. 3, 16), и этот Дух может и вразумлять нас, и делать сильными.

Паисий Святогорец о вере в волю Божию

Часто супруги, обращающиеся ко мне, делятся своим беспокойством относительно рождения детей и спрашивают моего мнения. Некоторые супружеские пары хотят родить одного-двух детей, а другие — стать многодетными. Однако лучше, если они возложат проблему деторождения на Бога. Супруги должны вверять свою жизнь Божественному промыслу и не составлять собственных планов. Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит намного бóльшую заботу об их детях. Помню одного моряка, который женился 18 лет от роду. И сам он был бедняк, и девушку взял из бедной семьи. Сняли они какой-то подвал и там ютились. У жены его тоже была низкооплачиваемая работа, и жили они очень скудно. Представьте: вместо стола у них был ящик от персиков, которые им как-то посчастливилось купить! Потом у них появились дети. Для того чтобы их вырастить, они перебивались с хлеба на воду. И, однако, постепенно они разбогатели и стали жить хорошо.

Зачем ходить в Церковь, когда можно верить в Бога в душе?

Можно, но какую пользу принесет такая вера? В Библии под спасительной верой понимается нечто гораздо большее, чем простое согласие с тем, что Бог есть. Как сказано в Писании, «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19) .

«Вера в душе», которая ничего не меняет в нашей жизни, не может привести нас к вечному спасению.

Подлинная вера, как она описана в Библии — это завет, союз со Христом, который проявляется в том, что мы через Крещение присоединяемся к Его Церкви, пребываем в ней, пользуемся дарованными ей свыше благодатными спасительными средствами, участвуя в богослужениях, Таинствах, в частности, в Евхаристии, стремимся соблюдать Божии заповеди.

Как говорит сам Христос о Таинстве Евхаристии, «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:53,54).

Молитвословия

Кондак преподобной Мелании Римляныни

глас 3

Девства чистоты возлюбльши и обручника к благим увещавши,/ премножество богатства расточи/ в пребывание иночествующим, Богоблаженная, и обители воздвиже./ Темже в Небесная обители вселися,/ поминай нас, Желание всечестная.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В Казани на Благовещение покажут фильм «Афон — за жизнь!»
Анонсы и объявления 5 апреля 2017
В Казани на Благовещение покажут фильм «Афон — за жизнь!»

7 апреля, в рамках международной акции «Начало жизни» в казанском приходе священномученика Кирилла, расположенном по адресу улица Чистопольская, дом 30, состоится просмотр и обсуждение фильма «Афон — за жизнь! Завет преподобного Паисия Святогорца».