Почему важно участвовать в великопостных богослужениях

8476
Фото

От современных людей нередко можно услышать: «Я в храм не хожу, молюсь дома. В храме много народа, отвлекают, толкаются, службы на непонятном языке» и так далее. Это не только неполезно, но и опасно в духовном плане. Участвуя в богослужении, мы преодолеваем нашу, теперь уже ставшую естественной, обособленность и раздробленность, становимся тем, чем должны быть — единым Телом Христовым. Без этого единения во Христе наши личные подвиги самоограничения, молитвы, борьбы со страстями, имеют некоторый привкус эгоизма, потому что христианская духовность обращена ко Христу, а не к самому себе. Без этой устремленности ко Христу, духовность, рискует стать псевдохристианской, а возможно и антихристианской.

Православное богослужение — это и богословская школа, и воспитание нравственности. Оно объемлет всего человека, давая труд для тела и пищу для ума. Участвуя в богослужении, человек не просто молится, он входит в иную реальность, ощущение которой теряется в повседневной суете. Не случайно послы князя Владимира, побывав на богослужении в храме святой Софии, сказали: «Не знаем, где находились, то ли на небе, то ли на земле».

Все эти соображения относятся ко всем службам, но в особенности к службам Великого поста. Для большинства людей пост — это время, когда следует отказывать себе пище животного происхождения и развлечениях, а также исполнить свои религиозные обязанности — исповедоваться и причаститься. Все это, конечно, хорошо и правильно, но сводя пост только к исполнению этих «формальных» обязанностей, мы легко впадаем в фарисейское самодовольство и либо успокаиваемся, что сделали всё, что положено, либо начинаем осуждать тех, кто этого не сделал, либо и то и другое сразу.

В действительности пост — это путешествие к Пасхе, подобно путешествию древних израильтян в землю обетованную. Это путь от состояния суеты, праздности, нетерпеливости, постоянной тревоги, к целостности, любви и смирению. Эти новые переживания возникают в нашем сердце не просто так, а от прикосновения к иному бытию, иному миру — миру радости, света, и невыразимой надежды.

Без участия в великопостных службах достичь такого состояния очень трудно, можно даже сказать невозможно. Видимое однообразие службы, продолжительные чтения, пение великопостным распевом, создают особую атмосферу. Протоиерей Александр Шмеман назвал эту атмосферу «светлой печалью». Святые авторы и составители этих духовных песнопений знали по опыту путь духовного преображения и через богослужение передают его нам.

Субботние и воскресные службы Великого поста видимым образом не отличаются от непостных, поэтому прихожане, которые стараются быть только на воскресных богослужениях, но не приходят в храм по будням Великого поста, лишают себя величайшего сокровища, которое вложили в постовое богослужение его составители. И не сподобляются этой «светлой печали», приводящей нас в конце поста к торжествующей радости Пасхи Христовой.

Новости по теме

Размышления о нательном Кресте
Публикации 10 апреля 2024
Размышления о нательном Кресте

Четвертая седмица Великого поста посвящена Кресту Господню. И сегодня мы предлагаем задуматься о том изображении Распятия, которое сопровождает всю нашу жизнь — поговорим сегодня о нательном Кресте.

Смысл великопостных паремий
Публикации 9 апреля 2024
Смысл великопостных паремий

В чем смысл Великого поста? О чём Церковь предлагает задуматься в эти дни? Конечно, основным мотивом Четыредесятницы является призыв к покаянию, очищающему душу человеческую от всего, что мешает быть с Богом.

При чём здесь Бог?
Публикации 6 апреля 2024
При чём здесь Бог?

Почему многие члены Православной Церкви так трепетно относятся к изображению Креста? Для чего нужны земные поклоны перед Крестом? И при чём здесь Бог?

В Казанском Богородицком монастыре проходят лекции, посвящённые Великому посту В Казанском Богородицком монастыре проходят лекции, посвящённые Великому посту

В Казанском Богородицком монастыре работает лекторий, посвящённый Великому посту. Лекции-беседы еженедельно проводит руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин.