Протоиерей Николай Ушаков: Со Христом жить хорошо, а без Христа — плохо

16645
Фото

13 ноября 2020 года преставился ко Господу старейший священнослужитель Казанской епархии, ветеран Великой Отечественной войны, почётный настоятель Никольского кафедрального собора протоиерей Николай Ушаков. 17 ноября ему исполнилось бы 97 лет.

Предлагаем вашему вниманию интервью отца Николая, подготовленное редакцией приходской газеты Никольского собора города Казани в 2015 году.

— Отец Николай, где Вы родились и кем были Ваши родители?

— Я родился в городе Лебедянь Воронежской области в рабочей семье. Мой отец Ушаков Александр Михайлович был истинным христианином. За то, что в храм ходил, иконы держал, был православным, молился, его арестовали и расстреляли. Это было в 1945-1946 годах.

— А как Вы пришли к вере?

— Самые первые знания о вере получил от родителей, вместе с ними ходил в храм Божий, вместе с ними молился. Верующим был с детства.

— Какая была атмосфера среди верующих, когда Вы начали ходить в храм?

— Господствовали коммунисты, так что в храм ходили тайком. Родители идут и я с ними.

— А много ли людей посещало храм?

— Мало... Коммунисты преследовали, молодёжь выгоняли. Если тебя увидят коммунисты, то сразу сворачивали руки и в свой кабинет направляли. А там начинали обрабатывать: куда ты пришёл, с кем связался... Нас мракобесами называли, больше никак...

— Вам лично приходилось с ними сталкиваться?

— А как же! На допросы вызывали, когда я уже дьяконом служил. Помню, как они кулаком об стол стучали, ну и я тоже. Я на них, они — на меня.

— Что Вы можете сказать о войне?

— Война, конечно, принесла много ущерба и материального, и морального. После войны жить было негде. Остались деревянные домишки, которых сами мы и ремонтировали: печки сложишь, дрова привезёшь, истопишь, более менее тепло, ну и хорошо. Все люди были полуголодными, щи варили из крапивы. Майонеза тогда ещё не было, не умели его делать (смеется.) Иногда ложку сметаны положат в щи крапивные, и вот тебе самый богатый обед. А хлеб выдавали только по карточной системе.

— Расскажите, какие дороги привели Вас в Казань и как Вы решили стать священником?

— Шла Великая Отечественная война. В апреле 1942 года я был взят на фронт, до этого трудился с 16 лет на металлургическом заводе в городе Константиновка, что в Сталинской области. После получения ранения я лечился в военном госпитале города Камышин, а потом проходил лечение в Казани. Из армии меня освободили и направили работать на 230-й Ленинградский завод, который перевели в Казань. Работал и посещал храм Божий. Друг у меня был Вениамин Нечаев. Всегда с ним общался на духовные темы, с ним и пошли во священники, по убеждению так сказать. К тому же однажды меня вызвал к себе правящий архиерей, архиепископ Казанский Иов. Владыка заметил, что я регулярно участвую в богослужениях, и посоветовал мне всё-таки подумать о служении пресвитера. Он же в 1958 году рукоположил меня во диаконы и направил на обучение в Ленинградскую духовную семинарию на заочное отделение. Так я стал совмещать работу на заводе и учебу в семинарии. Семинарию я успешно окончил, после чего продолжил нести пастырское послушание в Казанской епархии. Дьяконом служил в Чистополе, в то время была «хрущёвщина»: церкви, монастыри не успели открыть, а Хрущёв их начал уже закрывать. Потом перевели в кладбищенскую церковь, затем в Царицыно.

Во священники меня рукополагал уже другой архипастырь, архиепископ Казанский и Марийский Михаил. Хиротония была в праздник Собора трёх святителей 12 февраля 1961 года. Из Казани с того времени я больше не уезжал, в Никольском соборе продолжаю служить по сей день.

— Какая была внутренняя атмосфера среди семинаристов?

— Только религиозная атмосфера. Все было строго.

— А какие были преподаватели?

— Были преподаватели еще такие дореволюционные, их было немного, человека четыре. И это было очень ценно.

— Где брали духовные книги, Евангелие? Ведь все было запрещено.

— Сохранились книги. Родители хранили духовные книги и у других знакомых христиан брали. Не все были дураками, были и умные люди. Дураки сжигали, им приказывали сжигать религиозные книги, и они сжигали, а умные люди хранили.

— Храмы были закрыты, а где же Вы встречались для соборной молитвы?

— Дома молились в домашних условиях. И Пасху тоже встречали дома!

— А после Второй мировой войны отношение населения к вере изменилось?

— Ну конечно! Потому что все пережили горе, у кого отец, у кого брат, у кого муж, у кого жена были убиты. Приходили, отпевали усопших, молились за них. Среди прихожан были раненые, изуродованные: у кого ноги не было, у кого руки не было, привозили их на колясках в храм Божий, причащали. Церковь была нужна для народа!

— А как открывали Никольский собор в 1946 году?

— Объявили всем верующим, что нужно прийти на помощь. Тут были и бочки с бензином, керосином, нефтью, и тракторы, и трубы, и прутья железные, что не пройдёшь, не перешагнёшь! Всё вытаскивали потихоньку, выбрасывали, увозили на свалку. Работы было очень много...

— Отец Николай, отличаются ли верующие нашего времени от верующих в годы гонения?

— Нет, истинно верующие люди не отличаются ничем! Простые обычные люди. Как были верующими, такими и остаются.

— Вы не боялись, что Вас могут арестовать, расстрелять?

— Нет, меня пугали, но я не боялся. В то время многие отрекались от веры. Часто публиковали в газетах: «вот я отрекаюсь от священства, от Церкви, от Бога»… Что только не писали в газетах. Смотришь, то дьякон отказался, то священник, то псаломщик, то еще кто-нибудь. На многих влияли коммунисты, вот и отрекались.

— Отец Николай, вот Вы говорите, что многие отрекались от Христа, а Вы этого не сделали. В связи с этим напрашивается вопрос — тяжело ли жить со Христом?

— Нет, наоборот, со Христом жить хорошо. А без Христа — плохо (на этот вопрос отец Николай ответил сразу же, не задумываясь)…

— А как лично Вы относились к людям, которые даже публично в газетах отрекались от веры, ведь среди них были и священники?

— А я с ними не общался, старался быть от них подальше. Это люди так и остались непросвещёнными ни в культурном, ни в духовном плане.

— А сожалеете ли о чём-нибудь?

— Мне сейчас всё нравится, слава Богу!

— Вам 92 года и Вы очень активны. Откуда берёте силы для служения и для жизни?

— С Небушка! (Возводит руки наверх и с особой теплотой улыбается). От Бога всё даётся!

— Как Вы воспринимаете свою прожитую жизнь?

— Нормально!

— А у Вас были братья, сёстры?

— Да, и брат, и сестра были, умерли уже. Брат работал на заводе, ведь в то время не разбирались, где и кем работать, лишь бы карточку давали на продукты, на хлеб... Самое главное, что они были верующими.

— Среди Ваших родственников были священники?

— Нет, не было. Я единственный священник в роду.

— Какого христианского мыслителя Вы читали и читаете с удовольствием?

— Из гражданских книг люблю Фёдора Михайловича Достоевского. А в основном это религиозные книги: Библия и жития святых.

— Что Вы можете пожелать современной молодёжи?

— Молодёжь, которая меня окружает, если будет твёрдо стоять в вере, то спасётся, а если будут колебания туда-сюда, трудно будет спастись. В вере стоять надо, и всё остальное приложится!

— В наше время какие душеполезные чтения Вы бы посоветовали?

— Евангелие, жития святых читать надо! Это пример для нашего спасения.

— Дорогой отец Николай, благодарим Вас за интересную и полезную беседу.

Вот так насыщенно и интересно прошла встреча с отцом Николаем. На все вопросы он отвечал охотно и быстро. Даже после встречи согласился на общую фотографию с нами, ребятами из приходской газеты. Самое главное наставление, которое мы вынесли для себя из беседы со старцем, это умение стоять в истинной вере и укреплять свою жизнь примерами святых отцов. Вера не зависит от времени, эпохи, правительства. Для истинно верующего человека всегда будут искушения, трудности в пути ко Христу. Но от этого пути нельзя уходить. Ведь истинное счастье только со Христом и только во Христе.

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Никольском соборе Казани В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Никольском соборе Казани

21 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил великое повечерие с чтением заключительной части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Никольском соборе Казани.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев
Публикации 11 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Бессоново Тетюшского района РТ.