Митрополит Феофан: Через исповедь, пост и молитву мы очищаем себя к празднику Успения Богородицы

4420
Фото

18 августа 2016 года состоялась очередная встреча митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с ведущим программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир» Алексеем Кулешовым.

Ведущий: Эфир продолжает «Тема». В студии Алексей Кулешов. Здравствуйте! Традиционно наш гость по четвергам — митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Владыка, добрый вечер!

Митрополит Феофан: Добрый вечер, Алексей!

Ведущий: Сегодня мы будем обсуждать некоторые события, которые произошли на неделе.

Мы с Вами встречаемся накануне большого церковного праздника Преображения Господня. Завтра Вы проведете торжественное, праздничное, большое богослужение, но не в столичном храме. Принципиальный какой-то момент, да?

Митрополит Феофан: Думаю, что здесь и принципиальный, и непринципиальный моменты. С одной стороны, там престольный праздник: престол освящен в этом храме в честь Преображения Господня. С другой стороны, моя принципиальная позиция — не замыкаться столицей и большими городами, потому что общение архипастыря должно доходить до самых глубинок.

Ведущий: Село Большие Кабаны будет, да?

Митрополит Феофан: Село Большие Кабаны. Я приглашаю всех, в 8.30 начало торжественной архиерейской службы, каковой никогда, может быть, не было в Кабанах, с хорошим хором.

Ведущий: Заодно и посмотрите, наверное, на жизнь православных?

Митрополит Феофан: Заодно своего рода и инспекционная практика. Надо же своими глазами посмотреть, как живет приход, как трудится священник, как община развивается.

Ведущий: Владыка, тем не менее, сейчас продолжается Успенский пост. Он, правда, самый короткий, если я не ошибаюсь, всего две недели? А по строгости насколько он серьезный?

Митрополит Феофан: По строгости он очень серьезный. Этот пост приравнивается к Великому посту. В этот пост не разрешается вкушение скоромной пищи, то есть, ни мяса, ни молока, ни яиц. Только один раз во время поста — завтра, на Преображение — разрешается рыба.

Этот пост посвящен Богоматери, дню Её Успения. Я не говорю «смерти» — Успения, это разные вещи. Она уснула и перешла в совершенно иной мир. Поэтому, почитая Божию Матерь, верующие люди готовятся по-особому встретить этот рубеж Её перехода от земли на Небо. Люди знают, что Богоматерь была чистая, непорочная, святая — Матерь Бога — и встретить Её праздник люди православные, верующие стремятся, также очистив себя от всякого греховного наслоения.

Ведущий: То есть, получается, эти две недели являются приготовлением к этому событию?

Митрополит Феофан: Конечно же, приготовлением — мы много раз на эту тему с Вами говорили. И ограничение должно быть не только в пище. Самое главное — пересмотр своего внутреннего мира, есть ли там то, за что совесть укоряет. Что ты натворил? Что у тебя там немножко нечисто? Всё это надо вывести, вычистить. Как? Через исповедь, через пост, через молитву, и твердое намерение не повторять тех ошибок, которые смущают сердце.

Ведущий: Допустим, я дам себе обещание хотя бы эти две недели вести себя правильно и хорошо, но вот в еде у меня не получается как-то. Если все-таки главная составляющая не диета, не воздержание от еды, а духовное самосовершенствование, то...

Митрополит Феофан: Я понял Ваш вопрос.

Надо с чего-то начать. Вам пока не удается поститься — начните с воздержания внутреннего. А здесь очень много может быть предпринято усилий. Пост длится две недели, а хочется развлечься — у друзей вечеринка, на пикник поехать куда-то, посмотреть сериал, не очень полезный для ума и для сердца, но расхолаживающий нравственное чувство. Воздержись. Кто-то в семье невоздержан, с женой ссорится постоянно — дай обет себе перемирия хотя бы на эти две недели коротеньких. Чтобы не было никаких споров, никаких скандалов. Может это быть и на работе. Люди разные. У кого-то есть страсть к вину. Если трудно бросить сразу, начни с поста двухнедельного, да еще скажи: «Матерь Божья, ради Тебя! Помогай мне!» И малыми шагами придешь к большому, а самое главное — мир почувствуешь.

Ведущий: Главное, чтобы потом, после этих двух недель, не продолжить праздновать. Или не сказать: «Эти две недели продержался, а дальше...»

Митрополит Феофан: Нет, конечно. Две недели — это период закладки некоего фундамента, и нужно стараться дальше этот фундамент надстраивать, камешек по камешку. Нравственное ощущение и очищение должны быть.

И о другом хотел бы сказать: никогда не надо отчаиваться и унывать, если обещал и нарушил. Сам Бог говорит о том, сколько раз следует прощать: до седмижды семидесяти раз (Мф. 18:22), — то есть, без конца. Как упавший ребенок, который набил шишку или сбил коленку, встаёт, мама ему потерла и он опять идет. Как путник уставший, который отдохнул и вперёд. Упал — вставай.

Ведущий: Можно же себе всю жизнь, владыка, послабления такие делать: сейчас не получилось — ай, завтра!

Митрополит Феофан: Падение — не повод для послабления. Алексей, это же лукавство будет тогда!

Ведущий: Ну, а как? Я сам себя успокаиваю, говорю, что завтра начну; не завтра — послезавтра.

Митрополит Феофан: Нет, это умышленно. Мой отец был человеком очень жизненно умудренным. Я в деревне жил. Если что-то надо было сделать, дрова наколоть или еще что-то, и я говорил: «Завтра сделаю», — он всегда отвечал: «Завтра — не сегодня, так ленивцы говорят».

Ведущий: Лениться не нужно, одним словом.

Митрополит Феофан: Да.

Ведущий: О другом давайте, владыка, поговорим. В Татарстане стартовала благотворительная акция «Собери ребенка в школу». Она по всей России сейчас проходит, и Православная Церковь к ней присоединилась не только в республике, но и в других городах страны. Могут сказать, что это исключительно забота государства — помогать малоимущим семьям, многодетным, семьям с детьми-инвалидами. Государство для этого создано, вот пусть оно и делает…

Митрополит Феофан: Совершенно не согласен. Да, забота государства должна распространяться на людей, социально наименее защищенных, обездоленных, на вдов, бедных. Этим человеческое сообщество отличается от животного стада, ориентированного только на выживание… Люди должны сострадать и помогать друг другу.

С сожалением смотришь на огромные заборы, которые разделяют нас, даже чисто физически: пятиметровый забор вокруг виллы. Это беда, это говорит о недоверии людей друг ко другу.

Конечно, мы должны помогать, и Церковь помогает в меру возможностей. И я это в меру возможностей делаю, и других призываю: посмотрите вокруг — может быть, есть семья, детишки из которой идут в школу, и им нужна форма, книги, канцелярские предметы. Помоги, не обеднеешь! Дашь нуждающемуся — возвратится сторицей тебе. Обязательно надо помогать.

А государству тоже надо задуматься. Не декларировать, а делать надо.

Ведущий: Как? Увеличивать социальную поддержку?

Митрополит Феофан: Думаю, что это может быть по-разному. Это может быть социальная поддержка и постоянная, и разовая. Это может быть и на уровне федеральном, и на уровне регионов, и на уровне муниципалитетов. Хорошо, когда государство напоминает тем, кто имеет такую возможность, о необходимости помощи бедным. Это не значит «отнять и поделить».

Ведущий: По доброй воле, опять же.

Митрополит Феофан: Конечно.

Ведущий: В продолжение темы семьи. В Москве прошел фестиваль в защиту семейных ценностей «За жизнь». Обсуждали среди прочего, как остановить волну абортов. Ваша позиция известна по этому вопросу. Говорили, в том числе, о том, как преодолеть демографический кризис, сделать так, чтобы было как можно больше многодетных семей в России.

Тут, опять же, возразят: «Экономическая ситуация нелегкая сейчас, о каких многодетных семьях можно говорить. Это же каждого обуть, накормить, в школу собрать…»

Митрополит Феофан: Опять старая тема — аборты, которых совершается 2 млн., по официальной статистике. Не говорите мне, что «по медицинским причинам» — думаю, что это очень малая часть. Не говорите, что «кормить нечем». В нашей стране не такая ситуация, чтобы мы помирали с голоду.

Возьмите послевоенное время. Я вспоминаю своё детство: жил в деревне, у людей по пять-шесть-семь детей. Самое малое, три ребёнка. И все выжили… А вот этот сытый заласканный ребенок, как мы знаем из практики, один. И потом что нередко с ним получается? Ко мне обращались люди, которые занимают высокое положение в государственной иерархии, бизнесмены. Порой они теряли единственного ребенка, который или наркоманом становился, или обалдуем, по-русски говоря. Это не улучшало моральный климат в семье, даже очень обеспеченной.

Мы много раз с Вами говорили о словах «незачем нищету плодить». Но сытый Запад стонет от демографической проблемы. В Скандинавии один, самое большое — два ребенка. Теперь еще, вдобавок, однополые «браки»… Что будет с человечеством? Поэтому проблема семьи это вопрос: быть или не быть государству.

Посмотрите, что происходит сейчас с Западом: меняется не просто социальная среда в связи с наплывом беженцев, но и этнокультурное состояние общества. А дальше что? Говорили, что дети — обуза. Но найдутся народы и страны, для которых дети — это ценность, и которые станут хозяевами мира. Вот и всё.

Ведущий: В продолжение разговора о детях, о том, что дети — это ценность. Много шума на неделе наделала история с эвакуированным автомобилем, в котором спал семимесячный младенец. Мама сказала, что вышла буквально на минуту в магазин за водой, плохо ей стало. А сотрудники, которые эвакуировали машину, сказали, что не заметили ребенка, потому что машина тонированная. Сейчас общество разделилось. Одни предлагают наказать мамашу, другие говорят, что неправы были те, кто эвакуировал…

Митрополит Феофан: Думаю, что это не первый случай, когда увозят машину с детьми. Поэтому, прежде чем грузить машину на эвакуатор, нужно постараться или дождаться водителя, или посигналить — предупредить.

Ведущий: Но здесь же явное нарушение — на тротуаре припарковался.

Митрополит Феофан: Нарушение нарушением, а как быть с ребенком? У этого семимесячного ребёнка уже какие-то ощущения есть. Вдруг: ни мамы, никого, какая-то пустота. А если у него стресс?

Думаю, что и мама должна думать о своём ребенке, ни в коем случае не оставлять его одного. Но и рачителям порядка тоже не стоит торопиться. Посигнальте вы, подождите минут 5-10, а не так, что — подъехал эвакуатор и сразу грузить. Постарайтесь принять превентивные меры, штрафуйте, чтобы не допускать таких вещей. Здравый смысл — в первую очередь.

Ведущий: Такой детский, семейный разговор у нас с Вами сегодня получается, владыка…

В Татарстан вернулись дети, которые отдыхали в лагере «Витязь». Вы знаете, что там произошел пожар. Чудом никто не пострадал, потому что все в этот момент были на танцплощадке. Но в памяти жива трагедия в Карелии… Получается, вообще не отправлять в детские лагеря? Как сделать, чтобы был безопасен этот детский лагерь?

Митрополит Феофан: Алексей, давайте будем честными: невозможно обеспечить полную безопасность. Я ехал сейчас в машине и услышал по «Вестям» информацию: влетела шаровая молния в чум и погиб ребенок. Второй случай в Туле, опять шаровая молния. Как Вы от этого застрахуете? … Поэтому задача другого характера. Конечно, максимальная работа — предосторожности, чтобы этого не случилось. С другой стороны, нужно действовать не только запрещениями различными — санэпидемическими, надзорными, МЧС — но и создавать условия, чтобы этого не было…

Ведущий: И в завершение, владыка, вопрос. В Болгаре прошел круглый стол «Межнациональное и межконфессиональное согласие как залог успешного развития республики» — такое тяжелое, большое название. Среди прочего много говорили о толерантности. И вот как это понимать? Это следует понимать, как терпимое отношение к любым поступкам человека, проявлениям его свободной воли?

Митрополит Феофан: Эта тема очень часто звучит на различных форумах, в различных дебатах, политических в том числе, со стороны представителей различных партий. Сегодня я получил приглашение на большой форум, который пройдёт в Москве 24 августа. Меня пригласили выступить с докладом примерно такой тематики. Там и представители Госдумы будут, и Администрации Президента, — в общем, истеблишмент.

Я часто размышлял над вопросом, который Вы задали… Ни в коем случае толерантность нельзя ассоциировать со вседозволенностью и всетерпимостью. Что такое «толерантность»? На ваших глазах избивают — что, «толерантно» нужно терпеть, проходить мимо и ждать, пока страж порядка подойдёт? А человека, может быть, убьют уже. Или, скажем, это определение применяют по отношению к окаянным однополым «бракам». Я не могу быть толерантным к ним, потому что мне ни моя совесть, ни моя вера не позволяют, и наше общественное, нравственное самосознание тоже не позволяют. Я могу быть, в крайнем случае, терпимым, но толерантным — «делаете — и делайте, я вас одобряю» — быть не могу.

Ведущий: То есть, камнями побивать не будете, но будете высказываться против?

Митрополит Феофан: Да, я выскажу своё мнение. Конечно же, я не имею вот этих элементов давления, но я оставляю за собой право высказать отношение к подобным явлениям.

Ещё раз повторю: и религиозная моя совесть, и наше историческое нравственное бытие, и наша, если хотите, физиология. Так? Я могу привести много примеров, когда толерантность не может ассоциироваться со вседозволенностью. Толерантное общество на Западе привело к тому, что мы видим сегодня. Толерантность — и взрывы в Париже, в Брюсселе — в сердце западной цивилизации, в Лондоне. И там много идёт теперь споров, нужна ли такая толерантность и где её пределы.

Ведущий: Вот хороший вопрос.

Митрополит Феофан: Где пределы толерантности? Вот это очень важно. Обычно говорят, что личность свободна и её свобода беспредельна. А если личная свобода затрагивает интересы общественные, тогда что? Здесь сталкивается единица со множеством….

А теперь я хотел бы поздравить Вас и всю телекомпанию с 25-летием. Сколько было различных СМИ создано за эти 25 лет. Но кто-то уже давно канул в Лету, кто-то не вытерпел конкуренции, а «Эфир» развивается. И я без ошибок, наверное, скажу: хорошая компания с хорошим потенциалом, с хорошим коллективом, с хорошим менеджментом…

Алексей, большое спасибо за наши с Вами встречи. Выражаю признательность и руководству, Андрею Парамоновичу Григорьеву, председателю Совета директоров.

Идите, несите правду, информируйте, развивайте наше общество. Всяческих вам, то есть всем сотрудникам телекомпании, успехов. А нам, зрителям и участникам, от вас пользы — той, которую мы должны получать. Храни вас Бог!

Ведущий: Спасибо большое, владыка, за теплые слова. На этом, наверное, и закончим на сегодня. Благодарю Вас, благодарю наших зрителей за внимание. И спасибо за все 25 лет, которые вы с нами, и я думаю, что еще увидимся. До свидания!

Митрополит Феофан: И с праздником Преображения Господня грядущим. Вечером служу в Никольском соборе, а завтра — в Кабанах. Приезжайте.

Ведущий: До свидания!

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.