Проповедь митрополита Феофана в Неделю Торжества Православия в Благовещенском соборе Казани

5110
Фото

25 февраля 2018 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Казанского кремля. После чтения Евангелия правящий архиерей обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, мы с вами празднуем Торжество Православия. История этого праздника связана с иконоборчеством, но вообще первые три века — период тяжелейших гонений на христиан. На Церковь Христову обрушилась вся грозная машина Римского государства, издавались вердикты, которые обязывали преследовать христиан. Многое делали и не принявшие, распявшие Христа иудеи, часто подстрекали народ, возбуждая против христиан. Язычники также делали всё, чтобы возбудить ненависть к христианам. Ложь, клевета, ненависть, злоба — всё перемешивалось, и лилась кровь христианская на аренах цирков, христиан сжигали и преследовали.

Удивительное дело: распяли Христа и осталась маленькая горстка Его последователей — всего 12 апостолов, потом 70. И в наше время трудно представить, как возможно с таким количеством завоевать практически весь мир, особенно в условиях, о которых я говорил выше. Гонения, ненависть, машина государственная, законы — всё было против христиан, а они шли на смерть и проповедовали. Их сжигают на кострах, а они говорят: «Есть Христос, Который воскрес, Он наш Истинный Бог». Вера проникает и в народные массы, и во дворцы. В христианство обращаются те, кто гнал Христа — в том числе, иудеи, как это было с апостолом Павлом, из гонителя ставшего ревнителем и великим проповедником.

Кажется, после наступления эпохи Константина Великого всё должно было быть нормально, ведь христианство становится государственной религией. Но корень зла в другом, и борьба со стороны дьявола продолжается. Все эти гонения были орудием борьбы дьявола с Богом. Бесы стремятся как можно больше последователей привлечь в свои сети. На протяжении многих лет не удавалось насилием, угрозой смерти убедить христиан — возникают различные лжеучения, ереси, одна из которых искажает суть учения о лице Иисуса Христа. Мы твёрдо верим, что Сын Божий воплотился от Духа Святого, полностью восприняв человеческую плоть. Эта плоть была исцелена Спасителем от греха на кресте, омыта кровью и обожена. Именно с нашей плотью, но уже иной, Христос вознесся на небо.

И вот наступил век борьбы с иконами, так называемая ересь иконоборчества. Начали обвинять христиан и говорить: «Что вы поклоняетесь доскам и краскам? Разве не слышали, что сказано в Ветхом Завете: не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли (Втор. 5:8)».

Слышали, знали и знаем мы, что это так. Но это было в Ветхом Завете. Мы знаем, что Господь Иисус Христос воплотился, жил на земле, ходил, проповедовал, был распят и воскрес. И поэтому изображение на святых иконах Спасителя, Богоматери, угодников Божиих имеет основание в лице Иисуса Христа.

Мы ни в коем случае не поклоняемся доске или краскам, когда подходим к иконе. Лобызая образ, мы мысленно обращаемся к Живому Богу, Пречистой Деве Марии, к святым угодникам. Для нас важны первообразы, которые на иконе изображены. Мы не идолопоклонники, мы поклоняемся истинному Богу. Когда целуем святые иконы, наша мысль переносится к изображенным на них первообразам. Неслучайно православные иконы отличаются от западных изображений Спасителя или Богоматери, которые носят более черты живописи. Православная икона имеет совершенно иную перспективу в изображениях; говорят, что икона — это дверь от земли к Небу.

Целый век тех, кто почитал иконы, преследовали. Кто преследовал? Те, кто называл себя православным: гонителями были и патриархи, и епископы, которые думали, что творят правду и защищают истину. Глубоко заблуждались. Феофан исповедник Начертанный, стойкий защитник почитания икон, настолько был жестоко мучим, что на его лице были написаны, выжжены его церковные гимны, с которыми он и умер, не отступив от Христа. Известно много иных случаев стойкости мучеников, не отрекшихся от икон...

Но всё же наступила истина: после VII Вселенского Собора восторжествовало Православие, установлено иконопочитание. Позже было решено определить первую Неделю Великого поста днём Торжества Православия.

А где наше торжество? Сколько нас здесь стоит? Ведь Русь святой и православной называют, говорят, что до 80% жителей называют себя православными. А где мы? Какое торжество — нас очень мало. И что в мире творится сейчас? Даже православные страны, такие как Греция, где по сей день Конституция начинается словами «Во имя Святой Живоначальной Троицы...», глубоко отходят от Православия. А Болгария? А Румыния? А Сербия? И Россия — мы торжествуем, православные? Где, когда и над кем? Иногда может наступить печаль и разочарование.

Но Бог непобедим. Некогда 12 апостолов пронесли истину о Христе, и хотя 2 000 лет христиан гнали, мы живы! Весь XX век в нашей стране были жесточайшие гонения на Церковь. 50 с лишним лет назад я принимал воинскую присягу в Казани — не было здесь открытого собора, всё было поругано. Кто мог подумать ещё 30 лет назад, что мы будем свободно исповедовать свою веру, строить храмы, молиться, учить детей?

Бог поругаем не бывает! Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26) И Господь сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Так оно и есть. И ныне мы слышим слова Христа: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12:32).

В день Торжества Православия, вновь и вновь прославляя Спасителя, Царицу Небесную, святых угодников Божиих, останемся верными чадами Православной Церкви. Будем славить Бога, дабы в день оный могли услышать глас Спасителя: войди в радость господина твоего (Мф. 25:21). Аминь.

Новости по теме

В пятницу 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе Казани В пятницу 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе Казани

19 апреля, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе столицы Татарстана.

В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани

18 апреля, в Четверток Великого канона, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме благоверного князя Александра Невского города Казани.

Митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе Митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе

Вечером 17 апреля, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском кафедральном соборе.

В среду 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров и освятил колокола в Князь-Владимирском храме посёлка Октябрьский В среду 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров и освятил колокола в Князь-Владимирском храме посёлка Октябрьский

17 апреля, в среду 5-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме равноапостольного князя Владимира в посёлке Октябрьский (Зеленодольский район Республики Татарстан).