19 января мы вместе с Церковью встретили Крещение Господне, или Богоявление. Это один из самых древних христианских праздников, один из самых радостных и торжественных. Церковь будет отмечать Богоявление вплоть до 27 января, и мы с вами (при невозможности посещать каждый день храм) можем дома каждый день воспевать праздничный тропарь:
«Во Иордане крещающуюся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе».
Когда мы молимся, нам нужно понимать и пропускать через сердце текст молитв, поэтому приводим здесь перевод церковнославянского тропаря:
«При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»
О чём эти слова? Тот, кто читал Евангелие, помнит историю великого события.
«И было в те дни, — пишет апостол Марк в первой главе, — пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Предлагаем вашему вниманию ликующую проповедь епископа Феофана Затворника, память которого совершается сегодня, 23 января. Этот святой отправился к Богу на Небо как раз в праздник Крещения, в 1894 году. А сама проповедь, предлагаемая ниже, датирована 1864 годом. Чтобы легче воспринимать её, мы пересказали текст на современном русском.
...Празднуя Святое Богоявление, перенесемся мысленно туда, где всё совершилось, и будем с умом внимать происходившему там. Вот переправа через Иордан! Вы видите на берегу святого Иоанна, в одежде из верблюжьего волоса, с кожаным поясом. Его окружает бесчисленное множество народа из Иерусалима, Иудеи и всей страны Иорданской. Крещение Спасителя только что завершилось, и все смотрят на Сына Человеческого, выходящего из воды…
Они больше ничего и не видят. Но у нас с вами есть драгоценный дар веры, а значит вслед за Иоанном, минуя видимое всем, мы можем внимательно рассмотреть невидимое: небо открывшееся, голубя спускающегося и голос, говорящий: «Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада». Смотрите внимательно и не отвлекайтесь от этой дивной картины! О! Кто даст силу нашим устам, чтобы достойно воспеть славу Бога, в трех ипостасях на Иордане явившегося!
Вместе с потерянным раем правда Божия закрыла на замок небеса. Но как сильного напора вод не удерживает и крепкая преграда, так растаяла наконец крепость правды от огня любви Божией, и вот распахнулись небеса. Распахнём и мы, братья, самих себя, ненасытно воспримем Бога открывшегося и насладимся Им! Напитаем Им все чувства, все мысли и желания свои!
Мы погружены во тьму, но вот яркий свет. Мы поражены безотрадным разъединением — и с небом и с собою; но вот всё оживляющее примирение. Мы измождены бессилием, но вот неиссякаемый источник всяких сил!
Как после долгой ночи вся природа жаждет света и скорее стремится под первые лучи восходящего солнца, так и мы, устремив на Богоявление просветленный верой мысленный взор, с охотой воспримем спасительные лучи слов Бога Отца, и насладимся ими.
Как замёрзшая зимой природа жадно встречает весну и вновь вся оживает, так и мы почувствуем сердцем примирение, которым сияет крещаемый Господь, и насладимся им!
Как во время летней жары земля жадно пьет нисходящий с неба дождь, так и мы всей душой воспримем всякую силу, готовую излиться на нас от Духа, сходящего в виде голубя, и насладимся ей!
Зачем я призываю вас к этому? Разве не взошли мы уже на корабль спасения? Разве не просвещены мы, не умиротворены, не оживлены после своего крещения? Но если бы было так! Когда-то, вспомнив Иоанна Крестителя, Господь с укором говорил иудеям: он был светильник, горел и светил, а вы начали искать других развлечений... И вот каждый год в Святой Церкви и на нас Господь направляет свет Богоявления. Не говорит ли Он нам таким образом: вот где свет горящий и светящий! Смотрите же, не ищите других радостей кроме него!
Глядите, братья, как опасно ходите! Не обольщают ли нас иногда обманчивые призывы врагов спасения?
Пустое умствование говорит: ко мне идите, у меня свет. Но у него не свет, а только призрак света, и те, которые слушают его, называют свет тьмою и тьму светом.
Мир зовет: ко мне идите, я дам вам мир! Но у него не мир, а призрак мира, и увлеченные им, впоследствии запоздало опомнившись, укоряют его, говоря: мир! мир! и где этот мир?
Князь мира, диавол, обещает простор и жизнь, и силу, и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их — и обольщенные им только на словах живы, свободны и довольны, а на самом деле — расслабленные, томимые лишениями рабы.
Поспешите, братья, научиться различать всё это при свете Богоявления и тогда не увлечетесь обманными призывами, но скорее устремитесь к Тому, Кто путь, истина и жизнь, и правда, и освящение, и избавление.
Вот почти мы и добрались до самоосуждения. Что ж, этого и хочет Господь. Церкви повелел Он светло праздновать Свое Богоявление, а каждого из нас вводит в радость праздника только чрез суд совести. Кто вкусил даров, ради которых празднует Церковь, тот да радуется! А кто не вкусил, вкуси, и возрадуешься. Аминь.