Выступление митрополита Феофана на IV Съезде православных педагогов Татарстанской митрополии

1553
Фото

28 сентября 2019 года в Казанской духовной семинарии состоялся IV Съезд православных педагогов Татарстанской митрополии «Память. Вклад Татарстана в победу в Великой Отечественной войне». На пленарном заседании выступил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Мне часто задают вопрос о значении Съезда православных педагогов Татарстанской митрополии. Войдя в этот зал, я понял, что даже одно то, что мы собираемся со всей республики в таком количестве, является весьма знаменательным явлением. Одно дело, когда мы преподаем в воскресных школах — кто в городе, кто на селе, а другое дело, когда мы собрались все вместе и можем ощутить себя единой, большой и дружной семьей. О том, чтобы собрать такие съезды, еще 30 лет назад, на исходе советского периода, было невозможно даже мечтать. Совершенно иная была идеология, подход к роли религии в жизни общества.

Мне приходилось, выступая на различных мероприятиях, отвечать на вопрос: «Что получила Церковь в результате развала СССР?» А что хорошего в этом развале? Плохо, что большая страна распалась. Это плохо, и я никогда не смогу сказать, что это хорошо. Плохо и то, что мало внимания уделяется достижениям советского периода в области образования. Наше образование было одним из лучших в мире. Если бы это было не так, то наших ученых не брали бы столь охотно в самые престижные мировые [научные] центры. Поверьте, я это знаю не из газет. Бывая во многих странах, я встречал очень многих наших соотечественников именно из области науки. Их с удовольствием принимали в научную систему, в университеты и институты.

Вернусь к ответу на вопрос, чего же мы достигли. Мы достигли очень многого — понимания того, что религия это не 129-е дело в жизни нашего общества, но это базовая ценность. Взаимоотношения, которое сложились между религиозными организациями и государственной властью, являются базовым достижением. И свидетельство этому — присутствие здесь представителя Министерства образования и науки Татарстана.

Хотел бы сказать о важности воскресных школ. Мне жаль, что в наших общеобразовательных школах пока еще не преподаются основы религиозных культур. Не устану говорить, что страшилка, якобы это привнесет какой-то разлад, не имеет под собой никакого основания. Знание религиозных основ своего народа не приносит ненависти к другим.

Прописная истина: народ, который не знает своей культуры, своей веры, своей истории, своего быта, теряет уважение в глазах других. И как уродливое следствие невежества в духовном просвещении — экстремизм, порождающий терроризм. Никогда не получится поставить препоны человеку в его поисках вечных ценностей, каковыми являются ценности религиозные. Сегодня целые города подтопляются, и начинают искать причину, решать, что делать. А все очень просто: надо так продумать систему водоотводов и дамб, чтобы эти потоки пустить в правильное русло и избежать ущерба. Так и в жизни общества: если мы живем хаотично, не имея ценностных ориентиров, то происходит беда.

Посмотрите, какое сегодня количество сект. Чем более активно мы будем изолировать от общества основные религиозные направления, тем более благоприятной будет почва для извращенных нравственных «ценностей». Мы видим, как это было с иеговистами, как это происходит в исламе, когда в лоне «ИГИЛ» оказывались террористы, в том числе, из Татарстана. Причина в том, что наше общество где-то недорабатывало. И совместно все мы — и государство, и общественность, и религиозные общины — несем за это ответственность. Ответственность, как сейчас говорят, за формирование здорового образа жизни.

Хотя это понятие очень размытое. Иногда под ним понимают права, граничащие со вседозволенностью, свободу без берегов, которая способна «затопить» целые регионы. Это реальные угрозы и вызовы нашего времени, стоящие перед нашим обществом и перед нами.

Дорогие мои педагоги! Вы связаны священным долгом просветителей не только давать формальные знания в области образования, но и воспитывать, прививать воспитанникам нравственные ориентиры, давать нравственные оценки происходящему в мире. Очень важно привлекать наших детей к восстановлению разрушенных храмов. Ведь сколько их поруганных стоит сегодня! Как было бы хорошо ученикам и педагогам воскресной школы вместе куда-то в район поехать, потрудиться, убрать мусор около храма. А перед этим хорошо бы изучить историю этого храма и показать, с какой любовью люди относились к нашей вере, когда храмы были центром религиозного, нравственного, культурного, архитектурного, художественного наследия. Я думаю, что это будет зажигать в детях некую искорку.

С другой стороны, учитывая, что мы живем в многонациональном регионе, очень важно общение. Чтобы мы, не поступаясь своими религиозными убеждениями, научились уважительно относиться друг ко другу, не стесняться брать в качестве примера то лучшее, что есть у соседей. Я всегда говорю, что нужно брать в пример наших братьев мусульман, которые охотно ходят в мечети по пятницам, следуют вере своих отцов. Это хороший пример, ему нужно следовать. Тогда все остальное — социальные недуги, экстремизм — станут нашими общими проблемами, тогда будет большая сила созидания нашего Отечества и нашей малой Родины Татарстана, где, слава Богу, есть мир и согласие.

[…]

Недавно у меня зашел разговор с одним из прихожан. Он сомневался в необходимости воскресных школ — мол, воскресная школа это только для детей. Когда подросток ее заканчивает, входит в пору юности, то его начинают одолевать различные шатания. Это связано и с психологией, и с физиологией каждого человека. Мы знаем примеры, когда известные люди, писатели, философы находились в очень драматических поисках истины, иногда даже вставая на путь богоборчества. Тот же самый Достоевский — чего он не перепробовал, пока не пришел к истине, что только православная вера способна придать смысл человеческому бытию.

Работа воскресных школ совсем не напрасна. Шатание пройдет, а те добрые начала, что были заложены педагогами, проснутся. И как неотступный страж в период, когда в поисках смысла жизни человек сталкивается с безнравственностью, когда общество предлагает жить «как все», проснется главный инструмент — совесть. И она вдруг начнет очень твердо говорить: «Ты помнишь, в воскресной школе учили, что нельзя воровать, нельзя бросать своих родителей, нельзя завидовать, убивать. Остановись!» И человек начинает задумываться. И перед самой пропастью, с помощью знаний, полученных в воскресной школе, и слов истины, услышанных в храме, человек получает силы для своего спасения и нравственного возрождения.

Наша главная задача — формировать в воскресных школах реперные точки нравственных ориентиров в жизни нашего общества. Не надо думать, что мы ничего не изменим. Если бы мы ничего не могли изменить, то и России уже не было бы. Это самый тонкий прием — внушить нам, нашему обществу, что по всем направлениям — в экономике, политике, международных отношениях — мы ничего не сможем сделать, что Россия побеждена. Нет Советского Союза, не будет и вас. Ложь! Вы хотите деморализовать нас? А мы вновь восстаем и возвращаемся к тем базовым ценностям, на которых выросли наши народы. И эти ценности — религиозные. Мы прививаем патриотизм как любовь к Отечеству, культуре, вере, истории, как любовь к нашим братьям, пусть и исповедующим другую веру и говорящим на своем языке.

Кстати, о языке. Еще раз я даю установку: татарский язык у нас и в воскресных школах, и в семинарии должен активно изучаться. Знание языка того народа, с которым мы живем рядом — это мост ко взаимопониманию. Это совсем не значит, что мы должны забыть свой язык, свою традицию — все это должно изучаться параллельно. Уважая свою веру, мы будем уважительно относиться к вере тех, с кем живем бок о бок.

Если в воскресных школах говорить только ссылками из Священного Писания, то мы не сможем привить любви к Православию, что является нашей задачей. Нужно не только давать некую сумму знаний, но и раскрывать красоту нашей веры, величие Христа и тех истин, которые Он проповедовал. Ставлю конкретную задачу. Богатый пласт для воспитательной работы в воскресных школах — русская литература в православной ретроспективе. Это циклы лекций по литературе в воскресных школах. Можно взять одного писателя или поэта и организовывать литературные вечера, чтобы расширить кругозор и познакомить детей с их великим творчеством, посвященным Православию.

Благодарю за внимание.

Новости по теме

В пятницу первой седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме Казанской духовной семинарии В пятницу первой седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме Казанской духовной семинарии

22 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии.

В рамках Фестиваля православной книги в Казани состоялся мастер-класс по марморированию бумаги В рамках Фестиваля православной книги в Казани состоялся мастер-класс по марморированию бумаги

Занятие посетили читатели Центральной детской библиотеки города Казани и воспитанники воскресной школы прихода святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Казани.

В Казанской семинарии состоялась презентация методических материалов к курсу «Закон Божий» для воскресных школ В Казанской семинарии состоялась презентация методических материалов к курсу «Закон Божий» для воскресных школ

В Казанской духовной семинарии состоялась презентация единого учебно-методического комплекта (ЕУМК) к курсу «Закон Божий» для воскресных школ «Бог и человек: движение навстречу».

В Казанской духовной семинарии прошли «II Несмеловские чтения» В Казанской духовной семинарии прошли «II Несмеловские чтения»

14 марта в Казанской православной духовной семинарии состоялся научно-практический семинар «II Несмеловские чтения».