Христос в платяном шкафу

1670
Фото


Клайв Льюис и переложение Евангелия в «Хрониках Нарнии»

Клайв Стейплз Льюис (1898—1963) — один из самых известных британских писателей, прославившийся (как теолог) трудами, трактующими христианство с точки зрения человека, который утратил веру в детстве и возвратился к ней уже в зрелом возрасте. Столкнувшись в колледже с дистелеологией — учением о несовершенстве природы, Льюис принял решение стать атеистом, несмотря на то, что он воспитывался в христианских традициях, в религиозной семье. После долгих лет внутреннего поиска и увлеченного изучения богословских трудов многих ученых летом 1929-го (в 33 года) Льюис признал существование Бога и вновь вернулся к вере.

Клайв Стейплз Льюис широко известен читателям в первую очередь как автор серии детских книг «Хроники Нарнии». В последнее время произведения Льюиса становятся объектом пристального исследования, как с точки зрения литературоведения, так и с точки зрения богословия. Льюис не был священнослужителем, более того, он не имел какого-либо богословского образования, однако это еще больше сближает его с теми, к кому он обращается в книгах. В своих произведениях Льюис не просто ссылается на Библию, он облекает основы Православия в особую форму, понятную даже детям, и часто тем самым вызывает интерес к дальнейшему изучению православной веры.

Восприятие и истолкование христианских черт в творчестве Льюиса открывает один из возможных путей изучения художественного мира писателя, постижения его произведений. Христианский аспект исследования творчества Льюиса позволяет глубже проникнуть во внутренний мир героев его произведений, выявить моральные принципы автора и их художественное воплощение.

Изначально Клайв Стейплз Льюис не задумывал писать все семь книг цикла «Хроники Нарнии». Поэтому, создание произведений условно можно разделить на 4 этапа, которые соответствуют окончаниям серьезных философских и богословских трудов писателя. Так, после написания «Чуда» вышли в свет «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» и первый набросок «Племянника Чародея», названный «Отрывок про Ле Фей». Результатом второго этапа стали книги «Принц Каспиан» и «Плавание «Покорителя Зари». Третий завершился написанием «Коня и его мальчика». И наконец, последний привел к появлению «Серебряного Кресла», «Последней Битвы» и «Племянника чародея».

Основные темы книг Льюиса определяет Евангелие. Именно темы, так как сюжеты остаются традиционно сказочными: борьба со злой колдуньей, поиски, путешествие, сватовство, побег. Самым ярким евангельским образом в цикле «Хроники Нарнии» является лев Аслан — прообраз Иисуса Христа. С ветхозаветных времен лев ассоциируется с чем-то могущественным и царственным. В Писании о нем сказано: «Лев — силач между зверями, не посторонится ни перед кем» (Притч. 30, 30). Молодой лев — библейский символ рода Иуды (Быт. 49, 9), откуда происходит праотец Спасителя — царь Давид. Золотистое сияние гривы Аслана, о котором не раз упоминается в книгах, ассоциируется с золотым светом нимба. В Нарнии именем Аслана клянутся, герои произносят: «Во имя Аслана», «Асланом тебя прошу».

Нарния создана песней великого Льва, он, как и Христос, дает жителям Нарнии основную заповедь: «И все любите друг друга». Аслан определяет, что Нарнией могут управлять только сыновья Адама и дочери Евы. Все это — перифразированные строки Книги Бытия (Быт. 1, 26-27). Заповеди, которые дает Аслан нарнийцам, берут начало в заповедях Моисея и Нагорной проповеди. Аслан требует от жителей своей страны любви, смирения и покаяния. Он осуждает любую, даже самую слабую попытку переложить свою вину на ближнего: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 5). Все это — фундаментальные положения православной веры.

Если Аслан — Христос, то дети Пэвэнси символизируют апостолов. Старшего брата зовут Питер, то есть Петр — Камень. Именно так звали простого рыбака, которого вместе с обратившимся фарисеем Павлом Церковь называет верховными апостолами. Иуда, который также являлся апостолом и продал Иисуса архиереям, явился прообразом среднего брата Эдмунда, предавшего Аслана и Нарнию за коробку рахат-лукума.

Следующим бесспорным обращением к христианству может послужить сцена искупления, в которой ради спасения жизни маленького Эдмунда и всей Нарнии Аслан приносит себя в жертву на Каменном Столе, добровольно отдает себя на смерть «по законам древней магии», но по законам «еще более древней» магии воскресает и уничтожает проклятие, подобно тому, как Христос, будучи безгрешным, добровольно приносит Себя в жертву на Кресте за весь род людской, во имя любви к людям и не только для того, чтобы дать им пример, но и для того, чтобы поистине искупить их, вызволить из-под власти «древних заклятий» и соединить с Богом. Здесь становится очевидна евангельская основа «Хроник Нарнии», где можно встретить, например, весьма прозрачную притчу о покаянии — Аслан, сдирающий драконьи шкуры с Юстеса в «Повелителе зари» или сюжет про евангельских жен — девочки Сьюзен и Люси Пэвэнси, наблюдающие издалека за гибелью Аслана и оплакивающие его у Каменного Стола, становятся свидетельницами воскресения Великого Льва с первым лучом солнца, подобно мироносицам, бывшим свидетельницам Воскресения Спасителя.

Несмотря на то, что цикл «Хроники Нарнии» был написан в форме сказок для детей, Льюис рискнул затронуть серьезную тему Антихриста и конца света. Цикл заканчивается «Последней битвой» так же, как Библия заканчивается «Апокалипсисом» от Иоанна Богослова. Многие ученые богословы утверждают, что для наиболее полного понимания «Хроник» нужно прежде прочитать Евангелие (хотя бы в пересказе для детей), с «Последней битвой» дело обстоит иначе, эту книгу следует прочитать прежде, чем брать в руки «Апокалипсис».

Клайв Стейплз Льюис был признан «ведущим христианским апологетом XX века», «самым популярным религиозным писателем современности, хотя его основным занятием остаются научная деятельность и преподавание в университете». Такие христианские работы Льиюса как «Просто христианство», «Страдание», «Письма Баламута» и «Человек отменяется» до сих пор пользуются огромной популярностью во всем мире. Льюис считал своим долгом вернуть христианство в мир, ставшим постхристианским. Он посвятил этой цели свои лекции, книги и, конечно же, цикл детских произведений «Хроники Нарнии», где вместе с библейскими мотивами найдется множество персонажей и историй, имеющих прообразы в греческой и римской мифологии и в традиционных британских и ирландских сказках.

Новости по теме

Воспитанник воскресной школы Никольского собора Казани стал лауреатом Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» Воспитанник воскресной школы Никольского собора Казани стал лауреатом Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»

В Москве под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения члены жюри подвели итоги XIX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Представители Казанской епархии стали лауреатами Макариевской премии Представители Казанской епархии стали лауреатами Макариевской премии

16 ноября в конференц-зале президиума Российской академии наук в Москве состоялась торжественная церемония вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в области гуманитарных наук 2023 года. Церемонию возглавил

В Казанской епархии подведены итоги литературного конкурса, посвящённого Казанской иконе Божией Матери В Казанской епархии подведены итоги литературного конкурса, посвящённого Казанской иконе Божией Матери

Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации подвёл итоги литературного конкурса «Казанская икона Божией Матери». Участники прислали в епархиальный отдел сочинения на тему, связанную с Казанским образом Пресвятой Богородицы.

В Казани подвели итоги епархиального конкурса «Красота Божьего мира» В Казани подвели итоги епархиального конкурса «Красота Божьего мира»

5 ноября Отдел религиозного образования и катехизации Казанской епархии подвёл итоги епархиального конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». В этом году конкурс посвящён наследию Александра Сергеевича Пушкина и приурочен к