Подростки и молодежь на приходе: формы работы, воспитание и взаимодействие

6729
Фото

Методы и формы организации работы с подростками и молодежью на церковном приходе имеют важнейшее значение в современной жизни Церкви, в деле воцерковления и приобщения их к духовно-нравственным традициям нашего народа. Именно в период активного формирования личности, религиозный опыт человека подвергается наибольшему испытанию он либо уходит в прошлое, оставаясь лишь в детских воспоминаниях, либо актуализируется через личностную встречу с Богом и приобретение собственного духовного опыта.

Приступая к раскрытию данной темы, прежде всего, обозначим возрастные границы подросткового и молодежного периодов: подростковый период приблизительно начинается в одиннадцать лет и оканчивается в пятнадцать, молодежный — с шестнадцати и до двадцати пяти лет.

Возраст с двенадцати-тринадцати до семнадцати-восемнадцати лет является самым непростым. Чаще всего в этот период дети не только теряют интерес к воскресной школе, но и уходят из Церкви.

Из возрастной психологии мы знаем, что в это время меняется мировоззрение ребенка, его взаимоотношения со взрослыми и окружающим миром. При наступлении переходного возраста активность подростка заметно возрастает, у него появляется необходимость в новых впечатлениях. На смену уравновешенности приходит вспыльчивость, раздражительность, грубость. Вместе с тем усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития личности, у подростка постепенно вырабатывается первичная система ценностей.

В данный период подростки склонны сомневаться в себе, бурно проявлять эмоции и вступать в споры, не приемлют чужих убеждений, требуют фактов и доказательств, очень чувствительны к критике. Они особо нуждаются в постоянном личном общении с людьми, проявляющими к ним любовь и заботу. Все подростки, независимо от их физического и умственного развития, хотят, чтобы взрослые относились к ним как к равным. Такое общение помогает им удовлетворять свои психологические потребности, такие как: потребность в здоровом взгляде на себя, потребность принадлежать какой-либо группе, потребность в знакомстве с лицами другого пола, потребность в социальной адекватности, т.е. поиске ответов на вопрос «Кто я?», «Какой цели должен я добиваться?».

На границе подросткового периода пятнадцати-шестнадцати лет очень важным вопросом становится тема самоопределения, выбора дальнейшего пути, куда пойти учиться, какую профессию получать? Размышления на эти темы и неизбежность выбора приводит, порой, подростков к серьезным внутренним переживаниям.

Кроме того, возрастает желание быть независимым, решать все самому, что ведет к восстанию против родителей и вообще против авторитета взрослых.

Опросы подростков показывают, что в большинстве случаях главной причиной их прихода в воскресную школу является не получение вероучительных знаний, а желание встретиться с друзьями, любимыми преподавателями, погрузиться в безопасную и комфортную для них атмосферу любви и взаимопонимания.

Участие в церковной жизни для подростка становится более трудным. С одной стороны, подростки склонны искать в храме защиты и утешения, с другой стороны, реагируют на церковные правила как на подавление свободы.

Это время, когда подростки учатся переживать личные трагедии (предательство друзей, несчастная влюбленность, неприятие в группе). Именно поэтому особенно важно, чтобы храм и воскресная школа стали для подростков принимающей средой, в которой не только учили бы Закон Божий, но учили жить в Боге, следовать Его заповедям не только через теоретические построения, но и через христианскую жизнь.

При выработке форм работы, воспитания и взаимодействия с подростками и молодежью важное значение имеет изучение и обобщение опыта действующих воскресных школ Казанской епархии и Русской Православной Церкви в целом.

Приведу пример своего опыта работы с подростками и молодежью в казанском храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Основными направлениями, в первую очередь, являются занятия в воскресной школе «Лествица», участие в богослужениях, а также общие мероприятия (праздничные концерты), паломнические поездки, туристическое паломничество, летний отдых и поездки. Конечно, многие из перечисленных направлений реализуются и в других церковных приходах Казанской епархии, но при этом у каждого есть свои особенности.

Одной из специфик нашей воскресной школе является привлечение подростков и молодежи в роли помощников школьным преподавателям при проведении занятий для младших групп. Такая форма работы способствует формированию ответственности и самодисциплины, творческих и организаторских способностей. Постепенно, развивая педагогические навыки, ребята приобретают опыт и в дальнейшем могут стать, а некоторые уже стали самостоятельными учителями воскресной школы.

Слудующей особеннсотью, является участие ребят в богослужении, способствуещее их дальнейшему воцерковлению. Пение в молодежном хоре на клиросе и алтарное послушание для мальчиков, являются практически единственной возможностью, за некоторым исключением, приобщения подростков к богослужению и постепенному приобщению их к литургической жизни Церкви. Следует признать, простое присутствие в храме на длительных службах для многих ребят тягостно, а живое и деятельное участие в богослужении через послушания помогает им преодолевать эти сложности и для некоторых определить свой дальнейший жизненный путь в Церкви Христовой, как в пастырском, так и в певческом служении.

Непосредственное участие подростков и молодежи в подготовке и проведении праздничных концертов и спектаклей в воскресной школе, а также в различных социальных учреждениях способствует развитию у них творческих способностей, умению держаться на публике, взаимодействовать друг с другом. Традиционными праздничными датами для подготовки праздничных концертов в воскресной школе являются: Рождество Христово, Пасха, День Победы, День знаний, Международный день пожилых людей и День матери.

Не менее важным направлением являются совместные паломнические поездки. В нашем храме такие поездки совершаются два раза в год — в сентябре перед началом учебного года в воскресной школе и в мае — по окончанию учебного года. Объектами паломничества мы выбираем монастыри и храмы, расположенные вблизи Казани, это Седмиозерный монастырь, остров-град Свияжск, Раифский монастырь, село Аркатово Пестречинского района Республики Татарстан. В поездках принимают участие все желающие прихожане храма, родители и дети воскресной школы. В среднем паломническая группа состоит из 130-150 человек. Поездки не обходятся без экскурсий по монастырям и храмам. Как правило паломническую группу сопровождает несколько священников. Такие поездки важны для общения подростков и молодежи друг с другом, а также совместного времяпровождения родителей со своими детьми. Паломнические поездки не носят сугубо религиозный характер, а больше имеют культурно-просветительскую направленность. Особую роль они несут для невоцерковленных родителей, подростков и молодежи, которые не вошли еще в лоно Церкви либо отдаляются от него, поэтому погружение в большую приходскую семью оказывает часто благотворное воздействие на этих людей.

Туристическое паломничество — поездки, которые проводятся один раз в два года в разные города России. В 2016 году мы осуществили поездку по маршруту Москва—Санкт-Петербург—Москва, в 2018 году посетили Муром.

Особенностью таких поездок является участие в них не только взрослых, но и молодежи. Так, в 2016 году в поездке приняли участие десять человек, из них — трое взрослых, остальные — молодежь шестнадцати-восемнадцати лет. В 2018 году нас было уже двадцать человек, из них — шестеро взрослых, остальные — подростки и молодежь четырнадцати-восемнадцати лет. При подготовке к туристическим поездкам ребята самостоятельно занимаются организационными вопросами: планирование места посещения, выбор маршрутов передвижения, бронирование жилья, приобретение билетов на поезд, расчет питания и другое. Каждый участник поездки должен выбрать интересное место для посещения, ознакомиться с его историей и в момент посещения сделать небольшой экскурс по выбранному месту. Подобные поездки запоминаются участникам надолго, а для многих часто становятся первым серьезным путешествием. Обязательным в таких поездках является посещение храмов и монастырей, исторических и культурных достопримечательностей, музеев, участие в богослужениях, общая подготовка ко Причащению.

Особое место в работе с подростками и молодежью занимают летний отдых и поездки. Уже более четырех лет при нашем храме проводится летняя смена «Колоски» для детей воскресной школы от семи до двенадцати лет. Интересно, что директором смены, вожатыми и помощниками вожатых являются воспитанники воскресной школы с тринадцати до двадцати лет. Ребята составляют программу, расписание, планируют и самостоятельно проводят мероприятия и занятия с детьми. При необходимости, привлекают взрослых преподавателей.

Таким образом, к достижению восемнадцатилетнего возраста молодежь приобретает навыки преподавания, организации и проведения занятий и мероприятий. Имея опыт работы с детьми, у многих из них появляется желание связать свою дальнейшую профессию с педагогической деятельностью.

В заключении хотелось рассказать и о летних молодежных поездках воскресной школы «Лествица». В связи с необходимостью получения различного рода разрешений на организацию полноценных палаточных лагерей, которые проводились у нас на протяжении пяти лет до запрета, мы перешли на новую форму проведения летнего отдыха, на кратковременные поездки. За лето мы выезжаем два-три раза, обычно в выходные дни. Излюбленным местом наших поездок стало село Аркатово Пестречинского района Республики Татарстан. Обычно мы проживаем в паломническом доме при храме, что дает возможность, в отличие от палаточного лагеря, не думать о выживании, облегчает приготовление пищи, а также оставляет свободное время для выполнения послушаний и совместных посиделок. В таких поездках ребята активно участвуют в богослужениях, совместно готовятся к Таинству Причащения, выполняют необходимые работы по храму и территории, готовят пищу, купаются и, конечно, общаются. Основной и всеми любимой формой такого общения являются круглые столы. Темы круглых столов предлагают, как взрослые, так и молодежь. Обычно тема выбирается из списка по голосованию. Форма проведения круглых столов заключается в следующем, объявляется тема и каждый присутствующий может высказать свое мнение по поднимаемому вопросу. Далее выбранная тема совместно обсуждается, и в заключении спикер, обычно им бывает настоятель, подводит итоги и озвучивает православный взгляд по данной теме. Чаще всего ребята предлагают и выбирают актуальные для себя темы.

  • Любовь между мужчиной и женщиной. Добрачные отношения.
  • Что такое христианская семья?
  • Однополые отношения.
  • Смешанные браки. Любовь и вероисповедание.
  • Свобода и независимость. Христианский взгляд.
  • Почему я до сих пор христианин?
  • Где разница между осуждением и рассуждением.
  • Мое призвание в этом мире. Кем я хочу стать?
  • Границы Церкви. В какие сферы общества, государства и прав человека Церковь не должна вторгаться?
  • Современные нападки на Церковь (богатство храмов, богатство и пороки священнослужителей, оплата церковных услуг и т.п.).
  • Пить, или не пить, вот в чем вопрос. Можно ли употреблять спиртное?
  • Эвтаназия. Моя жизнь, мой выбор. Отношение Церкви к кремации.
  • Цель и смысл церковного пения.
  • Христианское понятие послушания.
  • Что такое смирение?
  • Почему Бог допускает страдания детей?
  • Равноправие людей, равноправие полов.
  • Притеснение за веру. Подставить левую щеку, или сражаться за Христа?

Самыми востребованными темами всегда были и остаются темы любви мужчины и женщины, поиск и критерии выбора второй половинки, темы, связанные с браком и темы, связанные с выбором профессии.

Круглые столы всегда дают возможность каждому заглянуть в себя и раскрыть частичку своей души, а мне, как спикеру, понять, чем живет и дышит молодежь, и в завершающем слове постараться направить их на христианское понимание актуальных тем.

В заключение хотелось бы отметить, что очень важным фактором общения с подростками и молодежью является открытость и честность. Они чувствуют лукавство и лицемерие. В священнике подростки хотят видеть не святого отца, а доброго наставника — человека со всеми недостатками, сомнениями и переживаниями, человека, у которого нет ответов на все вопросы, а общение с ними, нам, взрослым, дает возможность вернуться в свою юность, — такую же противоречивую и сложную.

Новости по теме

В Казани состоялось итоговое заседание экспертной комиссии регионального этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» В Казани состоялось итоговое заседание экспертной комиссии регионального этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

В Управлении Казанской епархии состоялось итоговое заседание экспертной комиссии I этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»
Анонсы и объявления 9 апреля 2024
В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»

12 апреля в Казанской православной духовной семинарии пройдёт конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие».

Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ

Воскресная школа «Лествица», действующая при храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Казани, реализует детский образовательный проект «Азбука веры».

Казанская духовная семинария прошла процедуру государственной аккредитации магистратуры Казанская духовная семинария прошла процедуру государственной аккредитации магистратуры

8 апреля 2024 года на портале Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки опубликован приказ о государственной аккредитации образовательной деятельности Казанской православной духовной семинарии в отношении уровня высшего образования