Публикации

Императорский маршрут

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Анатолий ЕЛДАШЕВ
Императорский маршрут

«Императорский маршрут» — проект, популяризирующий историю семьи Государя императора Николая II и направленный на возрождение основ историко-культурной и духовной составляющей России, ее достижений в период 300-летнего правления династии Романовых.

Данный проект был создан в 2017 году, инициатором выступил Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» (далее — Фонд ЕСПО). В рамках развития проекта 22 ноября 2017 года было заключено Соглашение между Министерством культуры Российской Федерации и Фондом ЕСПО. Проект поддерживает Федеральное агентство по туризму в рамках создания и обеспечения благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма.

Цель проекта — возрождение основ историко-культурной и духовной составляющей России, ее достижений в период правления династии Романовых.

За период действия проекта, реализованы следующие мероприятия по консолидации регионов-участников: наполняется интернет-портал «Императорский маршрут», создано руководство к использованию фирменного стиля, создан логотип «Императорский маршрут», разработан алгоритм действий по созданию туристского продукта.

Проект разбит на несколько этапов — маршрут памяти императорской семьи, маршруты Высочайшего пребывания (усадьбы и резиденции), а также маршруты путешествий и паломничеств представителей Российского Императорского Дома.

За время действия проекта выстроены региональные модули первого этапа развития «Императорского маршрута» — «Маршрут памяти Императорской Семьи» в восьми регионах (Санкт-Петербург, Псковская область, Кировская область, Пермский край, Свердловская область, Тюменская область, Томская и Омская области). В рамках проекта были созданы музей в местах памяти Императорской Семьи и представителей Российского Императорского Дома.

С 2020 года к проекту «Императорский маршрут» присоединилась и Казань, когда летом этого года было подписано соглашение между Государственным Комитетом по туризму Республики Татарстан и Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».

Думаю, нашему читателю будет интересно узнать, какие российские императоры и великие князья, члены Дома Романовых посетили в свое время наш город.

В рамках воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери, согласно Указу Президента Республики Татарстан от 4 ноября 2015 года «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божией Матери» представляет несомненный научный интерес история пребывания членов Дома Романовых и высоких духовных лиц в Казанском Богородицком женском монастыре.

Монастырь был крупнейшим в Казанском крае на протяжении всего своего существования. В 1855 году в обители подвизалось сто двадцать четыре насельницы, в том числе пятьдесят одна монахиня[1]. В 1916 году в нем проживало наибольшее число за всю его историю — четыреста семьдесят девять насельниц, из них шестьдесят пять монахинь[2], и даже перед закрытием в 1928 году в монастыре проживало триста пятьдесят одна насельница, из которых шестьдесят восемь монахинь[3].

С Казанской иконой Божией Матери связаны имена всех монархов династии Романовых — ни одного важного события в своей жизни или жизни «Богом вверенного им государства» они не начинали и не оканчивали иначе как перед этой всероссийской святыней. В монастырь за многовековую историю его существования непременно направлялись все царствующие особы при их посещении Казани.

В мае 1722 года по пути в Персидский поход, Казань посетил Петр I. Монарх осмотрел не только достопримечательности города — строящуюся Адмиралтейскую верфь и слободу, Суконную слободу, но также и Казанский Богородицкий женский монастырь.

Спустя сорок пять лет, в 1767 году в нашем городе побывала Екатерина II. 28 мая императрица в Богородицкой обители отстояла Божественную литургию и приложила к Казанской чудотворной иконе Божией Матери небольшую бриллиантовую корону. Побывала в Казанском Кремле, молилась в Благовещенском соборе, посетила правящего архиерея в его покоях в Новоиерусалимском монастыре (Архиерейской даче), подарила епархии карету, на которой ездила по городу, приняла депутацию русских и татарских купцов. Ночевала в гостинице Дворянского собрания, что в Петропавловском переулке (ныне переулок Рахматуллина).

30 мая 1798 года во время посещения Казани император Павел I со своими старшими сыновьями великими князьями Александром и Константином участвовал в церемонии закладки нового Казанского собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Император собственноручно положил первый камень в основание будущего храма.

28 августа 1817 года монастырь посетил младший брат императора Александра I великий князь Михаил Павлович. Он приложился к Казанской иконе Божией Матери и иконе Спасителя. Посетил игуменью Назарету в её келье.

18 августа 1836 года при посещении Казани монастырь почтил своим вниманием российский император Николай I. При его монаршей поддержке был не только восстановлен, но и значительно расширена в начале 1840-х годов трапезная часть кафедрального Благовещенского собора по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

20 июля 1837 года святую обитель посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.

В 1867 году в монастыре открылась живописная мастерская. В ней писались иконы для широкой продажи, по индивидуальному заказу и особенно тщательно и с радением писались подарочные иконы, предназначенные царствующим особам, высоким духовным лицам и высокочтимым гостям.

4 апреля 1866 году Государь Император Александр II подвергся покушению в Летнем саду Санкт-Петербурга со стороны разночинца Дмитрия Каракозова. Казанским городским обществом Его Величеству в знак чудесного спасения была поднесена Казанская икона Божией Матери в золотой ризе стоимостью в восемнадцать тысяч рублей серебром[4]. В монастыре еще до основания мастерской, несомненно, были подарочные иконы, написанные как своими иконописицами, так и городскими живописцами.

18 мая 1868 года обитель посетил великий князь Алексей Александрович Романов (1850–1908), четвертый сын императора Александра II, будущий адмирал, член Государственного совета, почетный член Императорского православного палестинского общества. Он принял из рук настоятельницы монастыря Анфии (Тюлькиной) икону, копию с чудотворного образа[5]. Уже только этот факт свидетельствует о том, что через год мастерство начинающих иконописцев достигло такого уровня, что их продукцию можно было дарить даже представителям Царствующего Дома.

Через четыре дня 22 мая 1868 года Казань по дороге в Москву посетил член Святейшего Синода, митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири Высокопреосвященнейший Иннокентий (Вениаминов). Святитель просветил светом веры Христовой целые народы Сибири и Северной Америки: якутов, бурят, лопарей, камчадалов, алеутов. Он создал три православные епархии. Знак митрополического сана — белый клобук с бриллиантовым на нем крестом — ему вручили в кафедральном Благовещенском соборе.

В женском первоклассном Богородицком монастыре святитель приложился к чудотворной Казанской иконе Божией Матери и нерукотворному образу Спасителя и принял из рук настоятельницы монастыря игуменьи Анфии снимок с чудотворной иконы Божией Матери[6].

27 августа 1871 года в последний раз Казань посетил Его Императорское Величество Государь Император Александр II с наследником престола цесаревичем Александром Александровичем (будущим императором Александром III) и великим князем Владимиром Александровичем. Великий князь Владимир Александрович (1847–1909), третий сын императора Александра II, младший брат Александра III, будущий член Государственного совета, генерал от инфантерии. В Казанско-Богородицком монастыре они приложились к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, после чего игуменья Анфия поднесла Государю-Императору список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери в ризе шитой золотом[7]. Но есть документы, который свидетельствует, что высоким гостям был преподнесен снимок с чудотворной иконы в изящной оправе[8]. Тот факт, что были преподнесены не списки, а снимки с иконы вызывает удивление, который, на наш взгляд, можно объяснить лишь тем, что фотографическое искусство в России, в том числе и в Казани, только набирало свои обороты. Мы умышленно приводим это разночтение в деталях.

22 октября 1878 года в кафедральном Благовещенском соборе состоялась Божественная литургия по поводу пятидесятилетнего служения в священном сане протоиерея Казанского кафедрального собора Виктора Петровича Вишневского.

Перед началом литургии архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров) лично благословил юбиляра Казанской иконой Божией Матери, написанной в мастерской обители. Его Высокопреосвященство надписал на иконе: «Высокопреподобнейшему отцу протоиерею казанского кафедрального собора Виктору Петровичу Вишневскому, в память совершившегося пятидесятилетия его достохвального и исполненного неусыпных и плодотворных трудов служения в священном сане на разнообразных поприщах деятельности в казанской пастве, и в благословение его маститой старости, от Пастыреначальника Христа Иисуса и от Пречистой Его Матери, в обители коей принята им благодать иерейства от рук приснопамятного святителя Филарета. Антоний, архиепископ Казанский. 22 октября 1878 г.»[9].

5 июля 1894 года в кафедральном Благовещенском соборе при большом стечении молящихся, в котором собрались и почти все сестры Казанско-Богородицкого монастыря, игуменья Серафима (Воскресенская) поднесла святому праведному протоиерею Иоанну Кронштадтскому во время его пребывания в Казани, изящную копию Казанской иконы Божией Матери[10]

Несомненно, вершиной деятельности монастырской мастерской можно считать дар, преподнесенный Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II в день его бракосочетания с императрицей Александрой Феодоровной 20 декабря 1894 года Казанской иконы Божией Матери. Через Обер-прокурора Святейшего Синода сестры обители получили от него слова благодарности.

Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, особой бумагой на имя Его Высокопросвященства, Преосвященнейшего Владимира, архиепископа Казанского и Свияжского от 22 декабря 1894 года, за № 6717, сообщил следующее:

«Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. Государь Император на всеподданнейшем докладе моем, с представлением Его Величеству иконы Казанской Божией Матери, изготовленной трудами настоятельницы и сестер Казанского первоклассного Богородицкого женского монастыря, в ознаменование бракосочетания Их Императорских Величеств, изволил, в 20-й день текущего декабря, собственноручно начертать: «Искренно благодарим».

Долгом поставляю сообщить о сем Вашему Преосвященству, для распоряжений к объявлению по принадлежности, в последствие отношения Вашего от 9-го декабря текущего года за № 5173.

Поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть.

Вашего Преосвященства Милостивого Государя и Архипастыря покорнейшим слугою К. Победоносцев[11]. 

3 марта 1898 года в обители побывал архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев). В зимнем Никольском соборе он приложился к чудотворным иконам Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, местной иконе Спасителя, поставил пред ними свечи. Чудотворные иконы на зимний период переносились из главного (холодного) собора в Николо-Тульский (теплый) храм. В живописной мастерской из рук заведующей монахини Анфии владыка принял две иконы Божией Матери «Казанская»: одну, писанную старшими мастерицами по золотому чекану и другую, писанную младшими мастерицами масляными красками. В свечной лавке ему были поднесены фотографические виды Казанского женского монастыря[12]

13 апреля 1901 года монастырь посетил внук Николая I, двоюродный брат Александра III, генерал-адъютант, главный начальник военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович Романов (1858–1915). Коленопреклоненно он помолился пред Казанским чудотворным образом Божией Матери. Игуменьей обители Серафимой (Воскресенской) была поднесена Его Высочеству в дар от обители работа сестер обители — точный список с чудотворной иконы[13]. Великий князь Константин Константинович еще дважды посещал Казань. Весной 1904 года, 8 марта он был на службе в кафедральном Благовещенском соборе[14]. В начале 1915 года, как генерал-инспектор военно-учебных заведений, с инспекторской проверкой посетил Казань[15].

13 июля 1910 году великой княгине Елисавете Феодоровне при первом ее посещении Казани, настоятельницей обители игуменьей Варварой (Клесовой) была преподнесена икона Божией Матери — точный список с явленной чудотворной иконы. Ей также были показаны работы сестер-мастериц: живописные золотошвейные и белошвейные. Лучшие из них были принесены в дар высокой посетительнице[16].

20 апреля 1913 года великая княгиня приняла участие в освящении под главным собором святой обители — храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых[17].

Пещерные храм и часовня были расписаны сестрами обители. В июне 2016 года остатки храма и часовни были вскрыты в ходе археологических работ. Росписи практически не сохранились.

4 мая 1928 года пленум Казанского горсовета принял решение о закрытии всех городских монастырей. Насельники выселялись из своих обителей. Собственность Казанского монастыря передавалась горкомхозу[18]. Организационные процедуры затянулись до начала 1929 года. Бывшие его насельницы расселились как в Казани, так и в пригородных селах.

Тяжёлая доля безвременья, хаоса и уничтожения монастыря досталась последней настоятельнице святой обители монахине Рахили (Ершовой Анне Гавриловне)[19].

После закрытия монастыря игуменья поселилась по улице Ново-Горшечная (ныне Бутлерова) в доме под номером 13 вместе с двумя послушницами. Этот добротный двухэтажный дом принадлежал известному казанскому купцу-благотворителю Ивану Семеновичу Кривоносову, который он построил еще в 1849 году. После революции дом был реквизирован у его вдовы Екатерины Александровны и превращен в коммунальное жилье. Снесен в 2006 году[20].

Игуменья Рахиль почила в 1929 году. Не выдержало сердце. Возможно, похоронена на Арском кладбище. В 1920-1940-е годы репрессиям подверглись многие насельницы святой обители[21]

26 мая 1932 года, в 4:30 утра главный собор монастыря был варварски взорван. Ныне, спустя восемьдесят девять лет мы являемся свидетелями его возрождения, участниками восстановления разорванных нитей истории.

Реперные точки по Императорскому маршруту

1.

Казанский кремль

Его посетили все Российские императоры от Петра I Великого до Александра III

2.

Благовещенский собор

Посещение всех Российских императоров от Петра I до Александра III

3.

Суконная фабрика (дом Ивана Афанасьевича Михляева)

Посещение Петром I (май 1722)

4.

Казанско-Богородицкий женский монастырь

Его посетили все Российские императоры от Петра I Великого до Александра III. Великая княгиня Елисавета Феодоровна ночевала в нем во время своих пребываний в Казани (20 апреля 1913, 7 июля 1914, 28-29 сентября 1915)

5.

Дворянское собрание (ныне городская Ратуша)

Посещение Великой княгиней Елисаветой Феодоровной (29 сентября 1915)

6.

Судебное присутствие

Государь император Николай I заночевал в этом здании (август 1836)

7.

Гостиница Дворянского собрания

Государыня императрица Екатерина II ночевала во время своего пребывания в Казани (май 1767)

8.

Арское поле

Императоры Александр II и Александр III принимали военные парады, смотр войск

9.

Казанская Духовная академия

Посещение Великой княгиней Елисаветой Феодоровной (28 сентября 1915)

10.

Центральная крещено-татарская школа

Посещение императорами Александром II (27 августа 1871) и Александром III (наследником, 18 июля 1869) 

11.

Дом Алексея Петровича Лецкого (угол Горького и Гоголя)

Пребывание Павла I (май 1798)

12.

Дом Чемезова (ныне кадетская школа)

Пребывание Павла I (май 1798)

13.

Архиерейская дача (Новоиерусалимский монастырь)

Пребывание Екатерины II (май 1767)

 

[1] ГА РТ. Ф. 484, оп. 61, д. 1, л. 1-48.

[2] ГА РТ. Ф. 484, оп. 84, д. 1, л. 1-48.

[3] ГА РТ. Ф. 484, оп. 87, д. 1, л. 1-48.

[4] Агафонов Н.Я. Обозрение корреспонденции из Казани в Русских газетах и журналах за 1866 год. — Казань: Университетская типография, 1867. — С. 8.

[5] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, на 1868 год. — Казань: Университетская типография. — С. 344.

[6] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, на 1868 год. — Казань: Университетская типография. — С. 350.

[7] Евфимий Малов, священник. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. — Казань: Типография Императорского Университета, 1879. — С. 109.

[8] Известия по Казанской епархии за 1871 год. — Казань: Университетская типография. — С. 598.

[9] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, на 1895 год. — Казань: Типография Императорского Университета, 1878. — С. 603-605.

[10] Посещение отцом Иоанном Кронштадтским города Казани. 1894. — С. 12.

[11] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1895 год. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1895. — С. 19.

[12] Посещение Казанско-Богородицкого женского монастыря Высокопреосвященнейшим Арсением // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1898 год. — Казань: Типо-литография Императорского Университета. — С. 300.

[13] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1901 год. — Казань: Типо-литография Императорского Университета. — С. 393.

[14] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, за 1904 год. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1904. — С. 351 — 352.

[15] Завьялова Л.В., Орлов К.В. Великий князь Константин Николаевич и великие князья Константиновичи. История семьи. — СПб: Вита Нова, 2009. — С. 423.

[16] Пребывание Ее Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны в гор. Казани // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1910 год. — Казань: Центральная типография, 1910. — С. 795.

[17] Зеленецкий Александр, протоиерей. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. — Казань: Центральная Типография, 1914. — С. 11.

[18] Красная Татария. 9 мая 1928 г. № 105 (3078).

[19] ГА РТ. Ф. 484, оп. 85, д. 1, л. 4.

[20] Подробнее купце-благотворителе Кривоносове И.С. См.: Алиев И.А. Забытый благотворитель. Казань давно минувших дней. — Казань, 2010. — С. 3-13.

[21] Степанов А.Ф. Судьбы насельниц Казанского Богородицкого женского монастыря в советские годы // Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сборник материалов Международной научно-практической конференции 19-21 июля 2016 года.  — Казань: Центр инновационных технологий, 2016. — С. 158

Теги:
Казанская икона Божией Матери
собор Казанской иконы Божией Матери
Казанско-Богородицкий монастырь
история Казанской епархии

Все публикации