10 фактов об архиепископе Казанском и Свияжском Афанасии

1461
Фото

14 января исполняется 154 года со дня кончины архиепископа Казанского и Свияжского Афанасия (Соколова)

1. Андрей Григорьевич Соколов (мирское имя владыки) родился 27 июня (9 июля) 1801 года в уездном городе Буй Костромской губернии в семье бедного причетника — дьячка местного собора Григория Стефанова.

2. Окончил Костромскую духовную семинарию (в ней получил фамилию Соколов) и в 1821 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой сверх обычной программы усердно занимался еврейским языком. По окончании академии получил степень кандидата богословия и 22 августа 1825 года был пострижен в монашество, а 8 сентября рукоположен в сан иеромонаха.

3. 29 августа 1825 года назначен преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии, 30 января 1826 года — инспектором Псковской духовной семинарии, 23 октября того же года удостоен звания магистра богословия. Любовь к науке и жажда знаний были его отличительными чертами с ранней юности и до конца жизни. С особой любовью он занимался изучением и переводом святоотеческих творений. В его квартире не только на столах, но и на стульях, на окнах, даже на полу — везде лежали книги и журналы. Любовь к научным занятиям он стремился привить и своим ученикам.

4. 3 апреля 1827 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Мирожского монастыря Псковской епархии. 28 августа 1828 года назначен ректором и профессором Харьковского коллегиума, в апреле 1830 года — ректором Черниговской духовной семинарии, а 11 июня того же года стол также настоятелем Елецкого Успенского монастыря Черниговской епархии. С 29 апреля 1832 года — ректор Тверской духовной семинарии и настоятель Калязина Троицкого монастыря Тверской епархии, с 7 марта 1838 года — ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и архимандрит ярославского Толгского монастыря.

5. 25 июня 1841 года рукоположен во епископа Томского и Енисейского. С 24 декабря 1853 года — архиепископ Иркутский и Нерчинский. В Томской и Иркутской епархиях он много потрудился на миссионерском поприще среди раскольников и язычников Сибирского края. Будучи неутомимым проповедником Слова Божия, он, несмотря ни на какие трудности, объезжал огромные сибирские пространства со своей походной церковью, неся свет христианского учения во все самые отдаленные уголки Сибири. В борьбе со старообрядческим расколом в Сибири он, в отличие от многих современников, не прибегал к полицейским мерам. Отбывавший в Томске ссылку декабрист Г.С. Батеньков писал: «…наш пастырь Афанасий человек ученый и по превосходству добрый и миролюбивый… сгладил закосненное старообрядчество — и все добром».

6. 3 ноября 1856 года назначен архиепископом Казанским и Свияжским. В Казани среди простых прихожан владыка Афанасий пользовался уважением. Святитель Филарет (Дроздов), вспоминая его, отмечал: «…драгоценно и весьма полезно в нем расположение к близкому общению с народом». Много ездил по епархии, особенно продолжительной (более полутора месяцев) была его поездка летом 1858 года, когда он побывал во всех 12 уездах Казанской губернии, служил во всех уездных городах и в нескольких десятках приходских храмов.

7. При архиепископе Афанасии в 1862-1865 годах на улице Воскресенской по проекту архитектора П.А. Солнцева вместо сгоревших в пожаре 1842 года трех корпусов с каменным первым и деревянными вторым и третьим этажами Казанской духовной семинарии было выстроено огромное двухэтажное каменное здание, фасадом во весь квартал (ныне вдоль улицы Кремлевской между улицами Н. Чернышевского и М. Джалиля). Так семинария вновь переселилась в собственное здание, а во временно занимавшемся ею здании на Поперечно-Казанской улице (ныне Миславского) вновь разместилось Казанское духовное училище (в настоящее время в этом здании находится Казанское епархиальное управление).

8. Во время пребывания преосвященного Афанасия на Казанской кафедре, в мае 1861 года в Казанской губернии произошли события, привлекшие внимание и всей России, и заграничных изданий. Сначала произошел расстрел крестьян в селе Бездна Спасского уезда, в результате которого погибли около 90 человек, а через несколько дней в церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище Казани состоялась «Куртинская панихида», в которой приняли участие студенты Казанского университета и Казанской духовной академии. С обличительной речью выступил профессор Казанского университета и недавний бакалавр Казанской духовной академии Афанасий Прокофьевич Щапов. Началось следствие, А.П. Щапов оказался под домашним арестом, а сама «Куртинская панихида» была подробно описана на страницах оппозиционного «Колокола» (издававшегося в Лондоне Герценом и Огаревым). Известно, что архиерей, как мог, пытался защитить Щапова, рискуя своим положением.

9. Пережив в 1865 году апоплексический удар, 9 ноября 1866 года по собственному прошению он был уволен на покой, но остался в Казани: проживал в Кизическом мужском монастыре.

10. Скончался в Казани 1 (13) января 1868 года. Погребен в храме всех святых, расположенном под главным алтарем Благовещенского собора Казанского кремля.