Иеромонах Роман (Модин): Семинария — оазис интеллектуальной и духовной жизни

6943
Фото

В период подготовки Казанской духовной семинарии к новому учебному году мы провели беседу с проректором по учебной работе иеромонахом Романом (Модиным). Отец-проректор рассказал о поступлении в семинарию, особенностях учебного процесса, нововведениях и планах на ближайшее будущее в жизни духовной школы.

— Отец Роман, расскажите, пожалуйста, какие вступительные испытания проводятся для будущих воспитанников?

— Будущие студенты сдают при поступлении в семинарию несколько экзаменов. Первый экзамен — сочинение по выбору на одну из трех тем: по богословию, русской литературе или актуальным общественным проблемам. Затем основной экзамен по будущей специальности — Закон Божий. Это экзамен комплексный, на котором проверяются знания по основам богословских дисциплин: Катехизису и Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, общей истории Церкви и истории Русской Православной Церкви. Кроме того, на этом же экзамене проверяются навыки абитуриента по чтению церковно-славянских текстов: как правило, это чтение какого-то фрагмента Псалтыри на церковно-славянском языке.

Абитуриенты пастырско-богословского отделения также проходят музыкальное тестирование, на котором оцениваются их слуховые и вокальные способности, а для абитуриентов нового для нашей школы отделения — Регентско-катехизаторского — музыкальное тестирование будет проходить уже в формате экзамена по музыке. И, конечно же, все абитуриенты пройдут собеседование с Ректором семинарии и членами администрации, задача которого — выяснить степень воцерковленности будущего студента и оценить качество его нравственной жизни.

— По каким критериям Вы отбираете будущих студентов Казанской духовной семинарии? Влияют ли на отбор результаты ЕГЭ?

— Учебный процесс в семинарии практически ничем не отличается от учебы в классическом гуманитарном ВУЗе. В программе семинарии нескольких иностранных языков (в том числе углубленное изучение древнегреческого и латинского языков), большое количество исторических, философских и, конечно же, специальных богословских дисциплин. Освоение такой серьезной гуманитарной программы требует наличия у будущего студента развития основных образовательных навыков, высокого уровня эрудиции и внутренней интеллектуальной культуры. Поэтому мы оцениваем, прежде всего, потенциальную возможность абитуриента освоить эту сложную учебную программу, и при этом результаты ЕГЭ, как правило, достаточно объективно характеризуют его способности.

Вторым важным критерием после академического является качество духовно-нравственной жизни абитуриента. Активное участие студента в богослужебной или миссионерской жизни Матери-Церкви является существенным фактором его будущей адаптации к внутреннему регламенту семинарской жизни, молитве и совместному участию в Таинствах. Поэтому наличие у абитуриента внутренней мотивации к получению духовного образования, его желание посвятить свою жизнь служению Церкви должно быть отражено в характеристике его духовника, который, таким образом, высказывает свое ответственное пастырское мнение о высоте нравственной жизни своего духовного чада. И приемная комиссия, конечно же, во многом опирается именно на эту характеристику.

Приемная комиссия при оценке готовности абитуриента получать духовное образование руководствуется в том числе и нормами канонического церковного права. Оно говорит об обязательном единобрачии будущего пастыря и о тех нравственных и духовных ценностях, которые с момента его поступления в духовную школу должны стать руководством для его жизни.

— Чем отличается Казанская духовная семинария от других учебных заведений РПЦ?

— Главное отличие Казанской духовной семинарии от других современных богословских школ Русской Православной Церкви заключается, прежде всего, в том, что она находится в таком регионе России, где большое значение имеет содержание и качество православной миссии. Поэтому одной из сторон образования будущего пастыря является в нашей семинарии развитие многосторонних миссионерских компетенций.

Многоконфессиональная и многонациональная среда Республики Татарстан, где уже столетиями мирно сосуществуют и сотрудничают православие и ислам, предполагает активное участие православного духовенства в контактах с представителями инославия. Поэтому апостольский завет «говорить с каждым человеком на его языке» приобретает в Татарстане особое миссионерское звучание.

Чаще всего площадкой встречи становятся у нас различные гуманитарные или социальные проекты, поэтому и студенты получают в нашей семинарии образование, может быть, с бОльшим количеством общегуманитарных компетенций, чем в других духовных школах. Это и углубленные курсы Общей истории и Истории России, и дисциплины, способствующие высокой уровню коммуникации (Логика, Риторика, Техника речи). Разумеется, в программе семинарии много дисциплин, связанных с историей и культурой родного края, таких как История христианства в Казанском крае, История Казанской духовной академии, Исламоведение и другие.

Еще один характерный атрибут Казанской семинарии — это наличие в ней магистратуры. Ее формирование еще в прошлом году, когда ее ректором был митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, вывело нашу духовную школу на 6 место в рейтинге духовных образовательных школ России — после Москвы, Санкт-Петербурга и Смоленска. Сегодня магистратура имеет уже два отдельных профиля научно-богословского образования: «Общая и церковная история» и уникальный для Русской Православной Церкви профиль — «Церковная лингвистика». В 2014 году магистерские звания успешно защитили 7 магистров богословия, что является довольно высоким показателем для региональной духовной школы.

Кроме того, в 2015/2016 учебном году мы планируем в магистратуре открытие еще одного уникального профиля — «Исламоведение». В рамках этого профиля будущие магистры будут изучать арабский и персидский языки, историю татарского языка, историю и культуру тюркских народов и народов Востока, богословие исламского мира, экономику и историю арабских стран. Новый профиль призван стать площадкой для подготовки богословских экспертов по исламу для всех епархий Русской Православной Церкви. А в академическом плане мы все, конечно, надеемся, что развитие этого востоковедческого в научном плане направления станет центром кристаллизации для воссоздания в Казани некогда славной Казанской духовной академии.

— Чем отличается образование духовное от светского?

— Главным образом, тем, что духовное образование по своему характеру — аксиологическое, ценностное и направлено на формирование цельной личности, в которой бы гармонично были сформированы и сбалансированы все человеческие способности — и духовные, и интеллектуальные. В этом, наверное, самое привлекательное отличие современной духовной школы от светской, которая в значительной степени утратила сегодня свои воспитательские функции. И каждый педагог, служащий в семинарии, осознает свою воспитательскую нагрузку, которая порою бывает не меньше нагрузки академической.

И конечно, духовное образование имеет целевой характер. Все наши студенты понимают, для чего они учатся, и каким образом они будут возвращать Богу свои таланты, которые они приобретают в стенах духовной школы. В семинарии складывается их modus vivendi, — это служение, служение Богу, Церкви, своему народу, своему Отечеству. И без служения в самом высоком смысле этого слова, служения, которое нельзя бросить, от которого нельзя отказаться, которым нельзя пренебречь, — они уже не мыслят своей жизни. Это не люди культуры потребления. Напротив, они носители созидания. И, пожалуй, такими людьми и строятся такие великие цивилизации, как русское православие.

— В Казанской духовной семинарии преподают много профессоров, докторов, доцентов и кандидатов наук. Скажите, как Вы находите тех или иных преподавателей?

— Когда человек уверовал в Бога, он уже начинает понимать, что с верой связано и «доверие», причем не только в этимологическом, но и в экзистенциальном смысле. Доверие Богу, Христу Спасителю, Освятившему нашу историю Своим Вочеловечением, означает согласие человека, чтобы Христос действовал в его судьбе, путеводительствовал и руководствовал им.

В судьбе верующего человека нет никакого безсмыслия, и все, что с ним происходит, он уже рассматривает, как вмешательство Промысла Божия в его жизнь. Поэтому если человек пришел работать в духовную семинарию, это, во-первых, уже означает, что Господь приглашает его послужить Ему своими педагогическими талантами, и, во-вторых, он никогда отсюда по своей воле не уйдет, так как понимает, что это даже не служение, а призвание.

А как приходили в семинарию наши педагоги? Наверное, это какое-то откровение в судьбе каждого из них, и до конца на этот вопрос не смог бы ответить ни один из наших коллег.

— Какие возможности предоставляются учащимся КазДС в период их учебы в стенах духовной школы?

— Нашим студентам предоставлены все те возможности, которые имеют студенты и обычных светских институтов. Образование у нас бесплатное и на очном, и на заочном секторе. Питанием и жильем они также обеспечены. Так что главные акценты во время их обучения в семинарии сделаны на их всестороннем развитии.

Вместе с обычным учебным планом в рамках учебного процесса существует множество интересных факультативных занятий. Например, в течение всего курса бакалавриата студенты могут посещать иконописную мастерскую, где в течение четырех лет они осваивают квалификации реставратора икон и иконописца, а по окончании семинарии получают специальный вкладыш в диплом об окончании мастерской.

Все студенты за четыре года осваивают навыки техники речи и ораторского искусства. Занятия по этим дисциплинам ведут квалифицированные педагоги из театрального училища и Академии Культуры и Искусств. Почти всем студентам удается развить певческие способности: сначала им ставят голос специалисты по вокалу, а потом 3-4 раза в неделю в течение всех четырех лет они фактически осваивают базовую квалификацию вокалиста почти на уровне выпускника музыкального училища, поют с листа, могут свободно импровизировать и петь в составе большого хора.

Существуют факультативы по изучению второго нового европейского языка, древнееврейского языка, татарского языка и другие возможности развивать свои способности и таланты.

— Семинария — закрытое учебное заведение. Может ли туда попасть человек нецерковный, внесеминарский? Есть ли у студентов свободное время, и чем они занимаются? Разрешается ли выход в город?

— Семинария — конечно, закрытое учебное заведение в том смысле, что представляет собой настоящий оазис интеллектуальной и духовной жизни. Все существующее в ней, ее внутренний ритм и регламент, предназначены для формирования цельной развитой личности. В ней воспроизводится культура самого высокого качества, и невозможны никакая поп-культура и никакая вульгарность. Напротив, любая профанация культуры здесь сразу отделяется от жизненного процесса и называется своим именем.

В этом смысле внутренняя атмосфера семинарии больше напоминает привилегированный европейский колледж с его классическими традициями, каким-то духом средневековья и приверженности печатной книге в противовес электронной, духом постоянной занятости и коллективизма.

Мы очень много трудимся над тем, чтобы создать в семинарии подобную атмосферу, и, наверное, только в ней можно научить будущих пастырей Церкви той внутренней свободе, которая поможет противостоять культуре потребления и эгоизма и нести в окружающий мир слово Евангелия. Ведь только внутренне свободный человек способен нести в себе логику Христа. Поэтому нецерковные люди могут попасть в атмосферу подобного интеллектуально-духовного пространства только по специальному разрешению администрации или в рамках экскурсий, которые у нас возможны для всех.

А у самих студентов свободного времени бывает очень мало, так как за четыре года бакалавриата очень трудно освоить все то богатство культуры, которое им предлагается. Поэтому, хотя выходить в город они могут в любое свободное время, и здесь никаких ограничений нет, но многие предпочитают тратить свое время более разумно. Тем более что в семинарском кампусе сконцентрированы почти все необходимые для учебы и жизни услуги, а после строительства большого нового спортзала в семинарии можно будет полноценно заниматься и поддержанием своего здоровья, развитием силы и выносливости.

— Бывает ли такое, что семинаристы жалуются на жизнь? Случается ли, что им что-то не нравится, не устраивает?

— Недовольство самим собой, любовь и снисхождение к окружающим — эти этические императивы, обязательные для всякого думающего и живого человека, конечно же, свойственны и студентам нашей духовной школы. А что касается жалоб и забот, то с момента своего возрождения в 1998 году семинария под руководством владыки Анастасия обрела устойчивую и незыблемую опору в лице Казанской епархии, которая покрывала все ее нужды и потребности. Это сейчас, когда создана серьезная материальная и техническая база школы, мы можем думать о развитии новых научных проектов. А в конце 1990-х годов, когда необходимо было оборудовать учебные аудитории, формировать с нуля библиотеку и покупать мебель, создавать первые учебные планы и обслуживать учебный процесс — вот тогда, наверное, было не всегда просто.

И выпускники первых лет, которые сейчас служат на приходах Казанской и других епархий Русской Православной Церкви (а один из них в этом году защитил уже и магистерский диплом в первом, историческом выпуске нашей магистратуры), помнят, как созидалось это начало. Доброе начало, которое заложил в основание семинарии митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, возрастало под его попечением в течение 15 лет, и сегодня Казанская епархия по благословению правящего владыки покрывает все наши материальные и хозяйственные нужды. В какой духовной школе, кроме нашей, подают такие вкусные обеды, так заботятся о повседневной чистоте и уюте в кельях и классах, ежегодно шьют для студентов костюмы и обеспечивают их всем необходимым?

У нас созданы все необходимые условия, чтобы четыре года бакалавриата были потрачены студентами с максимальной полезностью. Но если вдруг бывает тяжело — то унывающим помогают все: и старшие студенты, и педагоги, и священники.

— В народе ходит слух, что если семинарист за годы учебы в семинарии не нашел будущую матушку, то он становится монахом? Так ли это?

— Пастырское отделение семинарии готовит как кандидатов для рукоположения в священный сан, так и работников церковных учреждений. Поэтому, если в течение четырех лет пребывания в семинарии выпускник не утвердился в решении послужить Богу в священном сане, он может выбрать научно-академическую карьеру, заниматься педагогикой или церковной наукой, наконец, выбрать служение миссионера, катехизатора или православного социального работника, в которых сейчас Церковь испытывает большую потребность.

Монашеский же путь выбирают очень немногие. И связано это не с тем, что выпускник семинарии не готов вступить в брак по окончании духовной школы, а с тем, что это особое призвание к аскетической жизни, во многом свободной от мирских привязанностей и оков. Если осознание этого желания свободы во Христе приходит к кому-то во время учебы в семинарии, это означает только то, что в нашей духовной школе созданы условия для такого благодатного возрастания. А святые отцы Церкви, называя жизнь монахов равноангельной, всегда понимали, что для рождения в монашескую жизнь всегда необходим какой-то благой пример, которому хочется подражать.

И если в Казанской семинарии рождается один такой будущий подвижник хотя раз в год или два, значит, духовная ветвь нашей школы не иссякла и, питаясь от виноградной Лозы Церкви Христовой, живет и приносит свой духовный плод.

— Как известно, с этого года при КазДС открывается Регентско-катехизаторское отделение? Какие предметы будут изучать будущие матушки?

— Да, действительно, в этом году нас ожидает это радостное событие, и в семинарии появится совершенно новое Регентско-катехизаторское отделение. С самого начала было решено, что студентки этого отделения будут осваивать две базовые компетенции — богослова-катехизатора и регента церковного хора. Поэтому можно сказать, что будущие матушки будут осваивать почти те же дисциплины, что и будущие пастыри, только в меньшем объеме.

А второй блок дисциплин, связанный с получением компетенции регента, предполагает освоение множества профессиональных музыкальных дисциплин, таких как музыкальная литература и история музыки, гармония и сольфеджио и другие. Педагогическая корпорация семинарии должна пополниться специалистами из Казанской государственной консерватории, а специфике церковного хорового пения будут учить студенток лучшие регенты казанских храмов.

Надо отметить, что на отделении предлагается довольно высокий уровень профессиональной музыкальной подготовки. Так, на индивидуальные занятия с педагогами по специальному фортепиано и специальному вокалу отводится по 3-4 занятия в неделю для каждой студентки, что соответствует профессиональной компетенции в специальных музыкальных училищах. Кроме того, было решено принимать на это отделение абитуриентов по наличию у них разнообразных музыкальных навыков. Таким образом, абитуриенты, не имеющие диплома об окончании музыкальной школы или училища, но имеющие хорошие навыки хорового церковного пения, будут иметь те же права, что и лица, имеющие музыкальный диплом.

Индивидуальным будет на отделении и академический подход. Студентки, имеющие музыкальное образование, будут больше изучать специальных богословских дисциплин, а не имеющие музыкального образования будут больше изучать гармонию, сольфеджио и другие музыкальные дисциплины, чтобы сформировать высокие музыкальные компетенции.

— На какой стадии сейчас находится вопрос о получении аккредитации Казанской духовной семинарией? Что для этого необходимо?

— В этом году Учебным Комитетом Русской Православной Церкви перед духовными школами поставлена задача изучить возможности для получения аккредитации. Такая задача стоит и перед Казанской духовной семинарией. Отрадно, что сейчас на сертификат, выданный президентом Татарстана Р.Г. Миннихановым, строится для семинарии спортивный зал, первый в России собственный спортивный зал, которым будет пользоваться духовная школа. Надеемся, что это и другие важные преобразования нового учебного цикла позволят нам уже в этом году ускорить процесс аккредитации.

— Что Вы можете пожелать будущим абитуриентам Казанской духовной семинарии?

— Наверное, постараться посвятить теплые дни наступившего лета подготовке к вступительным экзаменам в семинарию, учить наизусть предложенные в программе молитвы и тропари двунадесятым и местным церковным праздникам, чаще ходить в храм Божий и молиться, чтобы Господь укрепил их в желании посвятить Ему свою жизнь. А тем, кто уже укрепился в своем желании — советую читать больше классической художественной и святоотеческой литературы, жития святых и Священное Писание, так как в первый год обучения духовные переживания так переполняют наших студентов, что на чтение у них остается мало времени.

Источник: сайт Казанской духовной семинарии

Новости по теме

В Казани состоится премьера документального фильма, посвященного Казанской духовной семинарии В Казани состоится премьера документального фильма, посвященного Казанской духовной семинарии

20 мая в кинотеатре «Родина» (ул. Баумана, 44/8) состоится показ документального фильма «Семинария. Вековые традиции духовного образования». Мероприятие приурочено 300-летию Казанской православной духовной семинарии.

В Казанской духовной семинарии состоится круглый стол «История Церкви в лицах и деяниях»
Анонсы и объявления 26 апреля 2024
В Казанской духовной семинарии состоится круглый стол «История Церкви в лицах и деяниях»

16 мая кафедра общей и церковной истории Казанской духовной семинарии проведёт I круглый стол, посвящённый памяти известного церковного историка, профессора Казанской духовной академии Петра Знаменского.

Художник диакон Димитрий Котов провёл на Новоиерусалимском подворье Казани творческое занятие для детей Художник диакон Димитрий Котов провёл на Новоиерусалимском подворье Казани творческое занятие для детей

23 апреля в архиерейском доме Воскресенского Новоиерусалимского подворья города Казани состоялся творческий мастер-класс для детей.

В Казанской духовной семинарии прошла конференция, посвящённая преподобному Иоанну Лествичнику В Казанской духовной семинарии прошла конференция, посвящённая преподобному Иоанну Лествичнику

в Казанской духовной семинарии прошла научная конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его духовное наследие».