От тебя требуется немногое: чаще приступай к Святому Причащению

6903
Фото

Мы продолжаем публиковать избранные статьи из дореволюционного журнала «Троицкое слово», и сегодня — замечательный материал священника Владимира Успенского под названием «Вкусите и видите, яко благ Господь». Речь пойдёт о Святых Тайнах, и автор коснётся интересного вопроса — частоты причащения.

Надо сказать, вопрос этот в недавнее время разделил церковное сообщество на две части. Одни указывали, что искренний христианин должен причащаться за каждой Литургией (иначе зачем Литургия?). Другие возражали: опасно это, ещё апостол Павел говорил, что от недостойного принятия Тайн многие болеют и умирают… Апогея спор достиг в 2010-ых годах, и Русская Православная Церковь ответила на него соборным документом. Он вышел в начале 2015 года и называется «Об участии верных в Евхаристии». Вы можете познакомиться с ним на нашем сайте, это очень важный и нужный материал, в котором рассказано о частоте Причастия, о подготовке к нему, и т.д.

С нашей стороны мы укажем, что материал, который начнём сегодня публиковать, написан в начале ХХ века, и тогда (как это ни ужасно) было принято причащаться однажды в год. И люди, причащаясь столь редко в течение всей жизни, как-то и не думали, что это неправильно. И тогда с призывами причащаться чаще к народу обращаются святые пастыри: святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский, многие другие.

Среди них — и священник Владимир Успенский, который, как вы прочтёте, советует причащаться раз в месяц (для того времени — достаточно громкие слова, кстати). Удивительно и радостно, но он рассказывает не только то, почему нужно принимать Тайны, но и то, что начинает происходить в жизни, если пустить в неё Христа. И этот опыт засвидетельствован миллионами христиан, для которых Причастие — настоящий живой источник в иссохшей пустыне жизни. Мы желаем, чтобы к этому опыту приобщились и вы, дорогие читатели. Приступим же к чтению!

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф, 11:28).

— Как я могу прийти к Тебе, Спаситель мой? — спрашивает христианин.

— Маловерный! — отвечает Спаситель. — Не Я ли сказал, что буду с вами во все дни до скончания века (Мф, 28:20)? Испытай, и ты найдёшь Меня!

Да, православный христианин, испытай слова Евангелия, вникни в них и следуй за ними, тогда ты найдёшь Спасителя. Он всегда с нами — с теми из нас, кто ищет Его и отдаётся Ему, как раб, купленный Им ценой пречистой крови, пролитой на Кресте за наше избавление, во оставление наших грехов.

Желаешь ли ты быть рабом Спасителя нашего, чтобы Он привёл тебя к Отцу обновлённым духом и телом, избавленным от смерти, от тления, и здесь вытер бы твои слёзы и избавил бы тебя от всех скорбей и печалей, которыми так усеяна наша жизнь?

— Конечно, очень хотел бы! — отвечаешь ты. — Но иго Его тягостно, и бремя Его непосильно. Он требует, чтобы я отдал другим последнюю рубашку; чтобы я и левую щёку подставил, когда меня бьют в правую; чтобы я принижался перед всеми, терпеливо сносил все обиды, насмешки и притеснения… А как я это сделаю? Отдай последнюю рубашку, а у меня семья, которую я должен одевать и кормить; подставь левую щёку, когда тебя бьют в правую — а позор, а требование охранять свою честь? Терпеливо сноси все притеснения — так ведь тогда мне ни от кого житья не будет!

— Не говори так, друг, если ты искренне желаешь быть рабом Христовым, неси иго Его! Сам Спаситель говорит, что «иго Его благо и бремя Его легко». От тебя требуется немногое: чаще приступай к Святому Причащению.

— Да, я приступаю к Святой Чаше, — говоришь ты, — каждый год исповедуюсь и причащаюсь, однако всё так же, как было: те же беды от недругов, от родственников и братьев, та же суета окружает меня со всех сторон, вечная тревога за свое благополучие, и томление духа…

— Редко приступаешь, друг, к Святой Чаше, и без ясного сознания силы Святого Причастия. В Древней Церкви христиане причащались каждый воскресный день, как свидетельствуют об этом святые отцы Церкви. И значение для них принятия Святых Тайн ясно выражается в древнейших молитвах ко Святому Причащению.

О Таинстве Евхаристии

А ведь Святое Причащение нам подаёт:

— здоровье,

— крепость,

— сохранение и освящение души и тела,

— отгнание скорбей, радость и веселие,

— оставление грехов, умерщвление страстей,

— просвещение и очищение осквернённой души,

— сохранение от всякого слова и дела душетленного, от всякого дьявольского воздействия, проявляющегося через помыслы в членах тела;

— истребление и совершенное уничтожение злых замыслов, и намерений, и ночных видений тёмных и злых духов;

— исправление жизни и утверждение в святости жизни,

— соблюдение заповедей,

— умножение добродетелей и совершенства,

— просвещение чувств,

— мир душевных сил,

— веру непостыдную,

— исполнение премудрости,

— просвещение очей сердца,

— дерзновение и любовь к Богу,

— дарование Святого Духа,

— умножение Божественной благодати,

— вселение в наши души Святой Троицы,

— благоприятный ответ на страшном суде Христовом,

— общение небесных благ.

И ты, брат христианин, чаще причащайся Тела и Крови Христовой! Тогда убедишься, что святые люди христианской древности говорили только истину, испытанную ими самими. Тебе трудно, конечно, так часто, как они, приступать к Святой Чаше, ты скажешь даже — невозможно… И мы не будем возражать тебе, но хотя бы раз в месяц ты можешь найти время откликнуться на призыв Спасителя: «придите ко Мне». Вот ты и возьми за правило раз в месяц — исповедоваться и причащаться».

«...Не требуй чуда: не унывай и не охлаждайся в благом порыве, если не сразу, и даже не скоро заметишь в себе перемену; спасительная сила Божия овладевает человеком постепенно, по мере его постоянства в желании взыскать её. Сначала всё, как будто, остаётся в прежнем состоянии: все страсти, все злые порывы тела и души кипят, бурлят и вырываются неудержимым потоком наружу, оскверняя тебя и порой приводя в отчаяние от невозможности справиться с ними… Но не бойся и не унывай, а продолжай терпеливо идти намеченным спасительным путём. И настанет день, когда ты вдруг почувствуешь как бы некоторое равнодушие к тем земным благам, которые были для тебя раньше предметом особой заботы.

Допустим, ты очень «прилепился» к богатству: желание приобрести его и сохранить за собой до конца земной жизни, было для тебя очень важным и необходимым. Но, часто приобщаясь Святых Тайн Христовых, ты будешь, со временем, считать только это святое дело потребностью своей души, а к богатству станешь равнодушен. Ты будешь рассуждать так: к чему мне оно? Разве я жилец этого мира? Завтра меня, быть может, не станет, и богатство будет уже не моё. Так стоит ли хлопотать о нём и услаждаться?.. Таким образом, ты отвернёшься от своих стяжаний, как ребёнок от надоевшей ему игрушки…

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Ты не смог сдержать своего гнева на ближних: не ел, не пил и не спал, занятый мыслями, как бы отомстить обидчику, во сто крат воздать ему за его поступок с тобою. При этом, если ты сильный, то старался довести обидчика своего до крайнего унижения, до крайнего позора. А если слабый, придумывал всякие хитрости, чтобы дать обидчику почувствовать, что ты не останешься в долгу перед ним. Но со Христом, принимаемым тобою в Святых Пречистых Тайнах, ты не допустишь воздавать злом за зло, а ответишь на зло добром и кротостью, забудешь или перестанешь обращать внимание на обиду.

Конечно, не сразу и не скоро такое настроение будет неотъемлемым достоянием твоей души. И в душе твоей, и в окружающем тебя мире много зла. И зло будет налегать на тебя всей своей тяжестью, чтобы вернуть к себе взбунтовавшегося раба. За светлыми днями или минутами умирения страстей начнутся минуты сильных бурь, страшных порывов к прежнему и, быть может, ты не устоишь и вновь окунёшься в грязь и пошлость житейскую. Тогда к тебе придёт уныние, которое может привести и к отчаянию; ты ужаснёшься, что надругался над Пречистым Телом и Кровью Христовыми, которые вкушал, и устыдишься вновь приступать ко Святому Причастию. Ты скажешь: «Страшно! Я больше не достоин уже этого великого Дара Небесного»...

Да, брат христианин! Страшно такое состояние духа человеческого, оно может повести нас по пути Иуды Искариотского, или современных самоубийц, потерявших веру в Бога. Берегись предательства Иуды! Напряги все свои силы, чтобы устоять на пути веры. В такие ужасные минуты тебе необходимо не только поспешить вновь отряхнуть свою душу от грехов, очистить её и убелить Исповедью и Святым Причащением, но даже участить Причащение. Не смущайся в это время, что ты вновь стал гадким: если лучи солнца не оскверняются, изливаясь на нечистые места, то тем более не осквернятся Святое Тело и Кровь Завета, войдя в твоё тело, но они очистят тебя и освятят. Не смущайся и своим недостоинством: кто из людей достоин Святой Чаши, если мы вкушаем небесное Тело и Кровь Самого Господа? Подумай, кто мы, и Кто Он!..

Тайная Вечеря

Итак, брат христианин, не задумывайся над своим недостоинством, а, испытав себя на Исповеди перед отцом духовным (1 Кор, 11:8), приступай с благоговением к Чаше Господней! Чем чаще ты будешь исповедоваться и причащаться, тем больше будешь приобретать силы для борьбы со злом. От зла тебя будет оберегать Сам Христос, Тело и Кровь Которого ты принимаешь, потому что Он будет не только с тобою, но и в тебе, по святому, непреложному слову Своему: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин, 6:51).

И сможешь ты тогда вместе с апостолом Павлом сказать: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос. Сила Христова в немощи моей совершается. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа; ибо, когда я немощен, тогда силен. Благодушествую, потому что откликнулся всем существом своим на Его призыв: «Придите все ко Мне, измученные тяжкой ношей! Я дам вам отдых!», и узнал, что заповеди Его просты и ноша Его легка (см. Гал, 2:20, 2 Кор, 12:9-10)».

Новости по теме

Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров
Публикации 22 марта 2024
Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, однажды рассуждая о молитве, сравнил её с разговором отца и детей. Малыши увлечены игрой и сладостями, но вот им по какой-то нужде необходимо идти и о чём-то рассказывать своему папе.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.