О паломничестве

14386
Фото

Интервью настоятеля Введенского Кизического мужского монастыря игумена Пимена (Ивентьева)

— Отец Пимен, полезно ли паломничество? Какое место оно занимает в жизни православного христианина?

— Паломничество — благочестивое дело и, безусловно, оно приносит верующему большую пользу. Однако не совсем правильно считать паломничество основой духовной жизни, хотя в Русской Православной Церкви традиции паломничества имеют многовековую историю. Наши предки зачастую отправлялись в дальние края пешком, чтобы вознести молитвы перед великими христианскими святынями.

— Совершающие паломничество в теплые страны хотят и телом отдохнуть, и к святыням приложиться. Как это совместить?

— Для мирян в этом вопросе препятствий меньше, чем для духовенства и монашества. Иногда верующие целыми семьями отправляются в теплые страны, чтобы поправить здоровье. Это замечательно, но нужно помнить, что в дни церковных праздников верующие должны посещать храм, тем более что для этого есть все возможности. Хоть в Греции, хоть на Черноморском побережье России. Я знаю множество семей, которые именно так и поступают.

— В какой одежде нужно совершать паломничество?

— Для этого случая дресс-кода не существует, поэтому паломникам нужно опираться на традиции. Паломник должен выглядеть так, как будто он отправляется на молитву в храм.

К сожалению, не все верующие знают, что, посещать, например, действующий монастырь, нужно в приличествующей случаю одежде. Одежда женщин должна быть скромной, но в то же время соответствующей сезону и удобной. Некоторые отправляются в паломнические поездки в привычной одежде, а перед посещением монастыря переоблачаются. Многие монастыри сами предлагают паломникам подобающую одежду.

— Есть ли в Татарстане святые места, которые недостаточно известны верующим?

— Казанская земля богата святынями. Наша главная святыня —чудотворная Казанская икона Божией Матери. В республике находится несколько почитаемых списков этой иконы. Часть из них — в казанских храмах.

Паломников могут заинтересовать монашеские обители, основанные в XVI столетии — Свияжский монастырь, Зилантов монастырь, Иоанно-Предтеченский монастырь, Седмиезерная пустынь. Хочу отметить, что в последние годы вышло несколько изданий, посвященных этим обителям.

Самые известные монастыри Татарстана — раифский и свияжский. За последние два десятилетия они стали излюбленным местом паломничества, однако у популярности есть и другая сторона. Избыток именно туристов, а не богомольцев нарушает привычный уклад монастырской жизни. Из-за этого возникают определенные трудности. Хотелось бы, чтобы люди посещали святые места не ради удовлетворения праздного любопытства. А ради того, чтобы поклониться святыням, попросить помощи и благословения.

— Тони из Австралии спрашивает, может ли он, будучи католиком, ознакомиться с православными святынями Казани?

— Человек, исповедующий католицизм, может приехать в Казань и посетить храмы и монастыри и даже поклониться святыням. В Казань приезжает немало католиков. Хочу напомнить, что список Казанской иконы Божией Матери, который пребывает ныне в Крестовоздвиженском соборе Богородицкого монастыря, был передан представителем Римско-католической Церкви. Этот образ немало попутешествовал по разным странам — его последним пристанищем стали личные покои папы Иоанна Павла II. В Казань икона прибыла из Ватикана.

В составе туристических групп, посещающих Богородицкий монастырь, Раифский монастырь, Петропавловский собор и другие святые места, немало католиков. Разумеется, католики не могут принимать участия в церковных Таинствах, так как между нашими Церквями существует раскол. Нам предстоит проделать большую работу, чтобы устранить имеющиеся противоречия.

Православные верующие в свою очередь поклоняются общехристианским святыням в католических храмах Европы. Они, к примеру, регулярно посещают базилику в итальянском городе Бари, где пребывают мощи святителя Николая Чудотворца.

— Вопрос, похожий на предыдущий. Викторина из Казани собирается посетить Новоафонский монастырь в Абхазии…

— Я понимаю, о чем идет речь. Ситуация там очень сложная. Священная митрополия Абхазии» не признана ни одной Поместной Церковью, и законных епископов в «митрополии» нет. Принимать участие в Таинствах, совершаемых священниками, запрещенными в служении, православный христианин не имеет права, однако посещать святое место ему никто не запрещает.

В данном случае уместно провести аналогию с посещением православными католических храмов в Европе, в которых находятся общехристианские святыни. Православные верующие не участвуют в богослужениях в католических храмах — они лишь поклоняются святыням. Подобная ситуация сложилась и на Украине: Владимирский собор в Киеве, в котором пребывают святые мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария Киевского, захватили раскольники — филаретовцы. По благословению Священноначалия Русской Православной Церкви православные посещают этот храм, однако в молитве и богослужении они не участвуют. Они только поклоняются святыням, после чего покидают церковь.

— Антонина Сергеевна спрашивает, обязательно ли православному верующему посещать Святую Землю?

— Нет, такой обязанности не существует. Но у меня, например, с юности была мечта поклониться святыням Палестины. Я читал воспоминания дореволюционных паломников, а затем мои знакомые, посетившие Святую Землю, рассказали мне много интересного.

Паломничество к палестинским святыням помогает лучше понять евангельские события и ветхозаветную историю. Святая Земля освящена стопами Самого Господа, Пресвятой Богородицы и святых апостолов. Там молились сотни тысяч паломников, поэтому это место называется Святой Землей. У мусульман есть обязанность совершить хадж, а православные верующие посещают Святую Землю по велению сердца.

Преподобный Серафим Саровский советовал верующим посещать близлежащие места, например, Дивеево со Святой Канавкой. Тот, кто пройдет по канавке с молитвой Божией Матери, получит духовное утешение, какое бывает при посещении христианских святынь мирового значения.

— Как паломнику нужно вести себя в монастыре?

— Большинство верующих знают правила поведения в храме. С паломничеством то же самое. Русская поговорка гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Надо сказать, что в каждом монастыре свои правила, но в целом они весьма похожи. Если верующий отправился в паломничество, он тем самым выразил готовность подчиниться требованиям, которые, возможно, ограничивают его свободу. Но верующих это не смущает, ведь многие совершают паломничество как раз для того, чтобы пожить в монастырских условиях. Вернувшись из паломнической поездки, они живут воспоминаниями о молитве, труде и послушании в обители.

— Что можно привозить православному верующему из паломнической поездки?

— Многие верующие, совершающие паломничество в святые места, приобретают иконы. Посещая семьи прихожан, видел, что одна икона привезена из Иерусалима, другая — из Дивеево, третья — из Пскова… Это хорошая традиция, потому что образы, находящиеся в квартире или келье, напоминают о святом месте. Когда читаешь молитвы, ты мысленно переносишься туда. Например, стоя перед иконой преподобного Сергия Радонежского, ты видишь Лавру, Троицкий собор, раку с мощами преподобного…

На Афоне, в Иерусалиме и в русских обителях часто раздают освященное масло. Брать его или нет — личное дело верующего, ведь далеко не все знают, как им пользоваться. Но известно, что многие благочестивые люди, совершая молитву, помазывают освященным маслом себя и своих близких.

— А можно ли из святых мест привозить землю и камни?

— Это тоже довольно старая традиция. Мы знаем, что из Палестины некоторые привозили пальмовые ветви. Это объяснимо: людям хочется иметь вещественные напоминания о посещенных местах.

— Батюшка, какие святые места Вы хотели бы посетить? Какая из паломнических поездок произвела на Вас самое сильное впечатление?

— Господь распорядился так, что в 90-е годы у меня не было возможности посетить Святую Землю, Святую Гору Афон, Киево-Печерскую Лавру и Оптину пустынь вместе со своими друзьями и знакомыми. Мое первое паломничество на Святую Гору Афон состоялось в 2003 году. Оказавшись там, я понял, что не знаю о ней почти ничего. Вернувшись в Казань, я начал много читать о посещенных мною святых местах.

После этого Господь сподобил меня еще три раза посетить Святую Гору Афон. Должен сказать, что это удивительное место. Там совершенно не ощущаешь мирской суеты. Соблюдая правила монастырского распорядка, ты духовно преображаешься. Вернувшись домой, ты пытаешься сопоставить свою жизнь с жизнью тех, кто там живет постоянно.

Я посещал и Святую Землю, и дорогие сердцу российские монастыри. Будучи школьником, посетил Троице-Сергиеву Лавру. До сих пор помню ту поездку, ведь она была самой первой.

— Спасибо, батюшка, за интересную беседу.

Беседовал священник Алексий ПАВЛОВ

Новости по теме

Паломническая служба Казанской епархии приглашает в Дивеево и Арзамас Паломническая служба Казанской епархии приглашает в Дивеево и Арзамас

Паломническая служба Казанской епархии приглашает верующих посетить Арзамас и Дивеево в праздник Входа Господня во Иерусалим (Вербного воскресенья).

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.

«Светлый вечер в Казани»: Светлана Преображенская — пути и распутья семейной жизни
Онлайн-трансляции 5 марта 2024
«Светлый вечер в Казани»: Светлана Преображенская — пути и распутья семейной жизни

5 марта 2024 года на портале «Православие в Татарстане» состоится прямая трансляция программы «Светлый вечер в Казани». ьГостем студии станет Светлана Преображенская, психолог, супервизор Института Интегративной Системной Семейной Терапии (Москва).