Седмица 2-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Мученицы Агриппины (253—260). Собор Владимирских святых.
Праведного Артемия Веркольского (1545). Второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1714). Мучеников Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV).
Священномучеников Александра Миропольского, Алексия Введенского, Петра Смородинцева пресвитеров (1918); священномученика Митрофана, архиепископа Астраханского (1919).
Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (1524), Заоникиевской (1588) и именуемой «Вратарница», или «Неугасимая Свеча» (1894), икон Божией Матери.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы
Владимирская икона Пресвятой Богородицы — один из наиболее почитаемых образов Пречистой Владычицы. Все три памяти этого образа имеют государственное значение: перенесение иконы из Владимира в Москву при нашествии хана Тамерлана в 1395 году (8 сентября), воспоминание избавления Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году (6 июля) и празднование избавления от нападения Крымского хана Махмет Гирея в 1521 году (3 июня). Икона попала на Русь в XII веке, но служба ей была написана в конце XV столетия, вероятно, в связи с установлением митрополитом Геронтием празднования 6 июля. В богослужебных текстах переплетается несколько мотивов, главные из которых: радость избавления от грозящей опаснос ти и празднование встречи почитаемой иконы: «Яко избавльшеся от злых, светло сотворяем празднество сретения Твоего».
Cвятитель Герман, архиепископ Казанский
Не высокие чины и почести, а служение Богу и добросовестный труд ради укрепления Церкви — таким было жизненное кредо святителя Германа, архиепископа Казанского. Его первой монашеской обителью стал Волоколамский монастырь, а наставником — игумен Гурий. От него через несколько лет святой Герман принял вновь созданную архиерейскую кафедру в Казани. Служение владыки было ознаменовано укреплением епархии и просветительским трудом. Впоследствии его пригласили на Московскую митрополичью кафедру. Однако из-за конфликта с царем Иваном Грозным владыка Герман попал в опалу и до самой кончины жил в Москве под надзором слуг царя. После смерти святителя по просьбе жителей города Свияжск мощи праведника были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь.
Праведный отрок Артемий Веркольский
История праведного Артемия — одно из свидетельств, что Дух Божий дышит, где хочет, и наши представления о праведности не всегда соответствуют Божиим. Святой Артемий родился в 1532 году в крестьянской семье в селе Веркола на реке Пинеге (ныне Пинежский район Архангельской области). Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и Артемий упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело в лесу без погребения. Почти через 50 лет, в 1577 году, диакон Никольской церкви Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки отрока, и обрёл нетленное тело Артемия. Крестьяне перенесли его мощи в Никольский храм Верколы. После этого Бог прославил святого отрока обилием чудес; особенно много случаев чудесного исцеления тяжелобольных детей. В XVII веке на месте гибели Артемия была устроена посвящённая ему церковь, позднее здесь был основан монастырь. Акафист праведному Артемию составил праведный Иоанн Кронштадтский.
Священное Писание
Все знают, что нельзя осуждать других людей. Евангельское выражение Христа «не судите, да не судимы будете» уже очень давно стало крылатой фразой, ее слышали все люди, которым Бог определил быть причастными христианскому миру. Однако знание этой фразы не помогает нам не судить, не осуждать и не делать предметом обсуждения других людей. Церковь не отчаивается, она вновь и вновь напоминает нам эти слова Спасителя. Слышим мы их и сегодня во время литургии в православных храмах, они взяты из 7-й главы Евангелия от Матфея.
Глава 7.
01Не судите, да не судимы будете,
02ибо каким судом судите, такимбудете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
03И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
04Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
05Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, каквынуть сучок из глаза брата твоего.
06Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
07Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
08ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Одна из самых употребительных обличительных характеристик, которые использовал Христос, — это слово «лицемер». Мы неоднократно встречаем в Евангелии упрёк в лицемерии, адресованный фарисеям, слышим мы о лицемерии и тогда, когда речь заходит об осуждении. Оказывается, что осуждение других людей — это одно из проявлений лицемерия, что, конечно же, совершенно логично, ведь осуждение — это всегда некая поза, это забвения себя настоящего, своих грехов, своего невеликого, в сравнении с Богом, статуса и своей реальной способности анализировать явления этого мира. Нечто подобное можно сказать и про лицемерие: в первую очередь оно характеризуется стремлением казаться кем-то другим, не быть самим собой и не быть настоящим. Понятно, почему Спаситель столь настойчиво обличал лицемерие: в Боге нет и намёка на что-то подобное, Бог чужд всякой позы, Ему нет необходимости производить на кого бы то ни было впечатление, Он таков, каков Он есть.
Осуждение прекрасно сочетается с лицемерием и его питает: очень легко и приятно с помощью осуждения выстроить стену между собой и другим человеком, сделать так, чтобы на его фоне казаться лучше, чем есть на самом деле.
Помимо связи с лицемерием, Христос в Своих словах об осуждении сделал акцент и ещё на одном свойстве этого порока: осуждение самым непосредственным образом входит в противоречие с Христовым повелением, которое мы можем найти в этой же 7-й главе Евангелия от Матфея — «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Никто не хочет для себя заочного суда без возможности сказать хотя бы слово в свою защиту, но именно таким будет Божий суд над тем человеком, который подобным образом судил других людей: «Каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Невозможно представить того, кто хотел бы для себя такого суда, которым мы иной раз судим других. Никто в здравом уме не скажет, обратившись к Богу: «Суди меня так, как я сужу других!». Мы все хотим милости, хотим снисхождения и понимания, и у нас есть возможность их обрести: достаточно лишь начать таким же образом относиться к другим людям.
епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Бог никогда не навязывает Своей воли человеку, Он остается как бы в тени. Иногда это приводит современного человека, привыкшего опираться на силу ума, силу власти, силу денег, силу науки, силу образования, к мысли, что Бога вообще нет: «Где Он? Я Его не вижу. Я знаю, что такое власть; я знаю, что такое деньги; я знаю, что такое мое здоровье и мои способности; а вот что такое Бог, я не знаю, потому что я все делаю сам для себя. Так и где же Он, на каком месте в жизни?» Но от этих вопросов никак не зависит само существование Бога. Он в тени, Его не видно, но в любой момент в ответ на нашу просьбу к Нему Он выходит из этой тени и совершает с нами дела непостижимые, когда мы с удивлением говорим: «Это чудо!»
Порфирий Кавсокаливит о воспитании детей
Спасение ребенка зависит от вашего собственного освящения. Родители одного своенравного подростка приехали к отцу Порфирию. Со скорбью они рассказали ему о своих проблемах с воспитанием и попросили совета. Старец начал говорить им о том, что они должны обратить внимание на свою духовную жизнь. Родители снова и снова возвращались к разговору о ребенке, но старец продолжал говорить им об их христианских и родительских обязанностях. Тогда посетители вознегодовали и сказали ему: «Геронда, мы пришли сюда не ради себя. Все, что вы нам говорите, мы и так знаем с детских лет и других тому же учим. Мы пришли ради нашего ребенка». «А я все это время и говорил вам именно о вашем ребенке, — ответил старец. — Неужели вы не понимаете, что его спасение зависит от вашего собственного освящения? Не теоретического, а практического освящения!» И, немного помолчав, добавил: «Вы должны приступить к делу освящения немедленно, если действительно любите своего ребенка. Только что я увидел его душу… Она мертва».
Замысел Божий о спасении человека
Собственными силами человечеству было невозможно восстановить разрушенную связь с Богом, исцелить собственную природу. Инициативу взял на Себя Сам Господь. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Имя Иисус переводится как Спаситель. По словам святых отцов, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Он стал одним из нас, чтобы мы смогли стать подобными Ему.
Слово «религия» (ре+лига) означает воссоединение, восстановление связи (с Богом).
От Авраама, отца верующих, Бог произвёл новый народ, воспитывая в нём неискажённую религиозность в условиях языческого окружения. Через две тысячи лет в этом народе родилась Непорочная, Пречистая Дева, способная стать Богородицей. Богоизбранным еврейский народ именуется не в смысле заслуг, а в смысле избранничества Богом для исполнения определённых целей: хранения веры в Единого Бога, возвращения людей от язычества к единобожию, Боговоплощения, апостольской миссии. После создания Церкви Христовой богоизбранным народом стали христиане — Новый Израиль.
Воплотившийся Бог — Христос, по словам св. Апостола Павла — Второй Адам, соединил в Своем Лице человека и Бога. От Адама произошёл весь род человеческий по плоти, со всеми последствиями его греха, а от Господа Иисуса Христа — новый род людей, рождённых в Его Церкви по духу. Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его… (1Кор.15).
У Христа две воли: божественная и человеческая. Свою человеческую волю Господь всецело подчинил воле Божественной, осуществив то, что не удалось совершить Адаму.
Молитвословия
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская
глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Молитва перед Владимирской иконой Божией Матери
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.
Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.
Молитва святителю Герману, архиепископу Казанскому и Свияжскому
О святителю Христов Германе, богомудрый обители сея основателю, духовный иночествующих вождю, примером Христоподражательной жизни твоея всех верных и в жизни и по кончине твоей наставляющий! К тебе прибегаем и тебе усердно молим: соделай святыми твоими молитвами, да и мы благодатию Божиею созиждемся во обитель Духа Святаго, последованием жизни твоей воображаемся во образ Христов, во образ преподобия и правды, и осеняемы силою благоприятных молитв твоих, приносим плоды благих дел, благоугождающе Господу, да тщимся ходити во свете лица Его, паче всего любити Его и исполняти святую волю Его, служити во благо ближних наших и всемерно соделовати спасение свое, на пути многопременчивой жизни, терпением всякой тесноты, скорбей, лишений. А дабы возмощи нам понести благое иго Христово, моли, святче Божий, о укреплении немощи нашей помощию свыше, да избавит нас Господь от враг видимых и невидимых, от огненнаго и воднаго потребления, от неблагорастворения воздуха и тлетворных ветр, а паче от душепагубнаго пламене, потопления и обуревания страстей наших, да, под кровом благости и милосердия Божия, тихое и безмолвное житие поживем, ждуще блаженаго явления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Его Духом честь и слава во веки веков. Аминь.
Тропарь мученицы Агриппины
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Агрипина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Агриппины
глас 4
Светлых подвиг твоих светоносный наста день,/ воньже почитающи сих, Божественная Церковь/ вся созывает весело вопити тебе:/ радуйся, дево и мученице,// Агрипино всечестная.
Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского
глас 2
Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.
Кондак праведного отрока Артемия Веркольского
глас 8
Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.