День Святой Троицы Смотреть все материалы >>

Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.

Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день. На этом богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы святителя Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.

В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, — должным посвящением Ему начатков весны.

История установления празднования

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христи­анам (I Кор. 16, 8; Деян. 20, 16). Уже в Постановлениях Апос­тольских есть прямая заповедь праздновать святую Пятидесятницу:

«Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Ду­ха, с самых первых времен христианства, праздновался Цер­ковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение огла­шенных (отсюда пение на литургии «Елицы во Христа крестисте-ся…»). В IV веке были составлены св. Василием Великим осо­бые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Косма Маиумский составили в честь праз­дника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.