13102
Фото

Мы продолжаем печатать исследования доцента Казанской Православной Духовной семинарии, лауреата Макариевской премии Анатолия Михайловича Елдашева об утраченных храмах Казани. Город в богоборческое время лишился свыше ста соборов, церквей, часовен.

Сегодня наш рассказ об одном из некогда величественных соборов Казани — во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Листая старые альбомы с фотографиями ушедшей Казани, невольно приходишь к выводу, как много потерял город с утратой храмов, монастырей, соборов, некрополей.

Разве не обеднел город с потерей величественного храма Казанской иконы Божией Матери и колокольни Казанско-Богородицкого женского монастыря? Разве не зияют провалом развалины некогда знаменитого своей миссионерской деятельностью Спасо-Преображенского собора? Разве не украшала бы сегодня Александровскую площадь шатровая колокольня Иоанно-Предтеченского монастыря?

Нечто подобное можно по-праву отнести и к собору Владимирской иконы Божией Матери, его оригинальной, пятиярусной колокольне, которые некогда стояли на стыке Московской и Владимирской улиц.[1] В его архитектурный комплекс входили три храма: два зимних (т.н. тёплых), небольшого размера и большой летний (холодный).

В 1860-х гг. при ремонте крыши была найдена закладная медная доска, на которой крупным полууставом была отлита следующая летопись собора:

«Начата бысть сия святая церковь каменная строить во имя Пресвятой Богородицы Владимирской в лето от создания мира 7202 году мая 1 дня, а от Рождества Христова 1694 году при державе всепресветлейшего державнейшего Императора и самодержца всероссийского Петра Великого, отца отечества, по благословению преосвященного Маркела, митрополита казанского и свияжского, а освящена сия святая церковь в лето от создания мира 7226 году, а от Рождества Христова 1718 году апреля 5 дня преосвященным Тихоном, митрополитом казанским и свияжским, и со всем освещенным собором, а в 1732 году ноября 5 дня, по благословению преосвященного Иллариона, архиепископ казанского и свияжского у сей святой церкви быть собору и поизвел протопресвитером Иоанна Семенова, ключарем Андрея Петрова, а зиждема сия святая церковь приходскими людьми и других доброхотию подателей».[2]

Из этой летописи становится понятным, что каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской начала строиться в 1694 году, была освящена в 1718 году, а стала собором лишь в 1732 году. Не ясно, так отчего она строилась так долго, аж 24 года. Летопись об этом умалчивает. А это достаточно солидный срок, даже для XVIII века.

В следующем столетии, в 1836—1847 годы по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди[3] возводится высокая пятиярусная каменная колокольня с оригинальным островерхим шпилем Тогда же выстроена и крытая галерея, соединявшая собор с колокольней. Средства на строительство колокольни были пожертвованы прихожанином собора, казанским 2-й гильдии купцом Петром Герасимовичем Корюкиным, который и был впоследствии похоронен под колокольней в 1843 г., а в 1854 г. — и его жена Марина Матвеевна.

Владимирский собор Казань

Об этом гласила надпись на жестяном листе, вделанном в стену колокольни, на её южной внешней стороне:

«Под сею колокольней покоятся сооружители: казанский 2-й гильдии купец Петр Герасимович Корюкин, скончавшийся 1843 г. июля 31 дня; жития его было 67 лет, и жена его Марина Матвеевна, скончавшаяся 1854 г., жития ей было 70 лет. Господи! Прими души рабов Твоих; в селении праведных упокой!»

Над этой надписью, в углублении была поставлена икона святого апостола Петра и мученицы Марины. Каменный большой дом П.Г. Корюкина находился по улице Московской напротив колокольни.

Холодная церковь была первым ярусным храмом Казани. В 1749 году она сгорела, а в 1774 году была разграблена бунтовщиками Емельяна Пугачёва. Для облегчения конструкции храма, ввиду того, что его стены дали трещины, в 1860 году железные стропила кровли заменили на деревянные, а под углы подвели контрфорсы, внутри убрали хоры.

В 1873—1874 гг. собор был расписан иконописцами Петром Абрамовичем Пыпиным и Павлом Николаевичем Щепетовым. Престол в главном храме Владимирской иконы Божией Матери был один. Собор украшался шестиярусным иконостасом, по девять икон в ряд. В центре храма было подвешено бронзовое литое паникадило в три яруса, на 36 свечей — дар известного казанского купца Сергея Евсеевича Александрова.[4]

Пол был чугунный, а на амвоне, солее и в алтаре — каменный. Внутри собора не было ни столпов, ни поперечных железных связей. Под полом были устроены сдаваемые в аренду кладовые.

Церковь Положения Ризы Господней. Снято в 1915 году

К северу от холодного собор стояла теплая каменная церковь в честь Положения Ризы Господней. Персидский шах Аббас I (1571 — 1629), при котором государство Сефевидов достигло наибольшего могущества, в 1625 году прислал царю Михаилу Феодоровичу ризу Господню. Её путь по Волге в Москву пролегал через Казань, и она одну ночь находилась в храме, стоявшем на месте нового, освящённого в 1687 году. В 1793 году храм был обновлён и переосвящён в честь Рождества Христова, с приделом в честь Положения Ризы Господней. 3 сентября 1815 года церковь сгорела и была восстановлена лишь спустя восемь лет.

Вторая тёплая церковь — однопрестольная, в честь иконы Матери Божией «Всех скорбящих Радость» — существовала уже в 1739 году. Она находилась к западу от Рождественской церкви. Трапеза и паперть этой церкви были превращены в квартиру священника, фасадом на Московскую улицу.

В конце XIX века в ограде Владимирского собора возвели часовню в память мученической кончины Императора Александра II от рук народовольцев 1 марта 1881 года.

Конец 1920-х — начало 1930-х годов — время слома субдоминантного религиозного ландшафта города. За восемь лет, с 1928 по 1936 годы в Казани было уничтожено более половины храмов, монастырей, мечетей. Все взрывы производил полк латышских стрелков, расквартированный в Казани. [5]

Архивный документ беспристрастно свидетельствует об этом:

«Начальнику конторы комжилстроя. 9 марта 1932 г. Президиум городского Совета предлагает немедленно приступить к разбору предназначенных для коммунального жилищного строительства церквей и мечетей. 1) Владимирский собор (Московская ул.); 2) Грузинская церковь (ул. К. Маркса); 3) Кафедральный собор (коридор по направлению к новому зданию областкома); 4) Воскресенская церковь (ул. Чернышевского); 5) Федоровский монастырь; 6) Спасский монастырь (в Кремле) передать коммунжилстрою, в случае неразбора Татбашшколой для надстроек… Зам. предгорсовета Муратов».[6]

В предвоенные годы Владимирский собор взорвали последним в городе, в апреле 1936 года. Сейчас на месте величественного храма стоит жилой дом «сталинской» постройки.


[1] Бывшая улица Кирова до революции имела три названия, в соответствии с находящимися на ней православными храмами: Московская (храм Московских чудотворцев), Владимирская (собор Владимирской иконы Божией Матери) и Успенская (собор Успения Пресвятой Богородицы).

[2] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1879 год. — Казань: Типография императорского университета, 1879. — С. 434.

[3] Петонди Ф.И. (1794-1874), архитектор. Представитель русского классицизма. В 1817-1834 годах Орловский губернский архитектор, в 1834-1844 Казанский губернский архитектор. С 1845 года работал в Петербурге, в 1855 году вернулся в Казань. Автор проектов многих зданий в Казани, в т.ч.: домов Н.Н.Колокольникова (1836), Дротоевского (1837), Казанской городской думы (1836), Родионовского института благородных девиц (1844, в соавторстве), «Казанского подворья» (1843 — 1848) и др. Автор второго (1838 г.) проекта регулярного плана застройки Казани. См.: Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — С. 435.

[4] Александров Сергей Евсеевич (1792-1870) из рода казанских купцов и предпринимателей Александровых. Потомственный почётный гражданин, купец 1-й гильдии, совладелец «Товарищества Казанского кожевенного завода на паях». С начала 1840-х гг. крупный монополист на чайном рынке России. В 1842-1844, 1851-1853 гг. городской голова Казанской думы. Один из учредителей Купеческой торговой фирмы. Был погребен в фамильном склепе под Успенским собором Свято-Успенского Зилантова монастыря. Захоронения не сохранились. См.: Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — С. 25. Достойны памяти потомков. (Городские головы Казани 1767 — 1917 гг.). Сборник документов и материалов. — Казань, 2002. — С. 107 — 113. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Том I. — Казань, 2001. — С. 106 — 112.

[5] Этот малоизвестный факт об участии полка латышских стрелков в уничтожении православных храмов города автор почерпнул из сборника статей и сообщений городской научно-практической конференции, состоявшейся 21 мая 2002 г. См: Казанский посад в прошлом и настоящем. — Казань: Мастер Лайн, 2002. — С. 99.

[6] НА РТ, ф. 732, оп. 6, д. 54, л. 19.

Новости по теме

Чудеса от Казанской иконы Божией Матери летописные и современные
Публикации 20 июля 2025
Чудеса от Казанской иконы Божией Матери летописные и современные

Многовековая история Казанской иконы Божией Матери — это непрестанная череда чудес. Само обретение реликвии произошло невероятным образом.

Крестные ходы с Казанской иконой. История и современность
Публикации 20 июля 2025
Крестные ходы с Казанской иконой. История и современность

Первый крестный ход с Казанской иконой Божией Матери состоялся сразу же после её чудесного обретения в 1579 году. Узнав о том, что на пожарище нашли древний образ Богородицы, архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия поспешил увидеть святыню.

Богородицкий девичий монастырь. Попечительство Елизаветы Федоровны Романовой. «Казанские пещеры»
Публикации 18 июля 2025
Богородицкий девичий монастырь. Попечительство Елизаветы Федоровны Романовой. «Казанские пещеры»

В июле 1910 года в Казанском Богородицком монастыре побывала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители милосердия. Гостья помолилась в величественном соборе, возведённом над местом обретения Казанской иконы Божией Матери.

Почитание Казанской иконы Божией Матери династией Романовых
Публикации 17 июля 2025
Почитание Казанской иконы Божией Матери династией Романовых

Казанская икона Божией Матери многие века освящала покои русских царей. Впервые этот образ появился в стольном граде ещё в шестнадцатом веке. Это был самый первый список, созданный в год обретения святыни, 1579-ый.