Разве достаточно нам храмов, когда руку невозможно поднять и перекреститься?

5554
Фото

Проповедь митрополита Казанского и Татарстанского Феофана после Божественной литургии в день освящения храма в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Дрожжаное

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня — новая страница в жизни вашего поселения — освящен храм. Я давно уже в Церкви, ибо 40 лет в сане. Смотрю на мужей, стоящих впереди, и вспоминаю те времена, когда трудно было себе представить людей, занимающих высокие государственные посты, в храме. Если и были в храме, то для анализа, к вопросу о том, когда же покончим с религией.

Мне вспоминается московский регион. Тогда были уполномоченные по делам религий. И был там такой старик — Василий Трушин. Он любил приезжать в Лавру на Пасху, а затем, ехал в Москву, в Совет по делам религий, встречался с Куроедовым и всегда говорил: «Ну, точно, процентов на 30 уже меньше народа». А ездил он лет 15 или 20 подряд. И однажды ему говорят: «Слушай, проценты уже исчерпаны, а люди всё есть!» На что он ответил: «Ладно, значит, пересмотрим проценты». Перед смертью он просил, чтоб его исповедовали и причастили.

В селе Дрожжаное освящен храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Часто задают вопрос: «Может, нам уже достаточно храмов?» Посмотрите — полон храм народа. Разве достаточно нам храмов, когда руку невозможно поднять и перекреститься? Здесь мы должны чувствовать себя комфортно, чтоб легко дышать было.

Так вот о тех людях, кто построил этот храм. Обратите внимание — замечательная зарождается традиция, когда вышедшие из той или иной далекой от столицы местности, пройдя непростую школу, занимают положение в обществе, мысленно обращаются к родной деревне, вспоминают свой дом, луга, поля, леса, всё то, где родились и выросли, и невольно зарождается мысль — оставить что-то после себя. Но что это должно быть? Клуб? Или, может быть, фабрика? Но всё в жизни меняется: устаревают технологии, меняются потребности, проходит мода. А вот храм — это нечто иное, не приходящее. Храм — это душа, вечность. Со временем, уходя в годы, храм не теряет своего значения, а наоборот, становится более ценным, и мы с восхищением говорим: «Какой старинный храм!» Дом Божий становится и маяком, и прибежищем, и утешением, и надеждой, а нередко и защитой.

Верим мы или не верим, всё равно настанет день, когда придется отвечать за то, как жил на земле. Я атеистам обычно говорю: «Вы трусливый народ». Они говорят: «Почему трусливый? Мы не верим, и вот и всё!». Так они не верят, потому что боятся отвечать за свои поступки. Легко сказать, что «я не верю», и делать, что хочется. Призовет Апостол Петр и спросит, какова была жизнь. И этого не избежать.

Вы спросите, а где доказательства? Весь мир, ни один народ, ни одно племя, никогда не жили без веры. Об этом свидетельствуют и древняя письменность и археология. Вера — не игрушка. Вера требует ответственности, ибо, если веришь, то живи по тем нормам, что Бог нам оставил. Если мы живем в государстве, то мы исполняем его Конституцию и законы. И наказание неизбежно для нарушителей закона. Это в земной жизни. Тоже и в небесной.

Так должна возродиться Россия! Что у нас осталось? Навязанные нам «общечеловеческие ценности», которые рушат не только Божественные, но и человеческие природные нормы, с их равенством всяких меньшинств.

Многие годы я провел в разных странах. Это был Израиль, Ближний Восток, Аргентина, ЮАР и другие страны. И видел, как люди относятся к своей вере. Там, где сильна вера и традиция — меньше бед. Но вера не извращенная. Но как в исламе, так и у нас, полно сектантов с осклабленными улыбочками, которые гоняются за нами. А мы по своей дури, невежеству и забвению идем на эти красивые крючки. В Волге тоже ловят рыбу на всякие приманки. Клюнул и — трудно сорваться. Так и людям, попавшим на уловки сектантов различных мастей от них не уйти.

Нам хотят сказать: «Вера — это личное дело». Конечно, личное. Но наше государство состоит не только из лесов, полей и рек, а в первую очередь — из личностей, из людей. И от того, какие это личности и какие у них ценности, будет зависеть состояние государства.

Мы сетуем — проблема с населением. Стареют, но не рожают. И убивают миллионами. По скромным подсчетам — 2 миллиона абортов в год! Причина в нравственном падении общества. Многие годы я был на Кавказе. Там нет проблемы с населением, потому что Бог дал, и они принимают дар Божий в виде детей. И нет проблемы со стариками. Если нет детей — возьмут родственники.

Обращаюсь к тебе славянин, последователь православия! Вернись к вере своих отцов, к почитанию родителей, возроди любовь к детям, и будешь счастлив сам, и будешь патриотом государства.

Спасти Россию — наша общая задача. Мы живем в Татарстане, в многонациональном, многокультурном и многоконфессиональном. Здесь две основные конфессии — ислам и православие. Я встречаюсь с муфтиями и всегда говорю, что у нас нет, и не может быть предпосылок и оснований для конфликта, ибо мы верим в Бога, верим в бессмертие души и верим в ответственность. Но есть одна беда — развитой материализм, рядящийся в тогу либерализма, а также блудословие и вседозволенность под маркой свободы. От этого нужно уходить, а жить в дружбе и согласии в хорошем и просторном доме, имя которому Россия. Здесь всем место есть, и есть возможность культурного, религиозного и этнического самовыражения. Только нужно запомнить: там, где мир — возможно благо, где вражда — кровь и слезы.

Новости по теме

Участники проекта «Куда ведут ручьи» трудятся над возрождением сельских храмов Татарстана Участники проекта «Куда ведут ручьи» трудятся над возрождением сельских храмов Татарстана

Команда проекта по консервации заброшенных храмов «Куда ведут ручьи» открыла сезон трудовых поездок в сёла Татарстана. В ходе регулярных выездов осуществляются работы по очистке территорий поруганных святынь, плотницкие и иные работы,

В старинном Крестовоздвиженском храме села Каинки возрождается богослужебная жизнь В старинном Крестовоздвиженском храме села Каинки возрождается богослужебная жизнь

В старинном храме Воздвижения Креста Господня в селе Каинки (Верхнеуслонский район РТ) возобновилось совершение богослужений.

В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани

18 апреля, в Четверток Великого канона, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме благоверного князя Александра Невского города Казани.

Митрополит Кирилл присутствовал на заседании оргкомитета по подготовке и проведению XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» Митрополит Кирилл присутствовал на заседании оргкомитета по подготовке и проведению XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum»

16 апреля в режиме видеоконференции состоялось заседание оргкомитета по подготовке и проведению XV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum».