Проповедь настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» города Чистополя иерея Виталия Гарабова в Неделю 15-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня в евангельском чтении мы с вами слышали ответ Спасителя на вопрос о наибольшей заповеди в законе. Первая заповедь — возлюби Бога, вторая — возлюби ближнего. Бог, как сказано, есть Любовь. Господь в первую очередь ждет от нас любви — любви к Себе и к ближнему. Любя, мы уподобляется Богу.
Казалось бы, все просто, но тут часто возникает вопрос о приоритетах в духовной жизни. То есть мы должны решить, что в ней должно быть на первом месте, что — на втором, что — на третьем, а что — на десятом. Часто жизненные обстоятельства складываются таким образом, что мы становимся перед выбором: либо оказать ближнему любовь, но при этом нарушить какое-либо церковное правило или запрет, либо соблюсти правило, но не оказать любви. И почему-то чаще всего мы делаем выбор в пользу второго. В конечном итоге вся наша духовная церковная жизнь превращается в сплошное надзирание. Нас больше волнует, когда можно есть рыбу, а когда — нельзя. Когда можно стирать белье, а когда — нельзя. А на заповедь о любви мы вообще перестаем обращать внимание.
Почему так происходит? Наверное, потому, что любовь труднее уловить, зафиксировать, измерить, оформить в виде отчета. Другое дело — исполнение правил: тут можно измерить, подсчитать, отчитаться. Вот, мол, вчера я выполнил то правило, а сегодня — это. А любовь в каких единицах измерить? В килограммах, метрах, секундах, вольтах, амперах, лошадиных силах? И приходится констатировать, что зачастую мы, верующие церковные люди, не понимаем, чего на самом деле требует от нас Господь. Не понимаем, какими Он хочет видеть нас. И к нам полностью приложимы слова Спасителя, сказанные ученикам Иакову и Иоанну в ответ на их предложение наказать жителей одного селения: «Не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Вот и мы не знаем, какого мы должны быть духа. Мы в первую очередь должны оказывать любовь и милосердие людям. Особенно ближним — членам своей семьи. А уже потом все остальное.
В качестве яркой иллюстрации приведу одну историю, которую мне довелось как-то прочитать на одном из православных сайтов. Пишет священник: «Однажды ко мне на беседу пришла верующая молодая женщина. Воцерковленная, прихожанка нашего храма, недавно вышедшая замуж. Пришла с бедой: от нее ушел муж. Вроде бы, банальная история: мужик загулял, ушел к другой женщине. Однако в беседе выяснился следующий принципиальный момент. Женщина эта была, как я уже сказал, очень верующая и благочестивая. Она старалась исполнять все заповеди, все церковные правила, всегда строго соблюдала посты. А в пост, как известно, нужно воздерживаться от скоромной пищи и супружеских отношений. И она с самого начала семейной жизни дала понять мужу, что они будут строго соблюдать все посты. Муж поначалу согласился, но потом оказалось, что он не в силах соблюдать супружеское воздержание во время длительных постов. Ну в самом деле, далеко не каждый, особенно в молодом возрасте, способен это выдержать. К тому же, будучи не особо воцерковленным человеком, он просил ее проявить снисхождение к его немощи и сделать послабление. Но она была непреклонна: надо, мол, строго соблюдать пост, поэтому никаких обсуждений быть не может. И что в итоге? Мужчина просто не выдержал и ушел. А, вернее сказать, сбежал от такой жены».
Вот такая история. И наверняка такой случай не единственный. Чтобы избежать повторения подобных ошибок, зададимся парой вопросов.
Что верующая женщина приобрела, ревностно соблюдая пост, а что потеряла? Не приобрела ничего, а потеряла многое. Муж-то ведь, как она сама призналась священнику, ей попался идеальный: не пил, не курил. Не муж, а просто клад. Сможет ли она его вернуть — неизвестно. А если не сможет, то кого себе найдет? Найдет ли такого же непьющего и некурящего? Наверняка ведь она не будет всю жизнь жить в одиночестве.
Второй вопрос: неужели Богу угодно, чтобы распадались семьи, чтобы разрушалась любовь между людьми? Неужели мы не знаем, что Бог — наш любящий Отец, Который больше всего хочет, чтобы мы, Его дети, имели мир, любовь и согласие между собою. Знать-то, вроде бы, знаем, но только на практике почему-то склонны представлять Его не как любящего Отца, а как некий бездушный и беспристрастный счетчик, который только и делает, что отсчитывает, сколько грехов мы совершили, сколько правил нарушили, чтобы впоследствии предъявить нам счет.
В мире сейчас острейший дефицит любви. О ней много говорят, но ее самой очень мало. Это касается и просто христианской любви к ближнему, и конкретно любви супружеской. Не должны ли мы в первую очередь беречь любовь, ведь это бесценное и невосполнимое сокровище? Бог есть Любовь, поэтому человек, любя, уподобляется Богу. Будем же всегда помнить об этом. Будем помнить о наибольшей заповеди в Законе Божием. Нужно правильно расставлять жизненные приоритеты, потому что без любви все остальное просто не имеет смысла. Апостол Павел сказал: «Если я исполняю все заповеди и совершаю любые подвиги, а любви не имею, то я как медь звенящая, как пустая побрякушка». Дай Бог всем нам разума духовного и любви!