Анна Дмитриевна Каюрова: сохраняли веру тихонечко, но всем сердцем и всей душой

5962
Фото

В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера есть пожилые прихожанки, на долю которых выпали основные тяготы по восстановлению разрушенной церкви. Одна из них — Анна Дмитриевна Каюрова, у которой мы недавно побывали в гостях. В нелегкой жизни Анны Дмитриевны всегда присутствовала молитва, поэтому она постоянно чувствовала помощь Бога. За чашкой чая наша героиня рассказала о себе:

— Я сама из Комаровки — жила там до 1953 года. В 13 лет осталась без отца, который погиб на войне. Мы работали с раннего детства — сажали, пололи, поливали, ухаживали за скотиной. В 14 лет я пошла работать на ферму телятницей. В 16 лет стала дояркой. Работали за трудодни. В 18 лет я познакомилась со своим будущим мужем — это было в Долиновке, куда мы ездили пилить деревья. Он был работящий, учился на тракториста. Когда пришел свататься, то мама благословила нас иконой. Мы с мамой поставили условие — замуж только через венчание. Он согласился, так как был крещеным и в дальнейшем никогда не препятствовал мне молиться и поститься.

— Анна Дмитриевна, как Вы сохраняли веру в атеистическое время?

— Мы верили в Бога всегда. В нашем селе почти все были верующие. Крестики все носили под одеждой, а некоторые вшивали в воротник. Мужчины носили крестики в шапке — в том месте, куда обычно крепилась коммунистическая звезда. Моя бабушка, моя мама и мой супруг были верующими. Мы верили тихонько. На большие праздники мы собирались в чьем-нибудь доме: читальщица читала молитвы, а мы молились. Исповеди и Причастия, конечно, не было. Ближайшая церковь была в селе Мордова. В ней мы тайно венчались с моим мужем, и это всю жизнь оберегало наш брак. Мы с супругом все делали вместе, горе и радость всегда пополам делили. В браке у нас родилось четверо дочерей. Одна умерла, не дожив до шести лет всего 25 дней. Дочка с трех лет болела менингитом. Мы пытались лечить, но врачи сказали, что лечение бесполезно, и она три года угасала на моих глазах. Другая дочь умерла в прошлом году от сердечного приступа.

— А как Вы раньше постились?

— Мы старались соблюдать посты — особенно Великий. Готовили блюда из картофеля. По весне, когда припасов не было, собирали гнилую картошку на полях. Затем пекли из нее блины, ели и приговаривали: «Как гречишны!»

— Анна Дмитриевна, а не унывали от такой жизни-то?

— Да, жизнь была трудная. Работали много, а еда была скудная. Одна одежонка — и в зной, и в мороз. Веровать в Бога было нельзя. В домах не было ни воды, ни газа, но мы все равно жили дружно и весело. Времени на веселье было немного, но мы и песни пели, и плясали. В клуб, бывало, придешь, а там молодежи — яблоку негде упасть. И у читальщицы в церковные праздники было много народа. Так и сохраняли веру. Тихонечко, но всем сердцем и всей душой.

— А когда переехали в Три Озера, что изменилось?

— Когда переехали в Три Озера, то с местными женщинами пешком ходили в Свято-Авраамиевский храм в город Болгар. Пока шли, исполняли церковные песнопения, и усталости не чувствовали. Радостно и благодатно было на душе. В 1998 году к нам в Три Озера с семьей приехал отец Георгий. Храм тогда находился в разрушенном состоянии. Когда церковь начали восстанавливать, то пришлось вывести из нее много мусора и навоза. Уставали сильно, а когда перерыв делали, то я за обедом домой бегала. После уборки во время первой службы пошел дождь, и мы все промокли. Так и молились под дождем. Мне местные женщины тогда говорили: «Зачем ты все туда таскаешь? Не выдержит молодой батюшка, вот увидишь — уедет, а ты все носишь и носишь. Не трать пенсию-то». Я об этом батюшке сказала, а он мне ответил: «Землю буду зубами грызть, но отсюда не уеду!». Так и восстанавливали храм — своими силами, но с Божией помощью.

От Анны Дмитриевны мы ушли в раздумьях. Мы сравнили молодость Анны Дмитриевны с нашей, и поняли, какие мы слабые и немощные по сравнению с предыдущими поколениями. И нам сразу вспомнились слова Серафима Саровского: «Нет нам дороги унывать!». Ведь как бы ни было тяжело человеку, с верой и молитвой ко Господу ему все по плечу.

Беседовали — дети воскресной группы храма Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера.
Фото Марии НАФИНОЙ

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Елена Кузьмина – религиоведение как наука и жизнь «Светлый вечер в Казани»: Елена Кузьмина – религиоведение как наука и жизнь

23 апреля в эфире радио «Вера – Казань» (95,5 FM) вышла программа «Светлый вечер в Казани». Гостьей студии стала заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета Елена Кузьмина.

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».