Любовь к природе и труд: пережитки прошлого или естественные потребности души?

5500
Фото

Наблюдая за нынешним молодым поколением, обращаешь внимание на одну серьёзную проблему — отчуждение человека от природы. Ни для кого не секрет, что у современного человека нет желания работать на приусадебном участке, а порой нет даже потребности в простом созерцании природы.

Мы любим выезжать за город, но, к сожалению, не для того, чтобы послушать звуки природы. Мы первым делом разводим костёр, достаём мангал с шампурами… И конечно же, «врубаем музон», чтобы выгнать всех птиц из леса грохотом ударных и визгом электрогитар.

Почему эту тему поднимаю я — священнослужитель? И имеет ли она какое-либо отношение к христианству, к духовности? Думаю, что имеет. Начнём с того, что для христианского (библейского и святоотеческого) миросозерцания характерно трепетное и благоговейное отношение к природе, сотворённой Богом. «И увидел Бог всё, что создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). В писаниях святых отцов есть глубокая мысль об иконичности творения (от греческого слова «икона», что в переводе означает «образ»): как человек создан по образу и подобию Божьему, так и весь сотворённый мир является отображением Божественной красоты и совершенства.

Серафим Саровский с медведем

Многие святые исполняя высшую христианскую заповедь о любви к Богу и ближнему, расширяли её до любви ко всему творению. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Что такое сердце милующее? Возгорение сердца у человека во всём творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при возрении на них очи у человека источают слёзы от великой и сильной жалости объемлющей сердце». Старец Силуан Афонский учил: «Дух Божий учит душу любить всё живое, так что и зелёного листа на дереве она не хочет повредить и цветка полевого не хочет потоптать». Он считал, что нужно бережно ко всему относиться и не нарушать жизнь того, что существует по Божьему Промыслу.

Любовь к природе и умение видеть её красоту приносят пользу, прежде всего, самому человеку. Созерцание природы подобно созерцанию иконы — оно способно возвышать душу и, более того, способно привести неверующего человека к вере. Самый яркий пример — житие святой великомученицы Варвары. Чтобы познать истину, совсем не нужно отправляться куда-то за тридевять земель. Да у неё и не было такой возможности: она жила в заточении в башне, построенной её отцом. Но она созерцала солнце, луну, звёзды, горы и поля, и Солнце Правды воссияло в её чистой и святой душе.

Из житий святых мы знаем об удивительных случаях, когда хищные звери становились кроткими, как агнцы, и беспрекословно подчинялись человеку. Преподобные Сергий и Серафим кормили с рук своих друзей — медведей. Особенно интересна история о приручении Герасимом Иорданским дикого льва, которого святой вылечил от ран. Подобные эпизоды — это частицы рая на нашей земле. Там, где святость, устанавливается райский порядок вещей.

Животные в райском саду

Но Адам в раю не только созерцал красоты Эдемского сада. Бог дал ему заповедь возделывать и хранить его (Быт. 2:15). А после грехопадения ему пришлось много трудиться, чтобы добыть себе пропитание. Тяжёлый труд ограничивает распространение греха и напоминает человеку, что он «… земля и в землю отыдет» (Быт. 3:19). Труд смиряет, облагораживает душу и угашает страсти. Всем известно, что дурные мысли и дурные дела возникают от безделья и лености.

К сожалению, современный человек чуждается работы на земле. Если ещё совсем недавно мы ехали на свои дачи для того, чтобы поухаживать за помидорками и огурчиками, то сейчас мы рассуждаем по-другому: «К чему так париться, когда всё это можно купить в ближайшем супермаркете, причём круглый год». И превращаем свои участки в модные ныне газоны — для тех же шашлыков и пикников. Подобная тенденция наблюдается и в церковной среде, я это заметил во время учёбы в духовной семинарии. В летние дни на студентов возлагают различные послушания. Если им предоставляется выбор, то они в большинстве случаев стремятся выбрать работу, не связанную с природой. Студетны готовы таскать кирпичи или брёвна, протирать пыль в душных библиотеках — лишь бы не поливать цветы и не пропалывать сорняки на клумбах академического сада.

А между тем вспоминается, как на уроках пастырства преподаватель рассказывал нам о произведении протоиерея Алексия Остапова «Пастырская эстетика». В нём рассматриваются все стороны жизни и служения православного пастыря, и даются различные советы и подсказки. В главе, посвящённой дому и быту, говорится, что священнику нужно заниматься приусадебным хозяйством, причём не абы как, а так, чтобы и в этом деле быть примером для своих прихожан. Но скажем шире: любовь к природе и умение трудиться приличны не только носителю священнического сана, но и всякому христианину. Между прочим, слово «крестьянин» — это искажённое «христианин».

Итак, любовь к природе и общение с ней весьма желательны и полезны для верующего. Помимо всего прочего, эти качества важны и для миссионерства, ведь любой человек, наблюдая за семьёй и домашним хозяйством христианина, может проникнуться уважением к нему и его вере, и вполне возможно, «…поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1 Кор. 14:25).

Новости по теме

Участники проекта «Куда ведут ручьи» трудятся над возрождением сельских храмов Татарстана Участники проекта «Куда ведут ручьи» трудятся над возрождением сельских храмов Татарстана

Команда проекта по консервации заброшенных храмов «Куда ведут ручьи» открыла сезон трудовых поездок в сёла Татарстана. В ходе регулярных выездов осуществляются работы по очистке территорий поруганных святынь, плотницкие и иные работы,

Митрополит Кирилл совершил четвёртую Пассию в Казанском соборе Митрополит Кирилл совершил четвёртую Пассию в Казанском соборе

21 апреля, в канун понедельника седмицы 6-й Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Пассию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря.

В канун Субботы Акафиста митрополит Кирилл совершил вечернее богослужение в Казанском кафедральном соборе В канун Субботы Акафиста митрополит Кирилл совершил вечернее богослужение в Казанском кафедральном соборе

19 апреля, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил утреню с чтением акафиста Божией Матери в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери.

Митрополит Кирилл освятил новый колокол для колокольни Богоявленского собора Казани Митрополит Кирилл освятил новый колокол для колокольни Богоявленского собора Казани

18 апреля, в Четверток Великого канона, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил освящение колокола для колокольни Богоявленского собора в столице Татарстана.