Публикации

Священник Александр Ермолин: Наше истинное Отечество находится на Небесах

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Иерей Александр ЕРМОЛИН
Священник Александр Ермолин: Наше истинное Отечество находится на Небесах

В эти дни православные христиане празднуют Вознесение Господне, ожидая День Святой Троицы. Об истории этих праздников и их значении в жизни православного христианина мы поговорили с проректором по учебной работе Казанской православной духовной семинарии священником Александром Ермолиным.

— Отче, Вознесение — большой праздник, но перед ним на сердце бывает небольшая грусть. Христос 40 дней ходил по земле, а сейчас Он возносится на Небо. Что же мы празднуем?

— Действительно, небольшая нотка грусти в этом празднике имеется. Господь после Своего Воскресения 40 дней ходил по грешной земле, являясь многим Своим ученикам. С одной стороны, Вознесение Господне — это момент окончания евангельской истории. С другой стороны, мы знаем, что Господь дал обетование послать Духа Святого, а это произойдет через 10 дней после Вознесения — в День Святой Троицы. Именно это событие ознаменовало рождение христианской Церкви, поэтому оно считается началом ее многовековой истории.

В Деяниях святых апостолов сказано: «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Господь обещать послать Духа Святого, Утешителя, то есть Того, Кто созиждет Церковь христианскую и будет руководить апостолами. Именно поэтому перед Вознесением у верующих на сердце небольшая грусть. Но вместе с тем мы должны понимать, что Господь всегда пребывает в нашем мире.

Как мы знаем из Евангелия, Господь сказал своим ученикам: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19, 20). Эти слова относятся к Таинству Евхаристии. Если мы, верующие, посещаем храм, то Господь находится среди нас.

— Отче, какова история праздника Вознесения?

— Вознесение Господне первые христиане отмечали вместе с Днем Святой Троицы, что говорит о взаимосвязи этих праздников. Позднее эти праздники разделились.

— Получается, что у Вознесения, которое располагается между Пасхой и Троицей, второстепенное значение?

— Нет. Нельзя говорить о том, что церковные праздники делятся на главные и второстепенные. В каждом празднике заключен глубокий смысл.

Мы говорим, что Вознесение — это окончание евангельской истории. А помните, с чего она началась? Евангелие от Иоанна, которое читается на Пасху, начинается фразой «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это и есть весть о том, что существует Бог, Который воплощается и приходит в мир. Из Священного Писания, Символа веры и учения отцов Церкви мы знаем, для чего пришел Господь в мир. Он пришел «нас ради человек и нашего ради спасения». Господь пришел в мир, воплотившись от Духа Святого и Девы Марии. Затем были проповедь, страдания и чудесное Воскресение.

Святые отцы говорили о том, что Господь пришел в мир человеком для того, чтобы человек стал Богом. Праздник Вознесения Господня напоминает нам о том, что Господь дал нам, людям, возможность обожиться.

— Отец Александр, первый храм в честь Вознесения, построенный в IV веке на Елеонской горе, не имел купола, и верующие могли видеть небо. В этой связи мне вспоминаются слова протопресвитера Александра Шмемана о том, что Евхаристия — это «не когда Небо спускается на землю, а когда земля поднимается в Небо».

— Я тоже являюсь поклонником отца Александра, поэтому я тоже приведу цитату: «Праздник Вознесения — это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины».

Ранние христиане, как и мы с вами, понимали, что истинное Отечество находится на Небесах, поэтому они и возвели храм без крыши, чтобы иметь возможность видеть небо. Это замечательная идея.

В связи с этим вспоминается полет Гагарина в космос, который советская атеистическая пропаганда пыталась использовать в своих интересах, утверждая, что космонавт Бога не видел. Но космос и Небо — это совершенно разные вещи. Архиепископ Иосиф (Чернов) по этому поводу сказал: «Юрий Гагарин Бога не видел… а Бог его видел! И благословил!».

Небо — это подлинный дом для человека. Место, куда должен стремиться каждый православный христианин.

Сейчас люди уделяют слишком много внимания материальной стороне бытия, поэтому нужно напоминать им о Небе. О том, что существует мир вышний, мир ангельский.

— Человек постоянно занят решением своих житейских проблем. Как ему обратить свой взор на Небо?

— Надо жить христианской жизнью — именно это нам заповедал Спаситель. Господь подарил человеку покой и уверенность в завтрашнем дне. Если человек живет христианской жизнью, он правильно расставляет приоритеты. У святителя Иоанна Златоуста есть прекрасная мысль: «Поставь Бога на главное место, и тогда все встанет на свои места».

Конечно, такой образ жизни требует немалых усилий. Я часто напоминаю о том, что человеку ничего не дается просто так, и духовная сфера — не исключение. Недостаточно сказать себе: «С завтрашнего дня я начинаю жить духовной жизнью». Верующие должны прикладывать определенные усилия — только в этом случае Господь пойдет им навстречу. Не стоит надеяться на то, что все произойдет само собой. Бог поможет человеку, если тот откроет Ему свое сердце.

Когда мы говорим, что Троица — момент рождения Церкви, мы должны вспоминать события, произошедшие в Сионской горнице. Тогда произошло великое чудо: на молившихся апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков. Существует множество картин, посвященных этому событию. Сошествие Святого Духа — это момент рождения Церкви. На апостолов снизошла благодать, которую называют апостольской преемственностью. После этого ученики Спасителя начали проповедовать Евангелие. Путешествуя по миру, они основывали церкви, рукополагали епископов, пресвитеров, диаконов. Благодаря этому раннехристианская Церковь разрасталась.

Господь проповедовал Евангелие, в котором указан путь, которым мы с вами должны идти. Согласно Божественному замыслу, в мир приходит Святой Дух, который освещает Церковь.

Стоит отметить, что христианство не является этической системой. Мы не можем сказать, что Церковь и Евангелие, в котором изложены основы морального учения Христа, существуют независимо друг от друга. Нет, они едины. Написанное апостолами Евангелие и созданная Господом Церковь — единое целое.

Многие верующие искренне не понимают, зачем им посещать храм. Молитвы они возносят дома, а церковь посещают два раза в год. Они думают, что этого вполне достаточно.

Почему нужно посещать именно православный храм, ведь есть же много других, в том числе христианских? Изучив мнения известных православных священников по этому вопросу, можно провести аналогию с водой. Вода бывает морской, речной, болотной, но пить мы предпочитаем родниковую.

В Священном Писании говорится: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Это прямое указание на Евхаристию. Верующий, который молится дома, не участвует в Евхаристии, а это значит, что он не может следовать по пути, указанному Господом. Если человек осознает свои религиозные потребности, он должен посещать храм.

Убежденный атеист Жан-Поль Сартр говорил: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее, как может». Это высказывание актуально и для нашего времени, пропитанного оккультизмом. Люди говорят, что в Бога не верят, но при этом стучат по дереву, вешают красную нитку, носят обереги так далее. Если имеется религиозная потребность, то ее надо реализовывать в Церкви. Другого пути быть не может.

— Спасибо, отец Александр, за интересную беседу!

Беседовал иерей Алексий ПАВЛОВ

Теги:
Вознесение Господне
День Святой Троицы
интервью
иерей Александр Ермолин

Все публикации