Поучение настоятеля Благовещенского собора города Казани Виктора Вишневского, произнесенное в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1882 году
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. (Тропарь праздника)
Если единородный Сын Божий, для восстановления нас в правах на сыновство Божие, утраченных грехом прародителя, родился от жены, то наша Православная Церковь достойно и праведно исповедует, что Рождество Пресвятой Богородицы возвестило всей вселенной радость. Действительно, со дня Ее рождения начался ряд духовных благословений, коими Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа благословил нас, во Христе, на небесах (Еф. 1:3), дабы усыновить нас Себе, потому что если мы сыны, то и наследники Божии, и сонаследники Христу (Рим. VIII:17).
Но от чего же в мире доселе не все участвуют в неизреченной и преславной радости, возвещенной Рождеством Пресвятой Богородицы? От того, что в мире не все люди способны верить, но большая часть населяющих его являются неверующими, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, который есть образ Бога невидимого (2 Кор. III:14). У этих людей свои радости — земные и смертоносные; они мыслят о земном, бог их — чрево, и слава — в сраме (Фил. III:19). Радость, о которой поведало миру Рождество Пресвятой Богородицы, известна только знающим Христа, которые облекшись в Него, делаются подобными образу Сына Божия, чтобы Он был перворожденным между братьями (Рим. VIII:29).
До нашего призвания в общение Сына Божия, Иисуса Христа Господа нашего (I Кор. 1:9.), и мы были отчуженными и, по расположению к злым делам, врагами Божиими (Кол. 1:21); но ныне, кровию Христовой, стали близки и свои Богу (Еф. II:11. 19). Почему участие в радости, наступившей для рода человеческого с Рождеством Пресвятой Богородицы, для нас уже обязательно? Потому что, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом чрез Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого верой получили мы доступ к той благодати, в которой и хвалимся надеждой славы Божией (Рим. V:1, 2).
Итак, братия святые, участники в небесном звании, радуйтесь всегда в Господе, и паки радуйтесь (Фил. IV:4), воспоминая благословенную в женах — Пресвятую Богородицу и благословенный Плод чрева Ее — благоволившаго заимствовать Себе от Нее человеческое естество, Сына Божия. Ибо для чего родился от Нее Сын Божий, и высокий Бог смиренный человек на земли явился? Для того, чтобы нас, до ада ниспадших в первозданном Адаме, на небеса возвести. Для этого грехи наши Он сам телом своим вознес на древо, чтобы мы сделались в Нем праведными пред Богом (1 Петр. II:24. 2 Кор. V:20) сотворив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола на небесах (Евр. 1:3), и будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать, всегда может спасать приходящих чрез Него к Богу (Евр. VII:25).
Но всегда радуйтесь в Господе, т. е. веруя, что Бог примирил с Собою во Христе мир, не вменяя людем преступления (2 Кор. V:19), всячески противодействуйте в себе наклонности к греховным делам, для искупления которых надлежало Христу пострадать и пролить кровь Свою; старайтесь поступать достойно Бога, призвавшего нас в свое царство и славу (1 Сол. II:12), т. е. старайтесь утверждать себя в добрых делах, на которые вы созданы во Христе, и которые Бог заповедовал исполнять каждому из нас, по нашим званиям, при содействии Духа Святого, живущего в нас (2 Тим. 1:14). Ибо всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога; всякий же не делающий правды и не любящий брата своею не от Бога (I Ин. III:9, 10). Наконец бдительно смотрите, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого, и обольстившись грехом не ожесточиться. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. III:12-14).
О, если бы все люди знали о радости, возвещенной празднуемым нами Рождеством Пресвятой Богородицы, и о сникании одной ее заботились, презрев смертоносные радости лежащего во зле мира! Тогда царствие Божие, для устроения которого на землю сошел с небес сам Сын Божий, утвердилось бы в мире. Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе (Рим. 14:17).