Проповедь митрополита Феофана в праздник Входа Господня в Иерусалим в Богоявленском соборе Казани

2373
Фото

12 апреля 2020 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе города Казани. За богослужением глава Татарстанской митрополии обратился к верующим со словом проповеди.

Поздравляю вас, братья и сестры, с великим двунадесятым праздником! У нас его называют Вербным воскресеньем, но правильно — праздник Входа Господня в Иерусалим.

Почему Святая Церковь этому событию придает такое большое значение? Что случилось до вхождения Господа в Иерусалим? Накануне Господь воскрешает человека, который был Ему близок — праведного Лазаря (см. Ин. 11:1-45). Христос воскрешал и девицу, и сына вдовицы, но эти воскрешения были сразу после смерти людей. А вот праведного Лазаря Христос воскрешает через четыре дня после смерти. В Палестине в это время жарко, не было ни моргов, ни холодильников. Похоронили сёстры своего брата, плач и рыдания. Умер молодой ещё человек и умер неожиданно.

Когда Христу сообщили, что Лазарь болеет, вестники просили Его идти к нему побыстрее. Иисус почему-то не торопится. Почему же так? Христос хотел, чтобы все убедились, что смерть Лазаря не призрачная, это не обморок, не летаргический сон, а реальность.

Пришли ко гробу, а гроб тогда — это в камне высеченная пещера, куда клали усопшего, обвитого пеленами. Вход в пещеру заваливали камнем, чтобы туда не проникли звери или непутёвые люди и не потревожили покой умершего. Подходит к пещере Христос и с Ним множество народа — семья Лазаря была уважаемой. Когда Христос приказал отвалить камень от гроба, одна из сестёр Лазаря сказала Христу: «Что Ты делаешь? Уже смердит!» Все в недоумении: «Зачем мы пришли?» Но Христос, помолившись Богу Отцу, подходит ко входу в пещеру.

Представьте себе: напряжённая толпа, все ждут чего-то. И происходит то, что не подвластно человеку, но только единому Богу. Христос не просто говорит, а приказывает: «Лазарь, выйди вон!» Все в недоумении: «Как “выходи”? Там разложение тела». Но на собственных ногах, обвитый пеленами, совершенно здоровым выходит четыре дня назад умерший Лазарь.

Как это произошло? Что случилось? Случилось то, во что даже не все Его ученики верили до конца — что Христос не только чудотворец и пророк, но Бог и Сын Божий, Который был в начале творения мира, хозяин жизни и смерти. И как это принято, толпа начинает восхищаться Иисусом со всей пылкостью восточного характера.

А Христос отправляется в Иерусалим (Ин. 12:1-18). Перед этим Он послал вперёд учеников и на необъезженном осле Он въезжает в город. Его встречает народ с ветвями в руках — в древности так встречали победителей, воинов-триумфаторов. Народ встречает Христа как царя, как великого победителя. Весь Иерусалим высыпал на улицы. Пальмовые ветви, цветы, одежду бросают под ноги осла, на котором сидит Христос. И звучит громогласное: «Осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!»

Что случится потом? Злая кучка книжников и фарисеев в смятении. Они ждали нового царя — мессию, который освободит их от римского ига, сделает иудейский народ великим и поставит над всеми народами. Но не ради этого пришел Христос, не ради одного народа. Христос пришел спасти весь род человеческий. Ошибались замыслившие погубить Христа, как говорили вожди иудейские, «чтобы не погиб весь Израиль». Готовятся злые козни, предательство и распятие на кресте.

Вы помните притчу о богаче и Лазаре, когда Лазарь, страдавший на земле, попал на лоно Авраама, а богач — в ад (Лк. 16:19-31). Богач обращается к Аврааму и просит послать Лазаря на землю, чтобы тот рассказал братьям его, как надо жить. И тогда Авраам ответил: «Были у вас пророки — Моисей и другие, но не послушали вы их. И даже если мертвый воскреснет, вы не послушаете его и будете творить беззакония». Так случилось и со Христом. Не успел остыть воздух от криков: «Осанна!», как зазвучало: «Распни Его!»

Вы скажете: «Владыка, мы не такие, как они!» Не обманывайтесь, такие. С нас спрос ещё больше, потому что не знали те люди, что Христос воскреснет и вознесётся на небо, а мы знаем об этом уже две тысячи лет. Это проповедует Церковь, за это умирали мученики. А мы разве мы не «кричим»? Своими делами распинаем Христа, пригвождаем Его ко кресту. Вот об этом мы должны думать и в день Входа Господня в Иерусалим и во всю Страстную седмицу. Пойдём со Христом, пойдём за Ним в Гефсиманию. Будем молиться, будем печалиться и скорбеть о предательстве Иуды. Войдём со Христом в преторию, где будут судить Его, и будем скорбеть. Вместе с Симоном поможем нести крест — если не Христу, то будем нести крест свой.

Крест всей планеты сегодня — коронавирус. Это крест, боль и печаль. И здесь должно быть благоразумие, вот как сегодня, когда мы здесь собрались небольшим количеством и соблюдаем расстояние. Мы пришли помолиться и для нас это очень важно. Но важно и соблюдать нормы, предохраняющие от опасности. И, конечно, и дома будем молиться и переосмысливать свою жизнь, чтобы не застал нас Господь с тем, что противно Его воле.

Дай Бог, чтобы Страстная седмица стала для нас временем переосмысления жизни, понимания того, как надо жить. Может быть, необходимо воздержаться и от посещения храма — не по пренебрежению, а из любви к ближним. Говорят, что Бог послал коронавирус. Нет, не посылает Бог зла! Своими делами, своим беззаконным бытием мы накликали все эти беды и эпидемии. Не должен думать человек, что ему всё подвластно. Вот это и есть горький пример того, что жизнь и смерть не в руках человеческих, а в руках Божиих. Но всё же будем ценить жизнь, соблюдать всё, чтобы сохранить её. Храни вас всех Господь!

Новости по теме

Великий и трагичный праздник — Вход Господень в Иерусалим
Публикации 28 апреля 2024
Великий и трагичный праздник — Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим — праздник, завершающий период собственно Великого поста, после которого следует Страстная седмица, посвящённая уже не столько личному покаянию христиан и их трудам над собой, но воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя.

В канун Вербного воскресенья митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе В канун Вербного воскресенья митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

27 апреля, в канун Недели 6-й, ваий, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Воспитанники казанских воскресных школ исполнят песнопения архиерейского богослужения в Вербное воскресенье Воспитанники казанских воскресных школ исполнят песнопения архиерейского богослужения в Вербное воскресенье

28 апреля 2024 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершит Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В третью годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития В третью годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития

20 ноября, в третью годовщину преставления ко Господу митрополита Феофана (Ашуркова), в храмах и монастырях Татарстанской митрополии были вознесены сугубые молитвы об упокоении души приснопоминаемого архипастыря.