С продолжающимся праздником Богоявления! Когда прикладываешься к праздничной иконе, можно увидеть в реке синих человечков в окружении рыбок. Кто это такие?
Сначала напомним всем, что искусство всегда поэтично, всегда полно символов и образов. Таковы богословские творения, такова гимнография, такова иконопись. Например, мы читаем каждый день вечером обращение ко Кресту:
«О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки».
Понятное дело, здесь поэтический приём, а не вера в то, что Крест — личность, и способен нас услышать и помочь. Крест животворящий у нас, но не живой — в отличие от Господа и от святых Его.
Вот и на иконе Крещения есть своя удивительная поэзия. Человечки, сидящие у ног Христа в воде — это олицетворение моря и реки, в которой крестится Господь (иногда не море и река, а два притока Иордана). Так иконописцы с древности обыгрывали пророческие стихи псалма 113:
«Что с тобой, море, почему ты бежишь? Что с тобой, Иордан, почему потёк вспять?»
Иордан часто изображается в виде старца, он повёрнут от Христа в трепете («потёк вспять») и в руках держит сосуд, из которого изливается река.
Рыбы вокруг — иногда символ христианства, иногда — если они зубастые и похожи на змей — образ древнего зла, гнездящегося после грехопадения в водной стихии. «Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев», — обращается священник к Господу во время великого освящения воды, вспоминая этот образ из Псалтири.
Вот такие дела. Интересные, согласитесь?