Роль Православия в формировании ценностной основы общества и укреплении единства государства

1956
Фото

Выступление митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство», организованной Международным дискуссионным клубом «Валдай»

Более 1030 лет назад состоялось Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Совершенный им по Промыслу Божиему выбор стал определяющим фактором развития российской цивилизации и российской государственности. На месте разрозненного восточнославянского племенного союза в днепровской купели родилось единое государство, объединенное не только общим языком и великокняжеской династией, но и единой верой. Уже во время правления святого князя Владимира, а особенно при его сыне и преемнике — святом благоверном князе Ярославе Мудром, Русь стала одной из признанных европейских держав, к союзу с которой стремились как соседние восточноевропейские и скандинавские государства, так и королевства Западной Европы и, конечно же, великая Византийская империя, преемницей которой в духовном и культурном плане станет впоследствии Россия.

Принятие христианства, несомненно,возвысило прежде языческую Русь и в глазах стран мусульманского Востока, признавшего в ее лице новую народность, приобщенную к вере в Единого Бога. При этом нельзя забывать, что мир ислама был для Руси не где-то далеко: эту религию исповедовали ближайшие соседи, прежде всего Волжская Булгария, которая стала еще одним фундаментом для возникновения современной многонациональной и многоконфессиональной России, простирающейся от берегов Черного и Балтийского морей до Тихого океана.

С приходом на Русь православного христианства наш народ приобщился не только к системе вероучения, но и к тем нравственным ценностям, которые раскрыл Господь человечеству через Авраама и Моисея, через евангельскую проповедь Самого Господа Иисуса Христа, через учение святых апостолов и святых отцов, через опыт жизни Церкви, ее подвижников и аскетов. Уникальность нравственного учения Церкви состоит в том, что оно, с одной стороны, обращено к внутренней жизни души человека, а с другой — преображает окружающую действительность, никогда не отстраняясь от общественной, культурной, политической жизни страны и народа.

В печальную эпоху феодальной раздробленности в Древней Руси именно церковное единство — единой Русской митрополии — сохраняло общность древнерусских земель. В период вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды и выстраивания отношений с властями последней именно Православная Церковь играла существенную миротворческую роль, получив признание и уважение со стороны ордынских ханов. Благословение великих подвижников Святой Руси, таких как преподобный Сергий Радонежский, а также первосвятителей Русской Церкви неизменно сопутствовало процессу собирания русских земель вокруг Москвы и формированию новой российской государственности.

Расширение российских границ в XVI—XIXвеках привело к распространению Православия на огромных пространствах нашей Родины. В то же время входившие в состав России народы имели свои религиозные и культурные традиции, поэтому весьма рано в процессе их взаимодействия с православной культурой формируется тот уникальный опыт мирного сосуществования, дружбы и согласия людей разных национальностей и вероисповеданий, который значительно отличает Россию от многих других регионов Земли. Любовь к Отечеству, стремление к миру и согласию, уважение к истории, памяти предков, их культурному наследию, общие традиционные семейные ценности, трудолюбие, бескорыстность, «к благу стремление, в счастье — смирение, в скорби — терпение» (как пелось в российском гимне «Молитва русского народа») — все это поныне характерно для многонационального российского народа. И сформировались эти традиции при непосредственном участии традиционных российских конфессий, в том числе Православия.

Сегодня человечество столкнулось с беспрецедентными цивилизационными вызовами. На наших глазах произошло продуманное и беспощадное изменение сознания значительной части населения стран, прежде бывших частью единого российского цивилизационного пространства. Эта целенаправленная работа не ограничивается насаждением крайней русофобии, она включает и подмену иных традиционных ценностей, сформировавшихся под влиянием христианства и других традиционных религий. Заметнее всего эта подмена на уровне семейных отношений: узаконивание однополых союзов, превращение отцов и матерей в «бесполых» родителей №1 и №2, навязывание детям с младенческих лет отказа от идентификации своей личности со своим биологическим полом и многое другое, о чем страшно говорить вслух.

Конечно, мы понимаем, что со времени грехопадения первых людей грех, к сожалению, неизменно сопутствует жизни каждого человека и общества в целом. Но все же во все века грех оставался грехом. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4), — наставляет нас Господь через святого апостола Иоанна Богослова. Однако сегодня мы видим, как грех из беззакония становится «законом», как греховное поведение не только не осуждается, а его носители не только не призываются к покаянию и исправлению, но наоборот: грех объявляется нормой, осуществляются законодательные попытки обеспечить право грешника на осуществление греха и на его пропаганду среди других людей, и даже законодательно поражаются в правах и преследуются те, кто не согласен с такой позицией, кто в силу своей веры, своей религиозной традиции и нравственных ценностей не готов считатьбеззаконие законом, а зло — благом. Об этом ясно изрек Господь через ветхозаветного пророка Исаию: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет —тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис. 5:20). И не без Промысла Божия сегодня именно Россия стала форпостом борьбы за традиционные ценности человечества. Ценности, которые были сформированы на протяжении более чем тысячелетней истории нашего Отечества при прямом участии Православия и других традиционных религий, сегодня являются нашим цивилизационным кодом, от верности которому напрямую зависит дальнейшее существование нашей цивилизации и человечества в целом. И все мы верим и надеемся, что с помощью Божией добро победит зло, свет победит тьму и торжество Истины станет явным и непререкаемым для всех.

Новости по теме

Во вторник Страстной седмицы митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров на Кирилловском архиерейском подворье Во вторник Страстной седмицы митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров на Кирилловском архиерейском подворье

30 апреля, во вторник Страстной седмицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров на архиерейском подворье священномученика Кирилла Казанского в городе Казани.

В канун Великого Вторника глава Татарстанской митрополии совершил вечернее богослужение в Казанском соборе В канун Великого Вторника глава Татарстанской митрополии совершил вечернее богослужение в Казанском соборе

Вечером 29 апреля, в канун Великого Вторника, митрополит Кирилл совершил вечернее богослужение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В понедельник Страстной седмицы митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Успенском храме посёлка Дербышки В понедельник Страстной седмицы митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Успенском храме посёлка Дербышки

29 апреля, в понедельник Страстной седмицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме Успения Пресвятой Богородицы в посёлке Дербышки (город Казань).

В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

28 апреля, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий (Вербное воскресенье), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Гедеон (Харон) совершили Литургию в кафедральном Казанском соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря.