Цель нашей молитвы — это душевный покой почившего и мир с Богом

2058
Фото

Накануне Дня Святой Троицы Церковь призывает всех верующих в храмы, чтобы вознести сугубую молитву о своих усопших близких. Ведь молитва близких — главное, в чём нуждается душа почившего человека. В этом году Троицкая родительская суббота приходится на 3 июня. О том, как верующий человек может почтить память почившего и деятельно проявить к нему любовь — беседа с настоятелем Введенского Кизического монастыря города Казани игуменом Пименом (Ивентьевым).

Отец Пимен, расскажите, пожалуйста, о поминовении усопших.

— С самых первых веков христианства верующие выделяли особые дни для молитвы за усопших. Это заповедует апостол Павел, об этом красноречиво говорит святой Иоанн Богослов. Из века в век христиане составляли специальные чины молитвословий для того, чтобы вознести прошения о упокоении душ своих сродников, знакомых, единоверцев. Молитва земной Церкви не только сопровождает человека в течение всей земной жизни, но и при исходе души окружает его особой заботой. Когда человек преставился ко Господу, то и в первые дни после кончины, и в памятные дни его жизни, Церковь возносит за него особые молитвы.

Верующие христиане знают, что существуют особые дни поминовения всех усопших. Это Вселенская родительская суббота, родительские субботы, совершаемые Великим постом, Радоница, Троицкая родительская суббота, Дмитриевская родительская суббота. 9 мая христиане также сугубо молятся о душах почивших воинов. В такие особые дни Церковь призывает своих членов прийти в храм и вознести молитву о душах тех, кто уже отошёл в иной мир.

Поминовение усопших — дело добродетельное и полезное. По учению Церкви оно также приносит большую духовную пользу и тем, кто творит молитву, добрые дела в память усопших сродников. Я замечал, что в родительские субботы даже те люди, которые редко ходят на богослужения, спешат в храм, чтобы по-человечески отдать долг памяти и по силам вознести молитвы о упокоении бессмертных душ своих почивших близких.

Может ли молитва повлиять на загробную участь усопших?

— Литургическая молитва и за живых, и за усопших имеет особую благодатную силу. Мы знаем, что молитвы земной Церкви очень высоко оцениваются святыми отцами. И даже в житиях святых можно встретить примеры того, как избранники Божии получали извещение о силе земной молитвы, особенно поминовения на Божественной литургии.

Один из таких ярких примеров — это житие святителя Феодосия Черниговского. Накануне прославления этого угодника Божия в лике святых сам святитель явился в тонком сне старцу-иеромонаху, который переоблачал его мощи. Святой попросил помянуть на проскомидии его усопших родителей — иерея Никиту и Марию. На тот момент имена родителей святителя Феодосия считались утраченными. Но спустя некоторое время после канонизации святого нашёлся старинный синодик, принадлежавший святителю, где были записаны эти имена. И тогда старец-иеромонах обратился к святому Феодосию: неужели ты, находящийся пред престолом Божиим в Царствии Небесном, не имеешь возможности вознести молитвы о своих родителях? На что получил от праведника ответ: нет, потому что прошения земной Церкви на Божественной литургии ставятся выше наших молитв в Царствии Небесном.

Церковь свято верит, что те усопшие, которые получили перед Богом дерзновение в будущей жизни, очень радуются, когда о них совершается молитва. По молитвам земной Церкви может измениться загробная участь тех почивших, кто имел прегрешения и не имеет возможности о себе молиться.

К сожалению, многие наши усопшие родственники не были чадами Святой Церкви в силу советского воспитания и идеологии той эпохи. При этом они были хорошими, добрыми людьми и жили, как говорится, по совести. Как верующий человек может помянуть этих близких и может ли он надеяться на их спасение?

— У многих людей, живших в условиях советского общества, где религиозные взгляды не приветствовались, были довольно смутные представления о вере. Для них религия была лишь частью культуры и традиции. Конечно, очень прискорбно, что люди прожили жизнь, не успев узнать радости богообщения и церковной жизни. Церковь желает добра и спасения всем людям. И в храмах совершается поминовение всех крещёных людей. Помню, один из священников как-то сказал: почему бы не попробовать помочь усопшему человеку, хоть и известно, что он не жил церковной жизнью и был всего лишь крещён. Но ведь если этот человек прожил пусть не безупречную, но всё-таки светлую жизнь и оставил после себя добрую память, наверное, он всё же заслуживает того, чтобы о нем возносилось заупокойная молитва. Тем более, если его близкие — люди верующие и готовы нести этот молитвенный крест за своего усопшего ближнего. Очень печально, когда в храм приходят родственники некрещенных почивших и просят церковных молитв. Священник не имеет права совершать поминовение, однако, существует традиция творить добрые дела в память об усопшем сроднике. Так близкие могут деятельно проявить к нему любовь.

В жизни бывают разные ситуации. Я думаю, что в мире нет ничего сильнее милости и любви Божией, потому терять надежды на спасение своих ушедших близких ни в коем случае нельзя. И если человек взял на себя молитвенный крест, то мере сил ему нужно поминать своих усопших на протяжении всей земной жизни.

Как ныне живущий человек может помочь почившему?

Если известно, что почивший был крещёным человеком, то конечно, нужно спешить в храм и просить церковных молитв — поминовения на Божественной литургии, совершения панихиды. Верующий также может читать Псалтирь и Священное Писание за упокой, подавать милостыню в память о почившем, помолиться у места погребения, если есть возможность. Меру своего малого подвига каждый пусть определяет сам. Считаю, что важно проявлять любовь к почившему через молитву — понуждать себя приходить в храм, молиться дома.

Можем ли мы понять, хорошо ли усопшему в загробном мире? Или принял ли Господь наши земные молитвы и облегчил его участь?

Искать таких высоких состояний, конечно же, не стоит. Не зря это знание от нас сокрыто. Но в моей жизни бывали случаи, когда люди делились со мной опытом переживания особых состояний. У них появлялся в душе мир, покой и тихая радость, хотя по-человечески повод для этого грустный. И это, наверное, является яркой иллюстрацией того, что Господь принял молитву и усопший тоже получил от Бога утешение. Ведь цель нашей молитвы — это душевный покой почившего и мир с Богом.

Беседовала Ольга ПАВЛОВА,
подготовила Анна ФРОЛОВА

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Елена Кузьмина – религиоведение как наука и жизнь «Светлый вечер в Казани»: Елена Кузьмина – религиоведение как наука и жизнь

23 апреля в эфире радио «Вера – Казань» (95,5 FM) вышла программа «Светлый вечер в Казани». Гостьей студии стала заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета Елена Кузьмина.

В старинном Крестовоздвиженском храме села Каинки возрождается богослужебная жизнь В старинном Крестовоздвиженском храме села Каинки возрождается богослужебная жизнь

В старинном храме Воздвижения Креста Господня в селе Каинки (Верхнеуслонский район РТ) возобновилось совершение богослужений.

О молитве
Публикации 2 апреля 2024
О молитве

Второй воскресный день Великого поста посвящён памяти святителя Григория Паламы – одного из великих учителей молитвы, жившего на рубеже XIII-XIV столетий.

Родительская суббота – это нужно и живым
Публикации 30 марта 2024
Родительская суббота – это нужно и живым

Великим постом мы совершаем память наших почивших сродников. Церковь благословляет прийти в храм и вознести ко Господу молитву о тех, кто жил прежде о тех, кого мы любили, и о всех православных христианах.