25 апреля. Память преподобного Исаака Сирина

3712
Фото

Седмица 6-я Великого поста

В этот день совершается память:

Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (после 754).

Священномученика Зинона, епископа Веронийского (ок. 370). Преподобного Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550). Преподобномучеников Мины, Давида и Иоанна (после 636). Преподобной Анфусы девы (801). Преподобной Афанасии игумении (860).

Преподобномученика Сергия Крестникова (1938).

Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.

Преподобный Василий, епископ Парийский

Пользуясь большим уважением у жителей малоазиатского города Парии, святой Василий был избран там епископом. Когда же в средине VIII века, во времена императора Константина Копронима, усилилось гонение на почитателей икон, святитель ревностно выступил против еретического учения. За такую преданность истинному богопочитанию праведнику пришлось вытерпеть немало страданий. Но до конца жизни исповедник остался верным Святой Церкви.

Преподобный Исаак Сирин

Он был родом из Сирии, а монашеское послушание нёс в итальянском городе Сполето. Святость и строгость жизни преподобного Исаака Сирина стали известны далеко за пределами его обители. Монахи просили духовного окормлення. Святой шел им навстречу. Исаак Сирин был смиренным и бескорыстным. Когда ученики спрашивали старца, почему он отказывается от пожертвований, тот отвечал: «Монах, который получает имущество, — уже не монах». Скончался преподобный Исаак около 550 года.

Преподобная Анфуса дева

Преподобная Анфуса была дочерью византийского императора-иконоборца Константина Копронима. Несмотря на свое высокое положение, святая дева Анфуса никогда не стремилась к мирским почестям. После смерти отца все свое имущество она раздала нищим и сиротам и была пострижена в монашество Константинопольским патриархом Тарасием. Анфуса учредила в Константинополе Омонийский монастырь, впоследствии прославившийся суровым укладом. Выполняя в обители разные послушания, праведница стала примером смирения и покорности.

Священное Писание

Все вещи в мире подчиняются действию определённых законов. Но подчиняется ли человек или он свободен от них? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 65-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 65.

08 Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.

09 И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.

10 И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор — местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.

11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени,-

12 вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.

13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;

14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.

15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,

16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины,- потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.

Сегодняшнее чтение из книги пророка Исаии начинается с прекрасного образа. Бог сравнивает свой народ с гроздью винограда, которую надо беречь, потому что каждая отдельная виноградинка наполнена соком и механическое воздействие может её повредить. Гроздь, конечно, обладает некоторой своей прочностью, но всё же она очень нежна и нуждается в защите. И Бог готов быть этой защитой для Своего народа, чтобы он не погиб.

Однако, если мы будем внимательно слушать чтение нас удивит одна фраза. Бог говорит, что будет бережно относиться к своему народу, чтобы не весь народ погубить. Что за странная избирательность и как может Бог кого-то сохранять, а кого-то губить, разве Он не любит всех? Разве не все люди одинаково ценны? Всё конечно же так. И в этом смысле все виноградины в грозди одинаковы и в каждой находится сок как образ Божьего благословения. Однако в отличие от ягод винограда, люди могут вести себя по-разному. На них, очевидно, влияют внешние факторы, их тела, как и все прочие объекты физического мира, зависят от законов, по которым он существует. Но этими законами всё не ограничивается. И главное, на что законы никак не влияют —это отношение человека к Богу. Люди могут живут в одинаковых условиях, могут быть детьми одних и тех же родителей, получить похожее образование и воспитание, питаться одними и теми же продуктами и видеть одни и те же примеры вокруг, и всё же один выберет жизнь, а другой — смерть, один — благословение, а другой — проклятие, один жизнь с Богом, а другой бегство от Него.

Глядя на Свой народ, Бог не обрекает мечу кого-то по Своему капризу, но как бы оставляет на собственное усмотрение тех, кто не откликался на Его зов и отказывался слушать Его слова. И люди прямо перед лицом Господа совершали зло и избирали то, что Богу неугодно. Он желал, чтобы они разделили общую благодатную жизнь с остальными, Он звал и упрашивал... Но люди выбрали иное. Как иное выбирают многие из нас. Мысль сегодняшнего чтения очень проста и в то же время на практике далеко не все её понимают. Врач может очень хорошо к нам относиться, но он не заставит нас лечиться, ведь часть работы мы должны сделать сами. Это значит, что хотя наше тело подчиняется законам этого мира, как личности в своем восприятии мира и Бога, мы свободны. Он зовёт нас к Себе самыми разными способами, но только от нас зависит, слышим ли мы Его зов и выходим ли к Нему на встречу.

священник Стефан Домусчи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Молитва нас соединяет с Богом и с горним миром, и это не односторонняя связь: не только наша мысль востекает к Богу, но в ответ на это и Божия благодать нисходит на нас. Когда же мы молимся о наших умерших родных и близких, то наша молитва востекает к Богу, и если мы совершаем молитву горячо, искренне, от любящих сердец, то Господь слышит эту молитву и обращает Свою любовь на тех, кто пребывает в ином мире, за кого мы воздыхаем пред Ним. Но точно так же и те, за кого мы молимся, несомненно чувствуют эту молитву, слышат ее. Молитва за усопших дает нам ясное понимание того, что смерти нет.

Притча о молитве в храме

В одном храме священник заметил, что почти каждый воскресный день на Литургии стоит и молится некая раба Божия с двумя костылями. Как-то раз после службы он подошел к ней, спросил ее имя, расспросил об обстоятельствах ее жизни и, между прочим, поинтересовался, не тяжело ли ей с такими больными ногами каждый воскресный день быть в храме Божием. В ответ женщина произнесла удивительные слова: «Да, батюшка, тяжело, но прежде чем пойти в храм моим ногам, туда идет вперед мое сердце».

Настоящая вера

Настоящая вера — это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача — не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему).

Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т.е. жить в соответствии с Его заповедями, и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются — христианами умирают.

Молитвословия

Кондак преподобного Василия

глас 2

Вышняго светом озарився, блаженне,/ просвещаеши вся,/ иже любовию чествующия твое, отче, честное страдание./ Василие священнострадальне,/ моли Христа Бога// непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Муромской

глас 4

Днесь светло красуется град Муром,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице,/ молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет души наша, яко Милосерд.

Новости по теме

Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский (7 век)
Жития святых 10 февраля 2017
Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский (7 век)

Известный писатель-аскет, родом сириец, жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.