30 апреля. Память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого

4783
Фото

Страстная седмица

В этот день совершается память:

Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих (344). Преподобного Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641). Преподобного Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римского (536).

Благоверной Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Святого Михаила Новицкого исповедника, пресвитера (1935); священномученика Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Великий вторник

В Великий Вторник Церковь вспоминает притчу Христову о десяти девах, вновь уча всех быть в любой момент готовыми к кончине и ответу как на частном суде, после смерти, так и на всеобщем Страшном Суде. Для смерти Спаситель выбирает удивительное сравнение — брачное торжество, на которое приходит жених, являющийся здесь прообразом Самого Христа, к Которому идет душа после кончины. По иудейским обычаям после прихода жениха двери дома, где происходил брачный пир, закрывались. Неразумные девы, не попавшие на пир, — души, так и не подготовившиеся, не обогатившиеся «елеем» добродетелей и милостыни. Закрытие дверей означает, что после смерти уже невозможно такое духовное обогащение, как и покаяние. Благоразумные девы — истинные христиане, пришедшие ко Христу с «горючим» добрых дел для светильника души, поделиться которым с другими после смерти тоже, увы, невозможно.

Священномученик Симеон, епископ Персидский

На пасхальной неделе 344 года персидский царь Сапор II (310—381) устроил гонения на христиан. Повод для преследований дал царский указ, по которому христиан обложили высоким налогом. Некоторые христиане отказались его платить, что было представлено как бунт. Среди обвинённых был и Симеон, епископ города Селевкия. Когда его привели на суд, епископ не поклонился царю и на вопрос, почему он не воздал ему должных почестей, святитель ответил: «Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведён, чтобы отречься от Бога и отступить от веры, мне не подобает тебе кланяться». Царь потребовал, чтобы Симеон поклонился солнцу, обещая в противном случае истребить христианство в стране. Когда Симеон отказался, на его глазах были убиты все заключённые в тюрьме христиане; затем был убит и сам епископ.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий

Этот святой был одним из основателей монашеской жизни на Соловках, которые часто называют Северным Афоном. Он продолжил дело преподобных Савватия и Германа Соловецких и создал монастырский комплекс с церковью Преображения Господня. Суровая северная природа непрерывно испытывала дух монахов. Кроме того, слуги новгородских бояр и карельские рыбаки неоднократно пытались изгнать их с острова. Зосима предсказал подчинение Новгорода Москве, отмену его самоуправления и казнь виднейших бояр. Однажды он благословил просфорой приезжих купцов, но они выронили ее по пути из церкви к своей ладье. Один из братии увидел, что на церковном дворе пес пытается схватить и съесть какойо предмет, но от того исходит пламя и отгоняет животное. Инок подошел ближе и обнаружил просфору со службы преподобного.

Преподобный Паисий Киевский, Христа ради юродивый

Святой Паисий родился в 1821 году и юношей поступил послушником в КиевоПечерскую Лавру. Сомневаясь в правильности своего решения, он хотел покинуть стены Лавры, но не смог этого сделать, так как внезапно заболел. Затем он оказался в братской больнице, а ночью удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая утешила его и подкрепила духовно. Когда наместник Печерской Лавры узнал от духовника Прокопия об этом дивном посещении, он немедленно зачислил юношу в число братии. Вскоре по благословению духовного отца преподобный Паисий принял подвиг юродства, одним из его проявлений было то, что, читая на клиросе, преподобный обращался к Пресвятой Богородице на «Вы». Святой стяжал дар прозорливости, по его молитвам совершались многие чудеса. Подвижник преставился ко Господу 17 апреля 1893 года.

Священное Писание

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля, который считается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

21Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах.

22Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.

23А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.

24И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои.

25И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои.

26А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

27И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.

28В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.

Глава 2.

01Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.

В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о призвании пророка Иезекииля к пророческому служению. Он испытал очень высокие духовные переживания. Об этом красноречиво свидетельствуют те странные и удивительные образы, которыми наполнено видение. Мир, открывшийся Иезекиилю, не имеет ничего общего с нашей земной реальностью. Видение горнего мира вызвало у пророка священный трепет. Ощутив своё ничтожество и немощь, он падает ниц. Обращают на себя внимание два момента.

В конце описания удивительных существ, которые наполняют духовную сферу, Священное Писание резюмирует: «Такое было видение подобия славы Господней». Это очень важное и глубокое богословское утверждение. Человек не может видеть Бога, как говорится, лицом к лицу. Мы слишком ограничены и немощны. Для того, чтобы подчеркнуть эту непознаваемость Творца, Писание использует разные образы. Так, например, в рассказе о Моисее, величайшем пророке древности, Библия говорит, что ему удалось увидеть Бога лишь со спины. При помощи этой метафоры Писание указывает на ту гигантскую пропасть, которая пролегает между Творцом и Его творением. Или же Библия говорит, что Моисей беседует с Богом во мраке. Что это за мрак? Это наша неспособность до конца понять, Кто перед нами. У нас на это не хватает ни интеллектуального, ни эмоционального, ни духовного ресурса. Неслучайно в греческом языке слово Бог восходит к древнему корню со значением «бежать, убегать». Как только мы думаем, что нам удалось сформировать чёткое и окончательное понятие о том, кем является Бог по Своему существу, Творец мира тут же ускользает от нас. И мы понимаем, что всё совсем иначе. Бог постоянно превосходит все наши представления о Нём. А потому пророк Иезекииль видит не Самого Бога и даже не Его славу, но лишь подобие этой славы, её отблески, отражение.

Однако в следующем же эпизоде нам сообщается, что пророк слышит голос. И этот голос явно принадлежит Творцу. Это ещё одна глубочайшая богословская истина. С древнейших времен Бог взаимодействует с этим миром при помощи Своего Слова. Словом Он творит мир, Словом Он вершит суд, Словом Он общается со своими пророками. В этом мы видим величайшую тайну, которая скрыта от нашего ума. Ради Своего творения Неприступный Творец словно ограничивает Себя. Он вмещает Свою неприступную и необъятную славу в тесный сосуд нашей несовершенной человеческой речи. Христианские богословы называют эту тайну словом «кеносис», что означает «умаление, истощание». Бог будто перестаёт быть Богом. Но во всём становится подобным нам, чтобы открыть Свою волю. Это мы и видим в эпизоде с пророком Иезекиилем.

Своей кульминации это божественное истощание достигнет на Голгофе. Сын Божий, Которого ещё называют Божественное Слово, Логос, умалит Себя настолько, что станет человеком и умрёт на кресте ради всех нас. Так Творец спасает каждого из нас при помощи того Самого Слова, Которое в своём высоком духовном состоянии слышит пророк Иезекииль.

священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаем себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И, пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.

Архимандрит Софроний (Сахаров) о духовной смерти

Естественным для человека является влечение к абсолютному, безграничному познанию. Каким бы великим ни казался этот Космос, каким бы ни было долгим время, духу человеческому тесно: «Раз есть конец, ничто меня не удовлетворяет». Будучи созданным с таким влечением с самого начала, человеку предстало искушение: «Вот вам Бог говорит: не ешьте от древа познания добра и зла. Но разве можете вы быть богами, если вам что-то запрещено? Съешьте, и тогда будете все знать: и зло, и добро. И будете как боги». Это внушило недоверие к Богу, что Он как бы положил предел для человека. Но предел был положен в другом смысле. В Новом Завете мы имеем откровение, что Бог … в общение со злом не входит. Так что, если человек, будучи свободным, уклонится ко злу, то союз его с Богом прерывается. И поскольку источник жизни есть Бог, то хотя биологически человек и будет существовать некоторое время, но если он не воссоединится с Богом, то так и останется отрезанным от Того, Кто есть Источник Жизни. «Тогда, — сказал Бог, — смертию умрете».

На чем основано христианство?

Христианство основано не на философских рассуждениях людей (творений), а на откровении Творца. Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.

Молитвословия

Тропарь преподобного Александра Свирского

глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского

глас 8

Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Тропарь преподобного Зосимы

глас 4

Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Зосимы

глас 8

Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Новости по теме

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в посёлке Савиново Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в посёлке Савиново

10 мая, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию Пасхальным чином в одноимённом храме посёлка Савиново города Казани.

В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Кирилл совершил Литургию в храме пророка Божия Илии казанского посёлка Борисково В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Кирилл совершил Литургию в храме пророка Божия Илии казанского посёлка Борисково

25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии посёлка Борисково в городе Казани.

«Артос не заменяет Причастия Тела и Крови Господней...»
Публикации 22 апреля 2023
«Артос не заменяет Причастия Тела и Крови Господней...»

Светлая седмица подошла к концу, но радость о Воскресении Спасителя не спешит покидать сердца христиан всего мира. Воскресший Христос не умирает уже никогда. Пасха Господня длится вечно.

День празднования в честь Иверской иконы Божией Матери
Публикации 26 октября 2021
День празднования в честь Иверской иконы Божией Матери

Русский народ всегда отличался особым благочестием. Особенно этим отличались наши предки. В 17 веке, по описаниям путешественников, в русских городах и селах можно было увидеть удивительные сцены.