14 мая. Радоница. Память пророка Иеремии

3444
Фото

Седмица 2-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Пророка Иеремии (VI в. до Р. Х.). Преподобного Пафнутия Боровского (1477).

Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобного Герасима Болдинского (1554). Преподобномученика Ваты Персянина (IV). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816).

Мученицы Нины Кузнецовой (1938).

Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

Память архиепископа Казанского и Свияжского Иеремии. Возглавлял Казанскую епархию с августа 1576 по 1581 гг. Участник обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери (1579). Скончался на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре в 1581 или позже. Поминовение совершается в день тезоименитства владыки.

Память епископа Муромского Симеона (Михайлова), викария Владимирской епархии. Служил священником в Казани, член миссионерского Братства свт. Гурия (1897-1918), ключарь Благовещенского кафедрального собора (с 1918). Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чебоксарского с 17 декабря 1923 по начало 1926 гг. Скончался в ссылке в с. Абан Красноярского края 14 мая 1943 г.

Престольные праздники

Тюремный храм иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» при ИК-3 с. Пановка Пестречинского района (К)

Пророк Иеремия

Когда вавилонский царь Навуходоносор подступил к Иерусалиму, пророк Иеремия призывал сдать город завоевателям. Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, пророк Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и ходил среди народа. Святой Иеремия был обвинён в государственной измене и посажен в темницу. Героическая защита Иерусалима была тщетной: город был захвачен и разграблен, а большая часть иудейского народа, оставшаяся в живых, уведена в плен. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему либо отправиться в Вавилон, либо остаться в Иерусалиме. Пророк Иеремия остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества, а затем был насильно уведён в Египет восставшими против вавилонского царя иудеями.

Священномученик Макарий, митрополит Киевский

Блаженный Макарий до посвящения в сан митрополита был архимандритом Виленского Троицкого монастыря. В 1495 году был избран митрополитом Киевским. Из Константинополя от Патриарха Нифонта были присланы благословенные листы, утверждавшие избрание святителя Макария на митрополичью кафедру. В 1497 году он решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар, и на пути, в селе Стриголово, когда совершал богослужение, был ими убит. Вместе с ним были убиты или захвачены в плен многие из его паствы. Тело святителя привезли в Киев и положили в соборном храме Святой Софии, где оно прославилось нетлением и многочисленными чудесами. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.

Благоверная Тамара, царица Грузинская

Святая благоверная Тамара, царица Грузинская, с 1178 года была соправительницей своего отца, Георгия III. Время её царствования известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 году царица Тамара отвергла требование правителя Румского султаната Рукн эд-дина к Грузии принять ислам, и в исторической битве близ Басиани её войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление святой снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа, в келлии с окном, выходящим в храм. В той обители она и скончалась в 1213 году.

Священное Писание

Ин., III, 16-21

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Тема света и тьмы — сквозная для всего Евангелия от Иоанна. В сегодняшнем чтении, очень плотном по насыщенности смыслами, эта тема переплетена с другой — темой веры. Верующий в Сына — светел, он светится — правда, не каким-то своим собственным, самопроизведённым светом, а тем самым Светом Истины, на котором и держится всё мироздание. Верующий в Иисуса сонастроен Ему — и поэтому может и дальше передавать тот чистый, неискажённый Свет Истины, источником которого и является Сам Бог.

Евангелист Иоанн предлагает читателю задуматься над тем, что же такое — Суд Божий? Ведь суд — это переход из неопределённости в однозначность. И Бог входит в этот мир — только не карающим мечом, не уничтожающим наказанием — но просвещающим Светом. Однако тем, кто давно уже свыкся с темнотой, это сияние Света кажется слишком резким и невыносимым: приходит свет, и они в ужасе зажмуриваются, закрывают глаза руками, потому что боятся ослепнуть. Но почему же они боятся? Разве они не знают, что этот Свет — очищающий, обновляющий, целебный — а вовсе не изничтожающий, прожигающий насквозь и приносящий невыносимую боль?

И здесь евангелист Иоанн предлагает нам потрясающую по своей глубине мысль. Тот, кто совершает зло — боится прежде всего себя самого настоящего. Ведь на свет выводится только то, что имеет подлинность. Что «есть». Невозможно вывести на свет «призрак», или «привидение», или ту или иную «кажимость», потому что она сразу же испаряется, исчезает. Но в полумраке, в «недосвеченности» — они прекрасно существуют, заморачивая людей, убеждая их в реальности своего присутствия. Неясность, мутность, недосказанность, вариативность истолкований — всё это питательный бульон для нашего «темного двойника», «душевного призрака». Он — абсолютный паразит, он питается только соками и силами нашей человеческой природы, которую дал нам Бог — но при этом пытается оторвать её от причастности к Богу, сделать своей, автономной, независимой.

Каждому из нас знаком этот морок эгоцентризма. Мы понимаем, что так нельзя, неправильно, грешно — но нас он обволакивает со всех сторон, мы пытаемся вырваться из этого липкого кокона — но ещё больше запутываемся. Мы расстроены, растеряны, запуганы. Наш «призрак» — оказывается сильнее нас.

Тот, кто с таким положением соглашается — в конце концов не только привыкает, но и начинает даже испытывать своеобразное удовольствие. Разве вы не замечали, что в любой исполняемой страсти есть особая сладость? Сладость, когда твоему врагу значительно хуже, чем тебе. Радость, когда отмщение всё же свершилось. А как сердце заходится у сребролюбца от очередной суммы на счету — даже если он и не собирается ей воспользоваться! А сколько вязкой сладости в унынии и печали! Здесь наше Эго просто разворачивается не на шутку!

Всё это и есть та «любовь к темноте», о которой говорит евангелист. Зло в своей обнажённости полюбить невозможно. Но оно мастерски прикрывает кажущимся благом своё пустое нутро — и мы поддаёмся, и снова и снова обманываемся, испытывая в итоге горечь разочарования. Но настолько уже привыкли, что не можем выбраться из этой разрушительной игры.

Но когда приходит в душу Свет Сына Божия — у нас появляется реальная возможность просветиться — перестать бояться собственных призраков и страхов — и всеми силами устремиться к Тому, Кто и есть Сам Свет, Который никакая тьма поглотить не может!

Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Добрые дела, к которым Господь нас призывает, — это и есть поклонение в духе. Давайте зададим самим себе простой вопрос: а как я поклоняюсь Богу? И тогда сразу отойдут на второй план такие понятия, как количество совершаемых молитв, количество посещаемых богослужений. Это не значит, что первое и второе незначительны для дела человеческого спасения. Но это значит, что без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие. Как мы поклоняемся Богу? Насколько мы живем Божественной истиной? Насколько мы готовы эту истину защищать? Насколько мы готовы в соответствии с этой истиной творить добрые дела, чтобы в истине и в духе поклоняться Богу? Это очень критические вопросы, которые каждый пред собой должен поставить, потому что эти же вопросы и Бог поставит перед нами на Страшном суде.

Праведный Иоанн Кронштадтский о священных воспоминаниях дней седмицы

В воскресенье мы прославляем Святую Троицу, Христа воскресшего и чудное Его домостроительство нашего спасения; в понедельник, прославляя Господа и принося Ему молитвы покаяния, прошения, благодарения, мы прославляем Богородицу и Небесные Силы, прося их ходатайства и заступления; во вторник — Предтечу Господня; в среду прославляем Крест Господень и более всех спострадавшую Господу Пречистую Его Матерь; в четверг — наших величайших благодетелей, просветителей — апостолов и Чудотворца Николая, чудо самоотвержения и любви христианской, чудо милосердия к ближним, чудо чистоты, кротости и смирения; в пятницу — страдания и смерть Господа — и опять Пречистую Богородицу; в субботу прославляем всех святых и молимся о упокоении душ прежде почивших праотец, отец и братий наших. Мы по природе — свои Богу, как созданные по образу и подобию Его. Но грех отчуждает нас от Бога, полагает крепкое средостение между нами и Богом. Через богослужение мы вступаем в тесный союз с Богом, присвояемся Ему.

Свойство Божье — всесовершенство

Всесовершенство Божье выражается в том, что Бог обладает абсолютной полнотой всех возможных совершенств. Понятие всесовершенство Божье близко по значению к понятию Божественная беспредельность. Тогда как понятие беспредельность указывает на то, что Бог ничем не ограничен, понятие всесовершенство — на то, что Бог совершенен во всех отношениях (бесконечно совершенен). Совершенства Божьи отражаются в Божьих творениях, подобно тому как талант и мастерство художника отражается в его картинах, писателя — в его литературных произведениях, композитора — в его музыке. Особо Божественные совершенства отражаются в человеке, как созданном по образу Божьему (разум, свобода воли, способность любить, способности к творчеству, милосердию, справедливости; нравственное чувство, бессмертие души).

Молитвословия

Тропарь пророка Иеремии

глас 2

Пророка Твоего Иеремии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Иеремии

глас 3

Очистив духом, великий пророче и мучениче,/ твое светозарное сердце,/ славнее Иеремие,/ пророчествия дар свыше приял еси/ и возопил еси велегласно во странах:/ се Бог наш, и не приложится ин к Нему,/ Иже, воплощся, на земли явился есть

Тропарь священномученика Макария, митрополита Киевского

глас 8

Божественныя Безкровныя совершая Жертвы,/ кровь твою, от безбожных агарян излиянную,/ в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу./ Егоже моли, молим тя,/ пролити гнев на языки, хотящия браней;/ христолюбивое воинство наше на враги укрепи/ и стадо твое от всяких бед неврежденно соблюди,/ тебе бо крепкаго заступника почитаем,/ новый свяшенномучениче российский,/ святителю блаженный Макарие.

Кондак священномученика Макария, митрополита Киевского

глас 8

Веселится град Киев,/ великое сокровище стяжав,/ твое тлению непричастное тело,/ святителю блаженный Макарие,/ твой бо престол даже до крове от лютых врагов нашествия хранил еси./ И ныне Небесному предстоиши Престолу,/ идеже молитвенно пред Творцем поминай нас, отче наш,/ да во всех бедах имеем тя прибежище и тобою хвалимся, зовуще:/ радуйся, Макарие, архиереом честное украшение.

Тропарь преподобного Пафнутия Боровского

глас 4

Жития светлостию просветив твое отечество,/ в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси,/ и, во временней сей жизни добре подвизався,/ милость благоутробия всем скорбящим отверзл еси,/ и нищим был еси заступник./ Тем молим тя, отче Пафнутие,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Пафнутия Боровского

глас 8

Божиим светолитием просвещен, отче,/ постническое стяжал еси жительство, преподобне,/ иноком предобрый наставниче и постником благое украшение./ Сего ради Господь, труды, твоя видев,/ чудес даром обогати тя,/ источавши бо исцеления./ Мы же, радующеся, вопием ти:/ радуйся, отче Пафнутие.

Молитва преподобному Пафнутию Боровскому

О священная главо, земный ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие! К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно просим: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление. Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих, просити Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении. Но тебе, молитвенника к нему благоприятна, предлагаем и молим, испроси нам у благости его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, благочестие крепкое, покаяние истинное, прощение грехов, житие совершенное, исправление решительное, да обратившеся от злых дел к Богоугождению, прочее непрогневляем Господа нарушением святых его заповедей. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие стране нашей православной. Сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, созданную тобою, и вся живущия и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны. Призри милостивно на люди, к тебе прибегающия, и вся прошения их во благое исполни. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую, христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистину имеяй велие к нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши: сего ради крепко на тя уповаем и на твои святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова. Не посрами же упования нашего, чудотворче святый. И сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое благое, отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года