Официальный комментарий Епархиального церковного суда Казанской епархии по делу запрещенного в священнослужении иерея Виталия Беляева

3331
Фото

В связи с распространением в средствах массовой информации недостоверных сведений о причинах извержения из священного сана иерея Виталия Владимировича Беляева, бывшего настоятеля храма святителя Николая Чудотворца поселка Куюки Пестречинского района Республики Татарстан, решение о чем было принято на заседании суда 13 февраля 2024 года, Епархиальный церковный суд Казанской епархии считает своим долгом пояснить следующее.

Решение об извержении из сана иерея Виталия Беляева было принято на основании 17, 25 и 27 правил Святых Апостолов и 9 правила Константинопольского Двукратного Собора, а именно в связи с доказанными фактами прелюбодеяния (Ап. 17, Ап. 25), рукоприкладства (Ап. 27, Двукр. 9) и клятвопреступления (Ап. 25).

По первому из обвинений судом были рассмотрены данные под присягой свидетельские показания шести свидетелей, которым известно о факте наличия у иерея Виталия Беляева дочери от женщины, не являющейся его законной супругой. По данному обвинению в ходе судебного заседания иерей Виталий Беляев отказался давать какие-либо пояснения. Показаний, опровергающих данное обвинение, он, таким образом, не дал. Кроме того, данный факт подтверждается актовыми записями о рождении у Беляева Виталия Владимировича в 2014 году дочери, матерью которой является иная женщина (не законная супруга иерея Виталия Беляева). В рамках охраны персональных данных суд не обнародует имени дочери Беляева В.В. и ее матери, но таковые данные в деле имеются и сам Беляев В.В. мог бы с ними ознакомиться, если бы не покинул заседание суда до его завершения, заявив об отказе от дачи дальнейших показаний. Все это изобличает факт совершения иереем Виталием Беляевым греха прелюбодеяния, влекущего за собой извержение из сана.

Относительно обвинения в рукоприкладстве в деле имеется видеозапись с камер наружного видеонаблюдения, на которой запечатлен факт нанесения Белевым В.В. удара мужчине, являвшемуся одним из свидетелей по его делу. По данному обвинению иерей Виталий Беляев в ходе судебного заседания заявил о недоказанности факта, что на видеозаписи именно он. На вопрос суда, считать ли это отрицанием подлинности видеозаписи или заявлением, что на ней запечатлен не он, иерей Виталий Беляев, находясь под присягой, данной перед началом судебного заседания («говорить правду и только правду»), ответа не дал и от разговоров на данную тему отказался.

Наконец, совершение клятвопреступления иереем Виталием Беляевым выразилось в следующих фактах:

1) многократном нарушении церковной дисциплины и непослушании правящему архиерею, несмотря на данную перед рукоположением присягу (в частности, «ни в каких политических партиях, движениях и акциях не принимать участия» и «без воли своего Архипастыря не покидать место служения»);

2) в нарушении присяги о строгом соблюдении благословений правящего архиерея, повторно данной им в присутствии духовника епархии перед рассмотрением его дела Дисциплинарной комиссией Казанской епархии осенью 2023 г.;

3) в нарушении присяги, данной перед началом данного судебного заседания, в ходе которого он заявил, что не может предоставить суду для рассмотрения свидетельств о рождении всех своих детей (в том числе дочери, рожденной от другой женщины, но о которой он говорит, как о рожденной от своей законной супруги), так как не все его дети зарегистрированы в установленном законом порядке якобы «по религиозным мотивам». Неправда данного заявления изобличается наличием актовых записей о регистрации рождения детей Беляева В.В., в том числе «совместного заявления родителей» от 29 сентября 2020 года об установлении отцовства Беляева В.В. по отношению к дочери, чьей матерью является иная женщина (не супруга иерея Виталия Беляева).

Таким образом, суд подчеркивает, что, вопреки нынешним публичным заявлениям иерея Виталия Беляева, предметом рассмотрения были совершенные им канонические преступления, а вовсе не его патриотическая позиция, участие в доставке посылок военнослужащим, находящимся в зоне проведения Специальной военной операции, и др.

Кроме того, необоснованными являются утверждения иерея Виталия Беляева о том, что в ходе судебного заседания он не был ознакомлен с предъявленными обвинениями и доказательной базой по ним (от просмотра части доказательств он отказался, другие не смотрел, так как преждевременно покинул заседание суда до его окончания). Необоснованными являются и утверждения иерея Виталия Беляева, что суд не принял во внимание его показания по данному делу.

Данные им показания суд изучил (в частности, сняв обвинение в сослужении с запрещенным в священнослужении клириком после того, как иерей Виталий Беляев подтвердил, что на момент сослужения он не знал о факте наложенного запрещения), однако по обвинениям в прелюбодеянии и рукоприкладстве сам иерей Виталий Беляев отказался давать какие-либо показания суду.

В результате на основе свидетельских показаний и имеющихся в распоряжении суда документов иерей Виталий Беляев был признан виновным в грехах клятвопреступления, прелюбодеяния и рукоприкладства, влекущих на основании вышеперечисленных канонических правил извержение из священного сана.

Данное решение вступает в силу после его утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.