Семинария как призвание

4006
Фото

В летний период традиционно в высших учебных заведениях проходят вступительные кампании — юноши и девушки, только что окончившие школу или уже успевшие поучиться в средне-специальных учебных заведениях, определяются со своей будущей профессией и подают документы на зачисление в выбранный вуз. Начался прием документов и в Казанской православной духовной семинарии, где будущие священно- и церковнослужители получают необходимые им знания и навыки. И сегодня мы поговорим о том, для чего молодые люди выбирают для обучения именно духовную школу, что их ждет в этих стенах, к чему им необходимо быть готовыми. А о жизни и особенностях семинарского обучения рассказывает доктор наук, первый проректор Казанской духовной семинарии протоиерей Алексий Колчерин.

— Отец Алексий, для начала расскажите, как по вашему мнению: для чего верующему молодому человеку поступать в семинарию? Не проще ли спокойно оставаться мирянином и просто посещать храм? Почему православным молодым людям стоит задуматься о служении священника?

— В духовной семинарии готовят будущих священно- и церковнослужителей, то есть священников, диаконов, регентов и певчих церковного хора, псаломщиков, специалистов в области приходского служения. Безусловно, церковное служение — это призвание, и здесь играют роль многие факторы, такие как воспитание в семье, степень воцерковленности, начальные навыки служения в церкви, а также мнение домашних и духовника. Поэтому следует серьезно подумать, готов ли ты к этому ответственному служению, хватит ли сил, чтобы всю жизнь соответствовать высокому званию священно- или церковнослужителя?

С другой стороны, перечисленные виды служения требуют серьезной подготовки в плане знаний и навыков работы. По этой причине воспитанники семинарии получают широкое базовое образование, как в области общегуманитарных наук, так и специальных — по богословию, истории Церкви, православному богослужению. Таким образом, наши воспитанники получают достаточные знания по своей профессии, и уровень этих знаний не уступает знаниям, получаемым в светском университете.

Если верующий молодой человек или девушка желает получить профессию, не связанную со служением в Церкви, при этом оставаться мирянином и посещать храм, то следует поступать в светский вуз, но если ощущается внутренняя потребность всегда быть в Церкви, исполняя то или иное послушание, то добро пожаловать в семинарию, где вы получите необходимые знания и навыки.

— Итак, семинария это духовная школа. Что же такого особенного она даёт своим воспитанникам, кроме знаний и навыков, необходимых служителям храмов? Чем семинария отличается от светского вуза? Давайте, кроме того, поговорим подробнее об учебном процессе и буднях семинарии: о чём нужно помнить абитуриентам перед поступлением? К чему быть готовыми?

— Безусловно, обучение в семинарии отличается от обучения в светском вузе. Это связано, прежде всего, с тем, что наши воспитанники практически полностью погружены в жизнь духовной школы, и времени на деятельность вне семинарии у них не остается. Они проживают в семинарии, здесь же питаются, ходят на лекции, посещают богослужения в храме, поют в хоре, исполняют послушания, в свободное время имеют возможность посещать спортивный зал, заниматься творчеством.

В духовной семинарии, в отличие от светских образовательных учреждений, присутствует воспитательская часть, которая непосредственно работает со студентами, обеспечивает порядок. При этом дисциплинарные нормы в семинарии вполне приемлемые и ни в коем случае не ограничивают свободу обучающихся. Но дисциплина должна быть. Дело в том, что период обучения в семинарии — это не просто получение суммы знаний и навыков, но еще и период формирования будущего пастыря или церковнослужителя, что требует высоты его духовно-нравственной жизни. Для нас важно не только то, какие отметки получают наши воспитанники, но и то, в какой мере они формируются как личности, здоровые духовно и нравственно.

Жизнь духовной школы, так или иначе, проходит возле храма, и здесь, пожалуй, коренное отличие семинарии от светского ВУЗа. Воспитанники участвуют в богослужениях на церковные праздники и в воскресные дни, а также по очереди в будни: поют в хоре, читают на клиросе, помогают в алтаре, следят за подсвечниками, организуют порядок в храме. Участие в богослужениях не должно быть в тягость, очень желательно, чтобы наши воспитанники за годы учебы полюбили храм и богослужение.

Учебный процесс в семинарии достаточно напряженный: необходимо изучать преподаваемые предметы, делать домашние задания, много читать, заниматься самообразованием. В Казанской православной духовной семинарии сформирован хороший профессорско-преподавательский состав, у нас богатая библиотека, классы оснащены электронными досками, имеется компьютерный класс с доступом в Интернет.

Изучаемые предметы условно можно разделить на несколько блоков. Первый — «общегуманитарный» — изучаются такие предметы, как история, современные и древние иностранные языки, русская литература, риторика. Второй блок, можно сказать, основной — «церковно-теоретический» — Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, богословие, патрология, аскетика, история Церкви, церковное право, миссиология. Третий блок — «церковно-прикладной» — литургика, церковная проповедь, социальное служение, современные документы, определяющие положение Церкви в государстве и обществе. В программе регентского отделения семинарии присутствуют теоретические и практические музыкальные дисциплины, основной упор делается на практику управления церковным хором. Кроме того, в Казанской православной духовной семинарии изучаются предметы, характерные только для нашего региона — история Казанской духовной академии, исламоведение, арабский и татарский языки.

Будни наших воспитанников весьма насыщенные — общие молитвенные правила, приемы пищи, лекции, послушания, участие в богослужении, выполнение домашнего задания, при всем этом остается время и на собственные увлечения. Живут ребята в комнатах по несколько человек, для них созданы все необходимые удобства, предоставляется 4-х разовое питание. Обучение бесплатное.

— Нынешняя ситуация с мировой пандемией коронавируса наложила свой отпечаток почти на все сферы деятельности человека. Как это всё отразилось на семинарии, как повлияло на учебный процесс? Каковы прогнозы, относительно жизни духовной школы в этих условиях?

— В этом году мы столкнулись с трудностями, опыта преодоления которых у нас пока не было. Учебный процесс в середине марта 2020 года, по сути, оказался сорван, продолжить его было возможно только с использованием дистанционных технологий, то есть через Интернет. Многие студенты во исполнение предписания Учебного комитета Русской Православной Церкви покинули семинарию и разъехались по домам, но большая часть осталась на самоизоляции в стенах духовной школы. Преподаватели вели лекции и семинары с использованием видеосвязи, при этом на студентов увеличилась нагрузка, связанная с самостоятельным изучением предметов и чтением дополнительной литературы. Если теоретические предметы вполне возможно изучать удаленно, то дисциплины практической направленности, в том числе учебная и производственная практики, требуют работы преподавателя со студентами непосредственно. Мы провели промежуточную и итоговую аттестацию с использованием дистанционных технологий, но осмелюсь высказать свое убеждение, что это существенно снижает уровень образования.

— Отче, расскажите немного о своём опыте обучения здесь: как Dы решились на этот шаг, как поступали, как учились? Может быть, какие-то особо запоминающиеся моменты? И, кстати, как Вы осознали, что хотите стать священнослужителем?

— В семинарию я пошел учиться после окончания школы, по доброму совету родителей и старшего брата-священника. Были перспективы поступить в светский институт, получить профессию, но документы я понес в Казанскую духовную семинарию, и ни разу об этом не пожалел. У нас верующая семья, мама с ранних лет брала меня с собой в храм на службу, где я помогал в алтаре, пел и читал на клиросе. В те годы еще не была развита деятельность воскресных школ, и свои первые знания о Священном Писании я узнал из «Детской Библии», читал «Закон Божий» протоиерея Слободского. Поэтому для меня поступить оказалось не сложно. Труднее было привыкнуть к тому, что я должен покинуть свою семью, встречаться с ними только на каникулах, приспособиться к укладу жизни в семинарии, к самостоятельности, к дисциплине. Это, на мой взгляд, чрезвычайно важный этап взросления, который нужно преодолеть каждому. Ребята, поступившие в семинарию после прохождения службы в рядах вооруженных сил, говорят, что им не составило никакого труда привыкнуть к семинарским требованиям, но для меня, вчерашнего школьника, потребовался период адаптации примерно в полгода.

Учиться мне было интересно, на всю жизнь запомнились наши преподаватели, которые не просто механически излагали материал, но вкладывали в процесс преподавания все свои знания и таланты. Мы учились, сдавали экзамены, писали семестровые и курсовые работы, собирали материал для дипломной работы. Безусловно, все предметы интересны и пригодились в будущем, но у каждого студента, пожалуй, есть свои приоритеты. Я глубоко заинтересовался историей, подолгу занимался в библиотеке, изучал архивные материалы, в результате дипломная работа стала основой для моей будущей диссертации.

Важной стороной семинарской жизни было участие в богослужениях. Мне доверили управлять сначала будничным хором, а на третьем курсе я стал регентом семинарского хора, при этом большая часть наших певчих не имела музыкального образования, не разбиралась в нотах. Но мы разучивали новые песнопения, даже записывали свое исполнение на диски. Это очень интересный творческий процесс. Послушание регента привило мне любовь к церковной музыке и позволило лучше узнать церковный устав.

Обязательно следует сказать о братстве, которое формируется во время обучения. С однокурсниками мы делили кусок хлеба, старались помогать друг другу в невзгодах, поддерживать в учебе. В семинарию мы пришли учиться очень разными, каждый со своими жизненными устоями, но когда столько лет живешь рядом, совместно преодолеваешь трудности, формируется настоящее братство, дружба, которая сохраняется и по сей день.

В период обучения я уже точно знал, что мое место в Церкви, поэтому по окончании обучения был готов служить там, куда меня определит священноначалие.

— А каковы перспективы у выпускника семинарии? Ведь видеть перед собой вектор развития очень важно для всякого студента вуза. А если, например, выпускник захочет продолжить подниматься вверх по лестнице научных знаний, то чем может ему в этом помочь семинария? И, кстати, после выпуска семинаристы сохраняют свою связь с альма-матер? Если да, то в чем это выражается?

— Повторю мысль, высказанную ранее, что задача семинарии — подготовка священно- и церковнослужителей. Подчеркну, что семинария не получает бюджетного финансирования и существует на церковные средства, по этой причине мы не можем принимать к себе людей, желающих просто «провести время», еще не определившихся со своей будущей профессией. Образ жизни в семинарии, специфика изучаемых предметов предполагают, что люди, не принявшие твердого решения связать свою жизнь со служением Церкви, здесь не задержатся. Поэтому еще раз говорю, стать священно- или церковнослужителем — это призвание. В главе 15 Евангелия от Иоанна Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «не вы Меня избрали, но Я вас избрал».

В плане научного роста наши выпускники имеют возможность продолжить обучение в церковных учебных заведениях. В Казанской православной духовной семинарии реализуется магистерский профиль «История Церкви», лучшие выпускники которого рекомендуются для поступления в аспирантуру ведущих учебных центров Русской Православной Церкви. У Казанской православной духовной семинарии налажены тесные контакты с кафедрой религиоведения Казанского федерального университета. Лучшие студенты привлекаются к преподавательской работе на младших курсах. Склонность к научной деятельности наших студентов, безусловно, получает поддержку со стороны профессорско-преподавательского состава.

В нашей семинарии богатейшая библиотека, в которой сохранилась значительная часть библиотеки дореволюционной Казанской духовной академии, кроме того, многие студенты работают с фондами Государственного архива Республики Татарстан, в котором сохранились документы духовных академии и консистории. Наши студенты принимают участие в ежегодной научно-практической конференции Казанской православной духовной семинарии «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи», пишут научные статьи. Главный итог научной работы — написание выпускных квалификационных работ — магистерских диссертаций и дипломных работ, которые проходят процедуру научного рецензирования и защиты. Таким образом, у студентов, склонных к научно-исследовательской работе, формируются навыки работы с источниками и литературой, написания и апробации научных текстов.

Двери семинарии всегда открыты для наших выпускников, мы будем только рады, если они в памятные даты будут собираться в семинарском храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, совершать соборные богослужения, в теплой дружеской атмосфере вспоминать годы учебы.

— Итак, Казанская духовная школа продолжает жить и готовить столь необходимых для Церкви священников. А что бы Вы пожелали напоследок тем, кто желает поступать в семинарию?

— Искренне желаю не боятся трудностей и, если чувствуете в себе призвание служить Церкви Христовой, поступать в духовную семинарию.

Новости по теме

В Казанской духовной семинарии состоится круглый стол «История Церкви в лицах и деяниях»
Анонсы и объявления 26 апреля 2024
В Казанской духовной семинарии состоится круглый стол «История Церкви в лицах и деяниях»

16 мая кафедра общей и церковной истории Казанской духовной семинарии проведёт I круглый стол, посвящённый памяти известного церковного историка, профессора Казанской духовной академии Петра Знаменского.

Художник диакон Димитрий Котов провёл на Новоиерусалимском подворье Казани творческое занятие для детей Художник диакон Димитрий Котов провёл на Новоиерусалимском подворье Казани творческое занятие для детей

23 апреля в архиерейском доме Воскресенского Новоиерусалимского подворья города Казани состоялся творческий мастер-класс для детей.

В Казанской духовной семинарии прошла конференция, посвящённая преподобному Иоанну Лествичнику В Казанской духовной семинарии прошла конференция, посвящённая преподобному Иоанну Лествичнику

в Казанской духовной семинарии прошла научная конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его духовное наследие».

«Светлый вечер в Казани»: Елена Кузьмина – религиоведение как наука и жизнь «Светлый вечер в Казани»: Елена Кузьмина – религиоведение как наука и жизнь

23 апреля в эфире радио «Вера – Казань» (95,5 FM) вышла программа «Светлый вечер в Казани». Гостьей студии стала заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета Елена Кузьмина.