28 апреля. Вход Господень в Иерусалим

4304
Фото

Неделя ваий. Вербное воскресенье

В этот день совершается память:

Вход Господень в Иерусалим

Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мучениц Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мучеников Месукевийских — Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мученика Саввы Готфского (372).

Священномученика Александра Гневушева пресвитера (1930).

Вход Господень в Иерусалим

В воскресенье, предшествующее Пасхе, празднуется Вход Господень в Иерусалим. Об этом радостном событии, происшедшем всего за несколько дней до крестных страданий Спасителя, повествуют все четверо евангелистов. После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи для празднования ее направился в Иерусалим. Господь послал Своих учеников, чтобы они привели ослицу и молодого осла, владельцы которых были таинственно извещены о надобности отдать животных. О встрече Господа еще задолго возвестил пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице и на молодом осле — сыне подъяремной» (Зах. 9:9). И вот одни горожане по дороге постилали Ему свои одежды, а другие устилали дорогу ветвями финиковых пальм — ваиями («ваиа» у евреев называется распускающаяся — оживающая — ветвь), которыми, по древней традиции, устилают дорогу царям-победителям.

Апостолы от 70-ти Аристарх, Пуд и Трофим

Святые Аристарх, Пуд и Трофим были одними из тех 70-ти апостолов, которых Господь Иисус Христос послал перед Собой с евангельским благовестием. После воскресения Христова Аристарх и Трофим стали учениками и спутниками апостола Павла. Святой Пуд как член римского Сената принимал у себя апостолов Петра и Павла. Свой дом он превратил в христианский храм. Впоследствии его стали называть «Пастырской церковью». При императоре Нероне трое апостолов — Аристарх, Пуд и Трофим — вместе со святым апостолом Павлом приняли мученическую смерть в Риме.

Мученицы Василисса и Анастасия

Две подруги, святые мученицы Василисса и Анастасия, были приведены к христианской вере святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом во время их пребывания в Риме. В период гонения на христиан, устроенного императором Нероном (54—68), святые Василисса и Анастасия днём молились за братьев и сестёр во Христе, попавших в руки мучителя, а по ночам совершали христианское погребение невинно убиенных. Это служение не осталось незамеченным гонителями. Девушки были посажены в темницу и подвергнуты жестоким и продолжительным пыткам, во время которых их принуждали отречься от Христа. В 68 году, через год после кончины апостолов Петра и Павла, обе мученицы, сохранившие верность Спасителю, были обезглавлены. Мощи их пребывают в римском храме Божией Матери Умиротворительницы.

Мученик Савва Готфский

Святой Савва пострадал 12 апреля 372 года. В то время готфские князья под влиянием языческих жрецов начали гонение на христиан, принуждая их к вкушению идоложертвенного мяса. Во время праздника Пасхи воины военачальника Афарида схватили святого Савву и, влача его обнажённым по терновнику, били палкой и бичами, но мученик остался невредим. Тогда святого растянули на осях телеги и били весь день, затем подвесили к перекладине дома и поднесли идоложертвенное мясо, обещав отпустить на свободу, если он вкусит его. Мученик отказался, и один из палачей в ярости ударил его копьём в грудь, но святой не умер и не чувствовал никакой боли. Тогда Афарид велел утопить его. Святой с радостью шёл на смерть, благодаря Бога. Мучители бросили его в реку Муссова, привязав к шее большой обрубок дерева.

Священное Писание

Порой размышляя о том, что происходит вокруг и чего от нас хочет Бог, мы не можем осмыслить всей внутренней логики того или иного поступка или события. Но значит ли это, что мы должны требовать от Бога полной ясности или есть какой-то другой путь? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 12.

01За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

02Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

03Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

04Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

05Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

06Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себеденежный ящик и носил, что туда опускали.

07Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

08Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

09Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Страстные дни, к которым мы приближаемся обладают одной важной особенностью, о которой многие в суете дней забывают. В эти дни Евангельские отрывки оказываются особенным образом сконцентрированы на крестном подвиге Спасителя. В то же время, задумываясь о Евангельских событиях, мы понимаем, что они никогда не бывают просто иллюстрацией чего-то прошедшего. Так или иначе, любая Евангельская история ставит перед нами вопрос: как нам жить в свете сказанного или совершённого Спасителем?

Приходя в храм, читая дома или слушая евангельский отрывок по радио, ожидаешь, что в праздник входа Господня в Иерусалим центральным сюжетом чтения будет подробное описание самого события входа. Однако, как мы слышим, Церковь избирает такой отрывок, большая часть которого связана с пребыванием Спасителя в Вифании, в доме Марфы, Марии и их брата Лазаря, который был воскрешен Христом из мёртвых. Этот сюжет важен для того, чтобы показать настрой Спасителя, а также настрой людей, которые Его окружали. Господь знает, что время Его страданий приближается, но остальные ничего не подозревают. Иуда раздражённо комментирует поступок Марии, но Христос позволяет ей совершить задуманное и предлагает осмыслить её действие, как приготовление к Его погребению. И это при том, что возможность Его смерти казалась им просто невероятной.

На следующий день Господь находит молодого осла и въезжает на нём в Иерусалим. Люди встречают Его торжественными возгласами, апостолы входят в город вместе с Ним, но всё ещё ничего не понимают. Значительно позже, уже после смертных страданий Учителя и Его воскресения, они узнают, что это было исполнение пророчества о Мессии, мирно входящем в город, жители которого на краткое время признают Его своим Царём. Снова и снова, несмотря на распри, творящиеся вокруг, заговоры и замыслы об убийстве, несмотря на непонимание учеников и сиюминутное увлечение толпы, Господь исполняет волю Божию и действует так, как должен. Порой объясняя происходящее, а порой просто действуя, без всяких объяснений, Он так или иначе предлагает ученикам доверять и быть готовыми остаться с Ним, что бы ни происходило. Спаситель знает путь, по которому идёт, в то время как ученики призваны быть рядом и доверять Ему. В том, что происходит, в причинах и следствиях этого, им далеко не всё понятно, но это не значит, что они могут возмущаться или оставлять свой путь как путь учеников.

Подобным же образом в нашей собственной жизни как ученики Иисуса Христа мы порой сталкиваемся с обстоятельствами, которых не понимаем и бываем призваны совершать поступки, смысл которых для нас пока не вполне ясен. Однако нам стоит доверять Господу, потому что одно для нас должно быть очевидно уже сейчас: Он ведёт нас к спасению.

священник Стефан Домусчи // Радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

На чем основывается вера современных людей? Чаще всего на чуде. Большинство людей в жизни своей сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на этом осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на мир Божий, на окружающий мир, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем больше человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше этот человек готов к тому, чтобы в чуде увидеть Бога. Даже если родная мать воскреснет, не станет верующим тот человек, который считает, что в таком случае он поверит.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года