Неделя первая Великого поста — Торжество Православия

6548
Фото

Неделя Православия — так называется в Православной Церкви первое воскресенье Великого поста. Это название закрепилось за ним потому, что в этот день с древних времен установлено празднование торжества Православной Церкви.

Праздник торжества Православия был установлен в Греции в IX веке в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них — иконоборческим лжеучением. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. По причинам возникшего лжеучения Церковь Божия подвергалась гонению большему, чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Борцов за правду заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 год), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!».

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжеством Православия. В XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Сейчас это чинопоследование представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только Православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов.

Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и других; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII века чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом; из него были исключены как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Впоследствии чинопоследование было существенно сокращено в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. До 1869 года чин оставался без переработки, когда в указанном году из него были убраны имена государственных преступников.

Центральным актом последования было прочтение Символа веры, произнесение анафематствований и провозглашение «вечной памяти» всем защитникам Православия. В течение многих десятилетий после революции 1917 года чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.

Стоит отметить, что предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.

Новости по теме

Председатель Комитета Совета Федерации Андрей Клишас посетил кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери
Председатель Комитета Совета Федерации Андрей Клишас посетил кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери

18 декабря кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери посетил председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

В Неделю 27-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе
В Неделю 27-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

14 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе в столице Татарстана.

В 17-ю годовщину кончины Патриарха Алексия II митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского собора
В 17-ю годовщину кончины Патриарха Алексия II митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского собора

5 декабря митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери.

В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

Вечером 3 декабря, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря.