Документ «Об участии верных в Евхаристии» — вековой и заботливо-отеческий

7222
Фото

Друзья мои, я хочу поделиться с вами большой радостью. На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии». Эту тему обсудили при Межсоборном присутствии, и она имеет самое прямое отношение к каждому из нас. Этот документ вызвал у меня восторг! Во-первых, он основан на Священном Писании, на правилах Вселенских и Поместных соборов, на словах святых отцов. Значит, он — вековой. Значит, он — наш. Во-вторых, язык этого документа — заботливо-отеческий — чтобы чьи-нибудь чувства ненароком не задеть и никого не обидеть. И это очень радостно для православных.

А теперь по существу. Давайте поговорим о тех неправославных традициях, которые многими считаются православными, но которые искажают суть Таинства Святого Причастия. Я отмечу только несколько пунктов, имеющих наиболее важное значение. Первое: первохристианская практика причащения была за каждой Литургией. Сегодня, например, была Литургия, на которой мы слышали: «Со страхом Божиим и верою приступите…». Это к кому обращение? К лисам в лесу? Или к улетевшим журавлям? Нет, это к нам. Но мы, пока другие причащаются, иногда рассказываем сны своим знакомым. Это своего рода сектантство. Все ко Христу, а мы в сторону. Заставит ли нас этот документ причащаться за каждой Литургией? Готовы ли мы к этому? Я думаю, что не все. Но это наш идеал и наша цель! Раз Господу это угодно, значит, нам нужно дойти до Него, а не только до порога Его дома. Войти в дом и причаститься.

Вы знаете, есть такая антиправославная и суеверная точка зрения, что, мол, мы недостойны часто причащаться. И, к сожалению, даже некоторые священники ее придерживаются. Дорогие мои, но Таинство Причастия Тела и Крови Христа и установлено Господом для недостойных! Ведь достойные, как Илия, живыми на небо взяты. А это для недостойных дано. Чтобы свое недостоинство они могли восполнить полнотой Христа. Оно для этого и предназначено. Я почему причащаюсь? Потому что недостойный, потому что сам не могу жить по-Божьему, потому что сам не могу обрести спасение. Поэтому и принимаю в себя Христа Спасителя, чтоб Он спас меня. Это и есть Таинство для недостойных. Это насколько нужно быть неправославным, чтобы сказать, что буду причащаться, когда буду достоин? Тогда у меня вопрос: когда мы с тобой достойны будем? Никогда. Тогда нам совсем, что ли, не причащаться? Ведь так получается. Я испытал искренний восторг, когда об этом в обращении прочитал. Потому что это слово архиереев Русской Церкви развеет заблуждение о том, что православные недостойны часто причащаться. Потому как Причастие — оно для недостойных и есть. А достойные живыми на небо идут. Мы же — через помощь Божию, через Таинство Причастия. Поэтому вывод такой: мы должны причащаться регулярно. Это первое.

Об участии верных в Евхаристии

Второе, о чем мне хотелось бы сказать, — это о подготовке к Причастию. Мы готовимся через молитву, пост, воздержание, исповедь. Но подготовка заключается не только в выполнении каких-то формальных условий, нет! Она заключается в обретении покаянного состояния души, в прощении обид, в примирении с ближними, в желании соединиться с Господом. Приготовление — это не цель, а средство. Вот ты, скажем, молился, но не постился, или примирился со всеми, но не молился, и идешь причащаться. Можешь ты причаститься? Нет. Препятствием к Причастию являются отсутствие покаянного состояния души, наличие обид, вражды с ближними и нежелание соединиться с Господом. Вот это все является стеной между нами и Богом. А если есть желание соединиться с Господом, есть покаяние в душе, если идем с прощением и примирившись с ближними, то выполнение формальных условий отходит на второй план. Зацикливаться на этом — значит, забывать смысл Причастия. Очень хорошо, что об этом было сказано на самом высоком уровне.

Третий момент. Сказано: «приемлемой признать практику, когда причащающиеся еженедельно или несколько раз в месяц и при этом соблюдающие указанные уставом многодневные, однодневные посты приступают к Чаше без дополнительного специального поста». Некоторые люди постятся в среду и в пятницу, соблюдают Великий пост и другие посты, а духовные лжеучителя говорят им, что нужно еще и перед Причастием попоститься. Но это неправильно. Тем, кто соблюдает посты, не нужно дополнительно поститься перед Причастием. Если, конечно, кто-то сам этого хочет, то тогда, пожалуйста! Если ты говоришь, что будешь поститься всю жизнь, то постись. В этом нет ничего плохого, это спасительно. Но если ты говоришь, что все обязаны делать по-твоему, то это уже неправда. Хочешь поститься перед Причастием — постись, пусть Господь тебе поможет. Но не принуждай к этому других. Тебе никто ничего не должен, как и мне. Это мы с тобой должны, а нам никто не должен. Тому, кто соблюдает все посты и регулярно причащается, нет нужды дополнительно поститься перед Причастием. Если человек, находящийся в Церкви, говорит, что большинство ошибается, а прав только он, то это симптом внутренней духовной болезни. Это слишком высокое мнение о себе — гордость, прелестное состояние. Что такое Церковь, родные мои? Это единство, прежде всего. Почему мы причащаемся? Чтобы быть с Господом. А если причащаетесь ты, ты и ты? Значит, мы друг с другом соединяемся через это. Смысл причащения — в обретении единства. А этим странным самочинным поступком перед Причастием я себя от всех отделяю. И других, возможно, учу. То есть творю разделение. Это внутреннее противоречие, бессмыслица. Выходит, что человек не понимает, что он делает и почему он это делает.

Другой разговор, если человек вообще никогда не причащался. Или, например, лет десять не причащался, посты не соблюдал и не молился. Но по какой-то причине он решил пойти и причаститься. Да, вот тут верно. Тут надо сказать человеку: «Подготовься, мой золотой. Попостись, соберись внутренне. Это все серьезно». Здесь соглашусь полностью. Но тому, кто регулярно причащается и соблюдает многодневные и однодневные посты, Церковью установленные, нет нужды специально поститься перед Причастием. И соборный голос нашей Церкви говорит нам об этом.

Есть еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Следованная Псалтирь — это богослужебная книга, в которой есть часть церковных правил. Там написано: «Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов перед причастием Иисусовой молитвой и поклонами. Может быть заменено иными молитвословиями». Значит, чтобы причаститься, нужно прочитать именно вот эти молитвы? Нет. Целью является не выполнение тех или иных формальностей, не чтение определенных молитв, а обретение покаянного состояния души, прощение обид, примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Тайнах. Поэтому давайте вместе думать. Правила ко Святому Причащению, одна из последних молитв: «Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю…». Автор кто? Иоанн Дамаскин. Когда жил? Во время арабского завоевания, в VII веке. А до VII века его не было? Не было. А раз его не было, то и его молитвы, выходит, не было? Конечно, не было. А в те времена, когда причащались, эту молитву не читали? Нет, не читали. Как же они причащались? Просто молились, но по-другому. Это правило когда появилось? У святых отцов очень много молитв, мы их уважаем и любим, для нас их молитвы — это сокровище. Но только факт остаётся фактом: эти молитвы вошли в правило тогда, когда они нам их оставили. А до того их не было. Поэтому, если говорить о молитвенном правиле, то нужно понимать, что тут важна не форма, а внутренняя суть, молитвенно-духовный настрой. И поэтому нам приводится эта вещь вековая — мнение Церкви в лице всех архиереев и Следованная Псалтирь. Не возлагайте на людей бремена неудобоносимые.

Читаем далее: «В отдельных случаях духовник может благословить мирянина причащаться Тела и Крови Христовых без предварительной Исповеди». Это очень важно. Традиция, что есть в Русской Православной Церкви — обязательно с исповедью причащаться. В Греческой Церкви не знают такого, и не знали. Там люди исповедуются регулярно, но это Таинство само по себе. А причащаются с другой регулярностью. Скажем, каждый праздник, каждое воскресенье. Причем в Греческой Церкви не все священники исповедуют. В тяжелом случае, в смертном любой может исповедовать. А вообще, епископ благословляет некоторых священников исповедовать. Кого? Обычно в возрасте, духовно опытных, не имеющих явных нареканий от верных. Такие могут что-то подсказать, посоветовать. Вот, мои золотые. Не сказано, что всех подряд, без исповеди. В России это сейчас невозможно. У нас много людей как от ветра — в Церкви. Это понятно. Но из тех, кто воцерковился и причащается регулярно, таковым хорошо бы вот так. Причащаюсь, а исповедуюсь по мере необходимости. Это не значит, что я буду причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться раз в 6-7 лет. Понятно, что это ненормально. Так когда нужно исповедоваться? С какой регулярностью? Ну, уж в Великий пост каждый должен генеральную уборку сделать, и поскоблить свою душу как следует. Серьезно к исповеди подготовлюсь: не только за последнее время, но за весь год перешебуршу себя. Это необходимо — по опыту знаем, как это важно и ценно. Или, например, когда совершили явный грех, смертный грех. Или не смертный, но потеряли мир в душе, и появились обида и злоба. А бывают и другие вещи. Бывает, что независимо от человека какое-нибудь бесовское искушение перебаламутит всю его душу. Тут хоть и не от него зависит, но, видно, в душе что-то есть… Поэтому лучше исповедоваться и покаяться. Бывают ситуации, когда человеку необходимо исповедоваться, даже если он и не причащается. Нужно отмыться от грязи — не допустить, чтобы корни проросли. А что касается покаяния, то оно ведь не только на исповеди бывает. Вечерние молитвы в третьей и последней — перечисление грехов. То есть мы каемся минимум раз в день, перед сном. У нас это целожизненное явление. Мы не расслабляемся ни на секунду, и покаяние длится всю жизнь.

Еще один очень важный момент. Священники внушают людям, что невенчанный брак — это блуд. Это ложь. Читаем: «Церковь, настаивая на необходимости Церковного брака, всё же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в браке, но невенчанных». Тем более, в браке часто бывает, что один желает повенчаться, а другой — нет. Бывают и другие причины. Конечно, духовник должен напомнить невенчанным супругам, что им желательно повенчаться, но требовать венчания и отказывать в Причастии невенчанным — это нарушение Церковной традиции и правил. Почему так Церковь рассуждает? Потому что так Слово Божие гласит. Первое послание апостола Павла к Коринфянам: 7-я глава, 14-й стих. И 72-е правило Трулльского собора. Там, кстати, обговаривается, что если имеет место так называемое сожительство, и нет юридического брака, то это не брак, а блудное сожительство. Такого человека нельзя причащать, это верно. Сожительство — это одна из форм блуда, а блуд — смертный грех. В состоянии блудного греха человек не может причащаться. Он должен покаяться, понести епитимью и исправить положение, только после этого он может причаститься. Я пропустил очень много интересного, но вот эти основные, практические вещи, с которыми постоянно приходится сталкиваться, я постарался до вас донести.

Новости по теме

Великое событие — Тайная Вечеря
Публикации 1 мая 2024
Великое событие — Тайная Вечеря

Великий день… В храмах молится народ, отложив все земные попечения. Велико желание принять участие в Тайной Вечере. Нет, не оскудела вера в человеке!

В храмах Татарстанской митрополии состоится Таинство Соборования
Анонсы и объявления 9 апреля 2024
В храмах Татарстанской митрополии состоится Таинство Соборования

В период Великого поста в православных храмах традиционно совершается Таинство Соборования (Елеосвящения).

Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров
Публикации 22 марта 2024
Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, однажды рассуждая о молитве, сравнил её с разговором отца и детей. Малыши увлечены игрой и сладостями, но вот им по какой-то нужде необходимо идти и о чём-то рассказывать своему папе.

«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия Преждеосвященных Даров
Онлайн-трансляции 29 февраля 2024
«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия Преждеосвященных Даров

29 февраля на портале «Православие в Татарстане» в рамках образовательного проекта «Таинство Царства. Беседы о Литургии» состоялась трансляция пятой лекции, посвященной главному церковному Таинству — Евхаристии.