Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших

6191
Фото

Если в первое воскресенье по Пятидесятнице мы прославляем всех святых, то в следующее воскресенье — всех русских святых. Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу.

Праздник появился в середине XVI века, при митрополите Макарии, но за двести лет синодального правления, когда Церкви пришлось жить и без патриарха, и без Поместного Собора, о нём каким-то удивительным образом забыли. Быть может потому, что, когда Церковь среди прочего становится государственным ведомством, главными в ней оказываются совсем не святые. За весь синодальный период было канонизировано только десять святых, причем большая часть — в царствование последнего императора. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших было восстановлено только в 1918 году, на волне великих трагических потрясений.

Язык менялся, и первые русские святые — первомученики российские Фёдор и Иоанн, принесённые в жертву языческим идолам будущим крестителем Руси князем Владимиром, — говорили совсем иначе, чем патриарх Тихон или святитель Иларион Троицкий. Одни жили в маленьких сёлах и весях удельных княжеств, другие в столицах могущественных государств — Киевской Руси, Московского Царства, Российской Империи, СССР. Некоторые прожили всю жизнь в одном месте, другие преодолевали огромные расстояния, служа Господу на горе Афоне как святитель Силуан, на Аляске — как преподобный Герман, на Филиппинах как святитель Иоанн Шанхайский. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, но среди прославленных святых есть не только славяне по происхождению, но и варяги, итальянцы, греки, татары. Многие святые несли евангельское слово не слышавшим его доселе народам. Среди святых были и боголюбивые крестьяне, и состоятельные купцы, и добродетельные жёны, и великие правители. Всех объединила Божья благодать, но всех по-разному.

Неделя всех святых

Руси достался трудный путь, на протяжении всей своей истории она была вынуждена воевать против многочисленных сильных и беспощадных врагов, часто грозящих ей полным уничтожением. От этих врагов ее не защищали ни море, ни горы, ни пустыни — ведь Россия расположена на открытой со всех сторон широкой равнине. С востока на нее шли полчища Батыя и Мамая, с запада — поляков, Наполеона и Гитлера. С севера — шведов, с юга — турок. Самые климатические и природные условия, в которых она жила, были условиями трудными: половина территории России — это вечная мерзлота, где невозможно земледелие. Южная же ее часть, где земледелие возможно, была территорией, полностью открытой и не защищенной от военных нашествий и от набегов степных хищников. Поэтому люди всегда жили в России сравнительно небогато. Даже то, что удавалось накопить, часто уничтожалось, захватывалось, выжигалось дотла очередным нашествием или набегом.

Да, жизнь в России не была безоблачной и легкой. Но ведь с христианской точки зрения именно такой и должна быть жизнь народа Божия. Ни один православный народ не жил безмятежной, безопасной и комфортной жизнью. Причина этого ясна: человек слаб, и если дать ему все удобства и роскошную жизнь, то он легко забывает Бога, забывает все небесное и полностью обращается к земле, тонет в земном прахе. Потому Господь и не давал Своим народам такой жизни. Преподобный Исаак Сирский говорит, что «тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир веселится в наслаждении и покое. Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении…» Таким путем Господь ведет всех Своих истинных последователей, как и Сам Он, став человеком, прошел в нашем мире именно таким путем — путем креста.

Икона Всех святых, в земле Российской просиявших

В ХХ веке, во времена атеистического беснования, в России просияли многие тысячи святых и праведников. В Советском Союзе только Церковь была той единственной организацией, цель которой расходилась с официальной государственной идеологией. Ведь цель Церкви во все времена — это спасение человека для Царства Божьего, а не построение этого царства здесь, на земле. Здесь, на земле, Церковь призывает человека помнить, что он таит в себе образ Божий, божественное достоинство и что призвание человека — это призвание к святости. Но ни массовые убийства духовенства и верующих, ни глумление над святынями, ни разрушение того, что составляло многовековое культурное достояние страны, нельзя объяснить никакими политическими причинами, кроме как сатанинским характером власти и ее ненавистью к Богу, потому что ненависть к Церкви — это и есть плохо замаскированная ненависть к Богу. Государством был взят курс на полное уничтожение Церкви, а «союз воинствующих безбожников» объявил о начале пятилетки уничтожения религии. Закономерности между историческими событиями и духовной жизнью открывает нам Библия, и ещё в Ветхом Завете, через пророков, Бог говорит своему народу, что если люди будут хранить верность Богу, то Он избавит их от бед, и наоборот, забывая Бога, народ подвергнет себя нападению врагов. И в 1941 году подвижный праздник всех Святых, в земле Русской, просиявших пришелся на 22 июня — первый день самой страшной в истории войны. Эта война приостановила разрушение Церкви. Церковь же всегда разделяла судьбу страны и народа, и в первый день войны, когда политическое руководство страны молчало, будущий патриарх, митрополит Сергий, отслужив молебен о победе русского оружия, сказал в проповеди: «Пусть грянет буря. Мы знаем, что она принесет не только несчастье, но и облегчение; она очистит воздух и унесет ядовитые испарения».

На соборе 2000 года были прославлены сотни новых мучеников Российских, тех, кто был верен Христу в самые страшные годы гонений. В те годы в монастырях выстраивали монахов в шеренгу и предлагали всем отречься от Христа, выйти из шеренги, обещая помилование. И некоторые выходили. Но немногие. А расстреливали всех.

Их имена канули в Лету, от многих остался только лагерный номер, никто не знает, где их могилы. Они умирают от голода, холода, пули... Но он не боятся смерти. Они выстояли до конца. И через десятилетия их прославляет Церковь. На Бутовском полигоне под Москвой расстреляны тысячи верующих. И сегодня на это место приезжают. Уже совершенно свободно, но без страха гонений, тоже тысячи — молиться им.

Вот такие разные истории — бедняки и цари, ученые и неграмотные, монахи и многодетные, священники и маленькие дети — все они перед нами на иконе Всех Святых, в земле Русской просиявших.

Новости по теме

В праздник Собора Всех святых, в Земле Русской просиявших, митрополит Кирилл совершил Литургию в Свияжском Успенском монастыре
В праздник Собора Всех святых, в Земле Русской просиявших, митрополит Кирилл совершил Литургию в Свияжском Успенском монастыре

22 июня, в праздник Собора Всех святых, в Земле Русской просиявших, в день памяти преподобного Кирилла Белоезерского, в старинном Успенском соборе Свияжского Успенского мужского монастыря состоялось архиерейское богослужение.

Святость является заданием для каждого из нас
Публикации 14 июня 2025
Святость является заданием для каждого из нас

Первое воскресенье после Троицы называется Неделей Всех святых. Случайно ли в воскресный день, следующий за праздником Святой Троицы, установлено совершение памяти сразу всего сонма святых Церкви? Нет, конечно.

В Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Казанский Кирилл и архиепископ Чикагский Даниил совершили Литургию в Свияжском мужском монастыре
В Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Казанский Кирилл и архиепископ Чикагский Даниил совершили Литургию в Свияжском мужском монастыре

7 июля, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Кирилл и архиепископ Даниил совершили Литургию в Успенском соборе Свияжского Успенского мужского монастыря.

Небесная сокровищница земли Русской
Публикации 7 июля 2024
Небесная сокровищница земли Русской

Святые земли Русской — это наши молитвенники, помощники, предстатели перед Богом. Они на разных наречиях, с различными диалектами и архаизмами, но разговаривали на нашем родном русском языке.