Проповедь митрополита Феофана в храме в честь Сошествия Святого Духа города Казани

4540
Фото

27 декабря 2015 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил чин великого освящения храма в честь Сошествия Святого Духа города Казани и Божественную литургию в новоосвященной церкви. После чтения уставного Евангельского зачала архипастырь обратился к молящимся со словом проповеди.

Евангельское зачало в Неделю 30-ю по Пятидесятнице (Лк. 14:16-24). Притча о брачном пире

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Представьте себе картину, о которой мы слышали сейчас из Евангельского повествования. Некий господин — возможно, это был руководитель селения, города, небедный человек — решил устроить праздничную трапезу. У нас сейчас Новый год наступает, Рождество Христово, и если какой-нибудь руководитель приглашает на эту праздничную трапезу, то, конечно же, уважаемых в селении, известных людей…

И представьте себе картину: приходят те, кого посылал устроитель пира, удрученные... Хозяин спрашивает: «Что случилось?» Ему говорят: «Все, кого ты звал, отказались», — и называют причины отказа... И он говорит: «Ах, так? Идите на улицы. Приглашайте слепых, глухих, хромых — я всех приглашаю на праздник». Так и сделали, позвали всех, устроили пир. В Евангелии Сам Господь, подводя итог, говорит: «Много званых, но мало избранных».

А теперь давайте перенесемся в нашу жизнь. Эту притчу говорил Сам Господь. Встает вопрос: какое отношение имеет она к нам, живущим через 2000 лет после Рождества Христова? Кто и на какие пиры нас зовет? Концы с концами иногда трудно свести, а тут пиры.

Зовет Господь нас. Как часто к каждому из нас неведомыми путями Господь стучится, призывает: «Слушай, Николай, Петр, Татьяна, Марья! Я тебя зову на пир веры! Приближается праздник Рождества Христова или просто воскресный день, приходи на мой пир».

Притча о брачном пире

Давайте будем честными перед своей совестью, Господь стучится в сердце и говорит: «Сходи в храм. Ты же имеешь православные корни, хотя и далек от реально верующего человека. Но иди». А другой голос говорит: «Зачем тебе храм? Есть корпоративы, да и дел у тебя сколько дома. Сегодня футбол, хоккей, сериал надо посмотреть…» В человеке идет борьба, и голос Бога мы заглушаем или же лукаво думаем: «Какой Бог? Какой храм? Зачем это надо мне сейчас? Я еще крепкий, здоровый, молодой. Настанет время, может быть, и пойду под старость к вам».

Говорили, что вера в России — удел стариков и старух, удел слабых людей. Поистине подмена лукавая. Во все времена и у всех народов вера — главное в жизни. За веру шли на костры, за веру и за Родину стояли насмерть. У нас даже был лозунг: «За веру, царя и Отечество!» Обратите внимание, что на первом месте была вера.

Сегодня, с одной стороны, у неких сил есть стремление вытеснить понимание веры, Бога из жизни человеческой, из общественного пространства. С другой стороны, душа требует веры. И идет возрождение. Я многие случаи знаю на Западе, когда люди разочаровались в религиозных направлениях, … идущих на поводу греховного мира, например, освящая однополые «браки». Народ понимает: это не то, это не вера, это разрушение личности, когда рвется связь между Небом и землей, между Богом и человеком. И потому многие принимают Православие.

Вспомним явление, которое мы видим сейчас — уродливое, с пресловутыми религиозными исканиями — на Ближнем Востоке? Какой символ там? За что борются? Политтехнологи подводят нечто политическое, но у них ложные идеи. Верой же заманивают. И люди идут, и готовы умирать, потому что считают, что это [истинная] вера. Но это ложный путь веры, это подмена веры. Так перемешан мир, что бросают идею зла, взбудораживают, выбивают почву традиций народов. И [за этим] — великая смута, море крови, слез, изгнание и скитания вдали от родных мест.

Народ наш славянский, запомни: ничто не даст тебе процветания, если ты поругаешься над верой своих отцов, как это было в XX веке. Посмотрите, что было, с чего начали? С надругательства над храмами, над святынями. И этот храм почти целый век был поруган. Казалось: торжество разума, силы, нагана, тюрем, что всего добились, у нас великая страна, индустриализация. И в один момент ничего не стало, развалилась как карточный домик великая страна и рухнула так активно внедряемая безбожная идеология.

Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Мы спрашиваем: почему неурожай, почему беды, почему бедно живем, почему катастрофы… Мы предъявляем Богу претензии, но что мы сделали сами? Человек, нарушающий человеческие нормы, рано или поздно окажется в тюрьме. Так и с Божьими законами, которые непреложны: если человек их нарушает, то несет за это наказание нередко еще в этой жизни. А если это совершается целым обществом, целой страной, то расплачиваться надо за свое безбожие. Никакие [программы] «1000 дней», никакие разработанные суперсистемы никогда не смогут вывести нас на дорогу процветания, если мы параллельно будем жить безнравственно, забывая Бога и Его закон.

Проснись, славянин, проснись. Оглянись мысленно на историю России, когда она была великой и сильной страной, когда она прирастала и в населении, и в территориях, и в их хранительстве.

Вспомните те времена, когда народ русский хранил свою веру, когда вера была не чем-то умозрительным, а нормой жизни всех без исключения. Наставал Великий или иной пост — и царь, и подданные, и нищие, и богатые вместе шли в храмы. Обратите внимание — не строились отдельно храмы для богатых и для бедных. Те, кто имел возможность строить храмы, строил, как этот храм, но не для себя отдельно. Были какие-то домовые храмы, но, в целом, люди вместе молились, и народ был единым.

Молящиеся в храме

Особенно сейчас я обращаюсь к вам. Мы живем бок о бок с людьми, исповедующими другую религию. Но я говорил, говорю, и буду говорить — мы должны брать добрые примеры. Сколько нас стоит здесь мужчин? Немного, а день особенный — освящаем новый храм. Пойдите в любую мечеть Казани в пятницу, и вы увидите — мужчины торопятся помолиться, это нормальное явление. Их семьи, как правило, многодетные, потому что дети — дар Божий, это самое великое богатство России — люди, народ, который должен заселить наши необъятные просторы.

Много званых, но мало избранных… Выйдя из храма или прямо сейчас мысленно сосредоточься и посмотри, как часто ты был тем неразумным, кого звал Христос на пир, и который отказался. Не отказывайся, когда Бог стучит в твое сердце, иди, торопись, ибо Он ждет тебя. Запомни: с Богом всегда было хорошо. Плохо же было, есть и будет тем, кто забывал Бога и правду Его.

Я призываю вас, всех без исключения: стойте за веру своих отцов. Общаясь друг с другом, не стесняйтесь говорить о вере. Если есть пробелы, незнание веры, идите в храмы, обращайтесь к священникам и просите научить. Обращайтесь ко мне и письменно, и устно — всегда буду отвечать, помогать.

Мы должны сплотиться в вере наших отцов для того, чтобы видели, что мы нравственно преображаемся. И еще скажу: зная веру своих отцов, … мы будем более уважительно относиться к другим. Ныне трудные времена: делается все, чтобы расколоть общество. Мы же должны стремиться к тому, чтобы было единство в мире, согласие в нашем замечательном регионе. Чтобы так жили мы все, независимо от того, мусульманин ты или православный, перенимая друг у друга добрые начинания. Это будет на пользу лично нам, нашему региону и всему Отечеству.

Запомните слова о званых на пир и не будьте нерадивыми. Если постучал Христос в сердце твое, поторопись пообщаться с Ним в храме или в доме, размышляя о молитве, о Боге. Поверьте, все эти кризисы уйдут быстро, если мы, народ, вернемся к вере наших отцов. Аминь.

Новости по теме

Святость является заданием для каждого из нас
Публикации 14 июня 2025
Святость является заданием для каждого из нас

Первое воскресенье после Троицы называется Неделей Всех святых. Случайно ли в воскресный день, следующий за праздником Святой Троицы, установлено совершение памяти сразу всего сонма святых Церкви? Нет, конечно.

Сырная седмица — время подготовки своей души к Великому посту
Публикации 24 февраля 2025
Сырная седмица — время подготовки своей души к Великому посту

Сегодня, 24 февраля, началась сырная седмица. Это последняя неделя подготовки к Великому посту, завершающаяся Прощеным воскресеньем.

На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких
Публикации 4 декабря 2024
На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких

Проповедь профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы за Божественной литургией в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре

В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития
В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития

20 ноября, в четвёртую годовщину преставления ко Господу митрополита Феофана (Ашуркова), в Татарстанской митрополии были вознесены сугубые молитвы об упокоении души приснопоминаемого архипастыря.