Идём в храм: «Солнце скрыло лучи, луна со звёздами претворились в кровь»

3770
Фото

Вот мы и приблизились вплотную к Великому посту. Отгуляли весёлую Масленицу, но даже она для внимательных христиан стала преддверием Святой Четыредесятницы — мяса не ели, а в среду и пятницу не было Божественной литургии.

Сегодня суббота, и Церковь утром вспоминала всех преподобных отцов, в подвиге просиявших — всех тех, для кого пост стал настоящей лестницей в Небо. Перед началом трудного пути всегда спрашивают совета у тех, кто с такой задачей уже справлялся, верно? Вот и мы как бы заручились поддержкой и взяли пример с мужей и жен (мужчин и женщин) самых разных эпох и самых разных стран, тех, что «в постничестве просияли светло, преподобно пожили».

Таинственная и необычная служба

Сегодня вечером нам предстоит таинственная и необычная служба. Завтрашний день выделяется двумя темами: это всем известное Прощёное воскресенье, но в то же время это и Воспоминание Адамова изгнания. И вот мы в начале поста становимся как бы Адамом, становимся людьми, потерявшими Рай, разлучившимися с Богом. Христос вновь открыл врата Рая, примирил людей с Господом, но если мы не знаем, не чувствуем боли потери, если не грустим из-за разлуки, то зачем нам Христос? Прикоснуться ко всей тоске ветхозаветного человечества, к вселенской печали и долголетнему ожиданию, граничащему иногда с безнадёжностью, мы можем сегодня вечером.

Церковь — удивительная машина времени, способная переносить своих верных чад и в пещеру к Богомладенцу, и на Голгофу к Нему, и в Сионскую горницу, и на Тайную вечерю… Не символически переносить, а по-настоящему. Только каждый, конечно, способен понять и почувствовать это в меру духовного возраста. Но хоть чуть-чуть понимать и принимать обязан всякий. И сегодня вечером мы окажемся в очень страшном и необычном месте — за порогом Рая. Мы услышим полные тоски вопли Адама. Мы нырнём в тёмную глубину человеческого сердца, разлучившегося с Создателем.

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше…» — начнут на клиросе, а мы заранее прочитаем полный текст песнопения в переводе отца Амвросия (Тимрота): «Сел Адам напротив рая, и свою наготу, сетуя, оплакивал: «Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удалённому! Увы мне, по простоте обнажённому, и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоей роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю к Тебе: Помилуй меня, падшего!»

Или вот ещё потрясающее трагизмом духовное произведение «Солнце лучи скры, луна со звёздами в кровь преложися…». Читаем в переводе: «Солнце скрыло лучи, луна со звёздами претворились в кровь, горы сотряслись, холмы вострепетали, когда рай был затворён. Выходя из него, Адам бил себя в лицо руками и восклицал: «Господи, помилуй меня, падшего!».

В дороге нельзя ни на кого обижаться

День прощения

Проповедь митрополита Феофана в Прощеное воскресенье

Будут и уже хорошо знакомые нам «На реках Вавилонских…», и «Покаяния отверзи ми двери…». Мы окажемся на пороге поста, и впереди — путь к Пасхе, путь возвращения в Рай. О том, как нам попасть к Богу, подскажет завтра воскресное евангельское чтение. Например, в дороге нельзя ни на кого обижаться: «Если не будете прощать людям, и Отец ваш не простит вам ваши проступки». А ещё нужно бросить лицемерие, и не ходить с унылыми лицами, показывая всем: видите, я, в отличие от вас, грешнейших, пощусь. «Когда постишься, причеши волосы и умой лицо, чтобы не знали люди, что ты постишься, а знал только Отец твой, который видит всё, что совершается тайно».

Воскресным вечером

Великий Пост: о «прекрасной вечерне», или почему в воскресенье нужно просить прощения

Великий Пост: о «прекрасной вечерне», или почему в воскресенье нужно просить прощения

Исполняя первый евангельский призыв, мы и превратим наше предпостовое воскресенье в День прощения. В храмах будет служиться особый чин — или утром после Литургии, или на особой вечерне, что гораздо более верно. Вдохновенным голосом рассказывает об этой прощёной вечерне протопресвитер Александр Шмеман:

«Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресенья. И эту единственную по своему глубокому значению и такую прекрасную вечерню не служат во многих наших церквах! Однако ничто лучше этой вечерни не показывает нам «настроения» Великого поста в Православной Церкви, не вводит нас в него; нигде лучше не чувствуется её глубокий призыв к человеку.

Служба начинается, как торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Стихира на «Господи, воззвах…» возвещает наступающий Пост, а за ним — приближение Пасхи!

В переводе на современный русский стихира звучит так: «Постное время светло начнём! Готовясь к духовным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело. Воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти, и насладимся духовными добродетелями. Дабы, усовершенствовавшись в любви, мы были достойны увидать страдания Христа Бога и святую Пасху в духовной радости».

Отчаяние и надежда, тьма и свет

Потом, как обычно, следует вход и пение «Свете Тихий…». Затем служащий священник идёт на «горнее место» за престолом и возглашает вечерний прокимен, который всегда возвещает конец одного и начало другого дня. За этой вечерней великий прокимен возвещает начало Поста: «Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь её» (в переводе).

Праведному в радость, а суетливому в уныние

Праведному в радость, а суетливому в уныние

Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика, внезапно наполняющего церковь: «…я скорблю», — и вы поймёте исходный пункт Поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Всё приготовление теперь закончено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и… «я скорблю»! И в конце концов я сознаю, что только Бог может помочь моей скорби, только Он может избавить и спасти мою душу. Покаяние — прежде и больше всего — отчаянная мольба к этой Божественной помощи.

Прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются тёмными, постными, тушат яркое освещение. Когда священник или дьякон начинает вечернюю ектению, хор отвечает ему постным напевом. Читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как происходит этот обряд «прощения», и так как Пост начинается именно этим актом любви, единения и братства, хор поёт пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова».

С Богом, друзья!

Источник

Новости по теме

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии
Публикации 17 апреля 2025
Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Сегодня Великий Четверг. В этот день на тридцать третьем году Своей земной жизни, накануне Крестных Страданий, Иисус Христос собрал учеников за Тайной Вечерей

Великие дни Страстной седмицы
Публикации 15 апреля 2025
Великие дни Страстной седмицы

Священники Казанской епархии о самой важной неделе для каждого христианина

Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря
Публикации 9 апреля 2025
Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря

Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга.

В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани
В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани

5 апреля, в канун Недели 5-й Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе города Казани.