Есть только одна печаль — не быть святым

5576
Фото

Мы можем услышать одну такую интересную фразу в произведении удивительного французского писателя Леона Блуа. Устами своей героини автор говорит: «Есть только одна печаль — не быть святым».

Если начнёшь вдумываться, размышлять — много чего приходит в голову. Во-первых, весьма интересный вопрос: вправе ли мы печалиться от того, что не святые, или надо что-то делать, как-то решать проблему? Как нам быть — стараться стать святыми, или грустить от невозможности исполнения мечты?

Сказать о себе в фарисейской самоуверенности: «Я — святой» — страшно. Это будет значить, что ты попался на удочку нечистых духов, поверил тем, кто всегда лжёт. Поверил, что всё делаешь в жизни правильно, что идёшь прямой дорогой к Небу, что никого не обижаешь, что мысли у тебя — чисты, как снег на Джомолунгме, что ты просто искренний и замечательный человек — Христианин с большой буквы.

Нет, так не годится. Такими «святыми» мы лучше не будем. Знаем ведь, что святость тогда и проявляется, когда человек вдруг понимает: да я грешен, Господи! Так грешен, что страшно представить. Я Тебя оскорбляю этим, я не даю Тебе поселиться в моём развалившемся от грехов сердце, я не могу поговорить даже с Тобой без того, чтобы не отвлечься тут же на какую-нибудь ерунду! Я не могу радоваться всему тому прекрасному, что ты мне дал — я дышу воздухом, смотрю на облака, бегаю по росе, но ничего этого не замечаю, и лишь жалуюсь, как холодно сегодня, насколько высока ставка по ипотеке, и почему жена такая ворчливая в дождливую погоду.

Да, пожалуй, настоящая святость где-то тут близко. Нам и сами святые это напоминают в молитвах — Иоанн Златоуст скорбит перед Причастием, что Богу негде голову преклонить в его доме, а Симеон Метафраст восклицает: «Я — целая бездна греха!». И Иоанн Кронштадтский в своих дневниках то за одно себя корит, то за другое — вот вроде уже и чудеса именем Христовым творит, но то где-то не так сделает, то усомнится, то позавидует, то денег пожалеет…

Святость и бессмертие

Слушайте! Так это, наверное, был ещё только путь к святости? А ближе к смерти отец Иоанн Кронштадтский наверняка уже был по-настоящему чист от всякого греха. Вот возьмём предсмертный дневник его. Допустим, октябрь 1908 года… Это примерно три месяца до кончины. Читаем внимательно… Нет. Опять ошибка! Вот пишет 7 октября: «Господи, прости мое движение гнева на слугу Евгению. Я Тебя огорчил и Духа Святого опечалил. Каюсь».

Значит, и до смерти люди грешат, даже те, кто к Богу близок, кого потом на иконах изображают, которые сильны и с Неба помогать живущим на земле, молиться за них и вымаливать.

Но тогда в чём же дело? Почему мы грешим — и не святые? А они грешат — но святые. Казалось бы, к старости можно было страсти побороть, и на слугу уж не гневаться? Но нет.

Разгадка, в принципе, не очень сложна в объяснении, но потруднее — в практическом применении.

Сначала всех можем искренне обрадовать той мыслью, что каждый верующий христианин — святой. Святой настолько, насколько принадлежит Святой Христовой Церкви (день рождения которой мы праздновали неделю назад). Не только на апостолов две тысячи лет назад спустился Святой Дух, но и на всех нас, крестившихся, тоже! Да-да, в таинстве Миропомазания мы слышим великие слова, обращённые к нам: «Печать дара Духа Святого. Аминь», — говорит батюшка, и мы получаем в подарок благодать — Божественную силу, которая теперь помогает нам и действует в нас.

Ещё вспомним. Например, апостол Павел в одном из писем называет нас народом святым. А на Литургии перед самым Причастием мы слышим слова: «Святые (Тело и Кровь Христовы) — святым!».

И мы отвечаем: «Один свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца». Мы смиренно склоняем голову и говорим: не святые мы, а свят наш Спаситель — Иисус Христос, но вот потом идём к Чаше, и с Ним соединямся, да так, что Он — в нас, а мы — в Нём.

Стало быть, святость нам даётся, но не так, чтобы сразу — дождём на голову, а потихоньку. Это потому, что Господь уважает нашу свободу, и как бы всю жизнь спрашивает: хотим ли мы святости, стремимся ли к Нему, открываем ли двери сердца на Его стук, готовы ли от всего отказаться ради Бога, готовы ли пострадать за Истину?

И мы всю жизнь шатко-валко пытаемся на это ответить радостным: «Да!», но на деле доказываем обратное: ленимся, лицемерим, хотим и счастливыми быть, но не трудиться ради этого, и счастье искать не в Боге хотим, а в каких-то земных утешениях — вот вроде нашли, а потом глянем: а счастья-то без Бога нет, и снова назад к Нему бежим… А потом — обратно.

И получается, что святость наша — как семечко. Горчичное. Оно дано нам, дано — не сомневаемся. Мы призваны к святости, Бог нас позвал, показав впереди Царство святых, куда нам куплен билет, цена которому — Кровь Христа.

Но это семечко мы должны поливать. Мы не должны забывать его летом на балконе, чтобы потом вернуться с дачи и понять, что всё засохло. Мы должны переживать о нём. Хотеть, чтобы листочки распустились. Должны удобрять его, чтобы деревце ветви пошире раскидывало. Должны искать, всю жизнь искать и находить Бога.

Это отец Иоанн Кронштадтский, кстати, делал. Почитайте дневники, он там очень сильно переживает, что вот согрешил в чём-то, и прямо чувствует, как благодать Божия отошла. Как тяжесть греха плечи придавила. Батюшка Иоанн даже замечает такую удивительную вещь: что вот Господь поистине — повсюду, Он вездесущ… Но при этом Он даёт человеку ощутить и отсутствие Бога в сердце. Такой парадокс.

И здесь мы вернёмся к началу разговора. Леон Блуа сказал: «Есть только одна печаль — не быть святым». Всё остальное, все беды мира, все страдания сердца — ничто, если Бог рядом. Если Он рядом, то ты освещён лучами Его благодати, и ты тоже сам светишься. Не потому что ты сам светлый такой уродился. А потому что Бог тебя осветил. Освятил.

И нам надо искать в себе, рождать в себе эту печаль. Спохватываться, если будем проживать день, и про Бога не вспоминать. Если будем на друзей надеяться, а на Друга — нет. Если на слугу накричим, а покаяться забудем. Ведь это очень страшно — жить так, как будто Бога нет, как будто Он нам для жизни не нужен, как будто Он — не есть Жизнь.

Есть только одна печаль — не быть святым…

Новости по теме

В праздник Собора Всех святых, в Земле Русской просиявших, митрополит Кирилл совершил Литургию в Свияжском Успенском монастыре
В праздник Собора Всех святых, в Земле Русской просиявших, митрополит Кирилл совершил Литургию в Свияжском Успенском монастыре

22 июня, в праздник Собора Всех святых, в Земле Русской просиявших, в день памяти преподобного Кирилла Белоезерского, в старинном Успенском соборе Свияжского Успенского мужского монастыря состоялось архиерейское богослужение.

Десять фактов о Петровом посте
Публикации 16 июня 2025
Десять фактов о Петровом посте

Рассмотрим несколько фактов о Петром посте, который в 2025 году начинается 16 июня.

Святость является заданием для каждого из нас
Публикации 14 июня 2025
Святость является заданием для каждого из нас

Первое воскресенье после Троицы называется Неделей Всех святых. Случайно ли в воскресный день, следующий за праздником Святой Троицы, установлено совершение памяти сразу всего сонма святых Церкви? Нет, конечно.

Храм праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии отметит престольный праздник Храм праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии отметит престольный праздник

14 июня, в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского, в храме Казанской духовной семинарии состоятся престольные торжества.