
Этими словами открывается Евангелие от Матфея. Этими словами начинается Священное Писание Нового Завета. И эти слова каждый год звучат в воскресенье накануне Рождества Христова, в день, который Церковный Устав именует Неделей святых отец.
Тщательно имя за именем выписывает Евангелист; поколение за поколением сынов Израилевых проходит перед нами. Новичку нелегко воспринимать этот текст. «Кто все эти люди?» — напрашивается вопрос у неискушенного читателя Библии, — «Почему я встречаю их на первых страницах Евангелия, главной книги христиан?» Но тому, кто Библию знает и любит, чтение первой главы Евангелия от Матфея способно принести великую сладость и духовное утешение.
Перед мысленным взором его проносятся образы героев древности. Он видит Авраама, отца всех верующих; видит Иакова, узревшего в сонном видении Лестницу в Небо; видит Моисея, великого вождя и пророка, которому Бог вручил Скрижали Закона; видит пастуха Давида, ставшего великим Царем Израильским, видит Соломона, построившего в Иерусалиме первый Храм Бога Живого. Очами ума и сердца в этом сдержанном перечислении имён видит он всю Священную Историю Ветхого Завета — историю утраты человечеством связи с Богом, историю поиска Богом заблудившихся потомков Адама, историю мучительного возвращения человека к Творцу. Историю чаяния спасения. Историю ожидания Спасителя. Историю приготовления человечества к пришествию в мир Христа.
И все эти имена, встречающие нас на первых страницах Евангелия и звучащие на Божественной литургии в Неделю святых отец — не просто имена, но ступени. Ступени той самой Лестницы в Небо, а точнее — Лестницы с Неба, по которой сошел на землю Тот, кого апостол Павел назовет Новым Адамом, и Кого мы с вами призываем теперь в молитвах наших, плача, шепча, поя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!».
Я хотел бы, чтобы вы обратили особенное внимание на следующие стихи сегодняшнего евангельского повествования:
Это очень важные строки. В этом тексте евангелист Матфей хочет не только напомнить нам историю Народа Божьего. Он хочет показать нам, что Иисус — именно тот, кого испокон веков ожидал Израиль; тот самый обещанный Богом Спаситель, о котором возвещали пророки древности. Потому что у пророка Исайи, жившего за 800 лет до Рождества Христова, было откровение, которое впоследствии свято хранилось народом Израильским и передавалось из уст в уста. Это откровение гласило: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава» (Ис. 11:1-10).
Обратите внимание на то, как именуется здесь Спаситель: «Корень Иессеев», «Отрасль от корня Иессеева». Это пророчество содержится в 11-ой главе книги пророка Исайи. И потому евангелист Матфей в Родословии Христа особо указывает: «Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя», тем самым подчеркивая, что предками Иисуса по плоти были царь Давид и отец его Иессей. К колену Иессееву принадлежали Иосиф Обручник и Пречистая Дева Мария — а это значит, что Рожденный от Девы Иисус и есть тот Самый предвозвещенный пророками Спаситель, та самая «Отрасль от корня Иессеева», о которой пророчествовал Исайя.
И есть еще одно пророчество святого Исайи. Оно гласит: «Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Ис. 9:6-7).
Слышите, что говорит пророк?
Две тысячи лет назад, в холодной Вифлеемской пещере исполнилось это пророчество. Бог Крепкий, Князь мира пришел в этот мир в поисках человека, как Пастырь отправляется в путь на поиски заблудившихся овец. Сын Божий явился среди людей как земная отрасль от корня Иессеева. Отец вечности родился на земле, став беспомощным Младенцем, приняв на Себя всю слабость и хрупкость человеческой природы, чтобы для каждого из нас стать Другом и Братом.
И исполнение именно этого пророчества ровно через неделю будем мы заново переживать и духовно праздновать, праздновать как великий и преславный день Рождества Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И будет в необъяснимой радости ликовать наше сердце, и будем мы петь вместе с ангелами, и поклоняться вместе с пастухами, и приносить наши скромные, посильные дары, как волхвы. «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам», и яслями Младенца Христа станет в ночь Рождества каждое верующее сердце. Ибо «Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» входит в жизнь нашу, и разделяет с нами нашу судьбу, и соединяется с нами Плотью и Кровью Своею, и заключает с нами Новый Завет, и отверзает нам Двери Своего Царства, и дарует нам привилегию второго рождения и вечной жизни, и учит нас жить, и творить, и любить во благо ближнего и во славу Отца, и Сына, и Святого Духа.