Псалмы Воскресения

4989
Фото

Какая музыка звучит сейчас вокруг нас? Может быть, это звуки современных песен, поющих нам о земной любви, женской красоте и привязанности. Быть может, мы прислушиваемся к пению птиц, поющих от радости весны, журчанию талой воды. Прислушаемся же еще раз к музыке природы, мне кажется, она поет о Воскресении. Не только о своем весеннем воскресении, но и о Воскресении Того, Кто создал Ее. «Да воскреснет Бог» — переливается сейчас то в храме Божьем, то в храме природы, в первом Бога прославляют люди, во втором — всё творение. Поет эти слова и тот, кто их когда-то впервые произнес — божественный Давид, пророк и духовный музыкант.


Псалом 67

Стихи 67-го псалма так часто слышатся за пасхальным богослужением, что можно смело назвать его пасхальным псалмом или псалмом воскресения. Пасхальные стихиры, тропари и другие песнопения являются как бы развернутым комментарием стихов псалма.

Да воскреснет и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящии Его.

Давид пророческим взором предвидит воскресение Иисуса Христа. Враги Господа по толкованию святителя Афанасия Великого — демоны, псалмопевец уверен, что с воскресением Бога они разбегутся и рассеются как дым, для праведников же, напротив, это будет величайшая радость пред Богом. В этом псалме изображается торжественное шествие Бога к горе Синай, именно через этот образ Давид вспоминает исход избранного народа из Египта. Поразительная связь этих событий Исхода и Воскресения Христова описана здесь с необыкновенным величием. Эта же тема повторяется в прокимнах Светлой седмицы. Казалось бы, в чем связь — Исход евреев и Воскресение Христа?

Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.

В этом и связь — во власти Бога было освобождение когда-то избранного народа, в Его власти и освобождение от смерти всего человечества.

Победа Христа над смертью — центральная тема псалма. Мысль этого стиха повторяет и святой апостол Иоанн в Апокалипсисе — в руках Христа он видит ключи от ада и смерти. Христос победит смерть Своим Воскресением и недалеко то время, когда смерть и ад будут заперты в небытии навечно.

Псалом этот словно написан про нас, шествующих крестным ходом, подобно нам шествовали древние евреи из Египта. Мы «видели шествие Твое, Боже, шествие Бога нашего, Царя нашего во святыне» (Пс. 67,25), когда восстал Ты из мертвых, когда являлся апостолам, когда причащал Луку и Клеопу. И мы пойдем за Тобой, за огненным словом Твоих апостолов. На крестном ходе «впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, посреди девы с тимпанами» (Пс. 67,26), расступилось вокруг нас море житейское, потонули позади нас египетские колесницы. Впереди нас Мариам и мироносицы, мы идем к гробу Твоему, чтобы увидеть погребальные пелены, преклонить колена у места, где лежало тело Твое. «Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века» (Пс.67,33), и мы воклицаем «Христос воскресе!» Мы вошли в храм Твой с песнопениями, «страшен Ты, Боже во святилище Твоем», смертью смерть попрал, «пленил плен» (19 ст.), воскресе Христос!

Псалом 117

Сей день, егоже сотвори Господь возрадуемся и возвеселимся в онь.

«Какой же это день, кроме воскресного дня Господня? Какой это день, кроме дня, спасительного для всех народов, в который отверженный камень бысть во главу угла? Сей-то день воскресения Спасителя нашего, получивший себе от Него заимствованное наименование и называемый днем Господним, разумеет здесь слово», — пишет святитель Афанасий Великий.

Сам по себе этот псалом интересен большим количеством цитат из него в Новом Завете. Сам Господь Иисус Христос цитирует слова из него «Камень, который отвергли строители...», относя исполнение слов псалма к Себе, также словами из этого псалма Христос изобразил признание Его как Спасителя: «Благословен Грядый во имя Господне» (26 стих).

Вот он наступил тот день, о котором говорит псалом, день спасения, новый день творения, «возрадуемся и возвеселимся в онь». Святая спасительная Пасха! Радуйся, Давид, мы услышали твой призыв. Какой день, увидел ты, в который надлежит радоваться? Увидел ты Спасителя, Идущего как жертва на заклание: «вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника» (Пс. 117, 27). Вот Он, всеми отвергнутый, умер, но снова жив и возвещает дела Своего Отца (Пс. 117,17). Радуйся, пророк Иона, ибо ты изобразил воскресение своим пребыванием во чреве кита, радуйся, Моисей, потому что и для тебя теперь открыт вход в землю обетованную; радуйся, Приснодева Мария, «Твой Сын воскресе, тридневен от гроба».

Возрадуемся и мы, потому что и мы «не умрем, но жить будем» (Пс. 117,17) вместе с Ним в Царстве Его.

Новости по теме

День Пасхальной радости для живых и усопших
Публикации 13 мая 2024
День Пасхальной радости для живых и усопших

Радоница – особый день поминовения усопших, и заметно выделяется среди подобных поминальных дат в церковном календаре. Чем же он так примечателен и важен?

В Казани состоялся Большой пасхальный концерт В Казани состоялся Большой пасхальный концерт

12 мая, в Неделю 2-ю по Пасхе, в Большом концертном зале им. Салиха Сайдашева города Казани состоялся Большой пасхальный концерт.

Антипасха — возвращение к Воскресению Христову
Публикации 12 мая 2024
Антипасха — возвращение к Воскресению Христову

Первое воскресенье после Пасхи именуется в Православной Церкви Антипасхой, или Фоминой Неделей. Что означают эти названия?

Пасха — краеугольный камень Церкви Христовой
Публикации 10 мая 2024
Пасха — краеугольный камень Церкви Христовой

Пасха Христова — праздник, являющийся краеугольным камнем Православной Церкви. Именно Воскресение Христово вдохновляло святых древности на их духовные подвиги, вдохновляет оно христиан и в наши дни, объединяя в единый народ Божий христиан