Патриарший жребий

4544
Фото

18 ноября Русская Православная Церковь вспоминает важное событие в ее истории — избрание на Патриарший Престол Тихона (Беллавина), митрополита Московского. Отмечая память этого события, вспомним некоторые вехи установления патриаршества в России.

Русская Православная Церковь, несмотря на многочисленность, не всегда имела своего Патриарха. До избрания первого в истории Предстоятеля, наша страна считалась митрополией Константинопольской Патриаршей Церкви, то есть ее частью. В таком положении она находилась шесть веков, вплоть до XVI века.

Со временем Константинопольская Церковь стала утрачивать свое величие, особенно после падения Византийской империи в 1453 году. В нашем Отечестве давно зрела идея установления патриаршества, тем более, что тому способствовали объективные причины. Русская Церковь имела большее влияние в православном мире, поскольку была самой многочисленной и процветающей. Более того, Русь в те времена оставалась единственным в мире независимым православным государством.

Важные переговоры об установлении патриаршества в Русской Церкви прошли в 1586 году, когда наши края посещал с визитом Антиохийский Патриарх Иоаким. Через два года на Руси побывал Первосвятитель Константинопольский Иоаким. Итогом всех этих переговоров и визитов стало то, что 26 января 1589 года состоялось торжественное поставление митрополита Московского Иова в Патриарха Московского и всея Руси. В нашей стране с тех пор установлено Патриаршество.

Почему не было Патриарха?

Однако спустя чуть больше века патриаршество в России было упразднено. Это случилось вследствие церковной реформы, которую провел император Петр I в годы своего правления. Последним Патриархом той эпохи был Адриан. После его кончины государь не спешил с выборами нового Предстоятеля.

А затем и вовсе патриаршество было отменено. Вместо этого создан высший светский коллегиальный орган по церковным делам — Святейший Синод. Из-за этого весь тот период в истории Церкви без Патриарха — а это целых два столетия — и называется «синодальным». О причинах отмены патриаршества в России легко догадаться, зная характер Петра, о котором достаточно пишут историки. Вообще, император всегда с особой подозрительностью относился к духовенству. Да и оно, включая Патриарха Адриана, критиковало многие его нововведения, касающиеся варварского искоренения многовековых традиций уклада жизни русских людей. В едином же духовном пастыре для всей страны Петр I усматривал противодействующую его реформам силу, которую он и устранил, властной рукой полностью подчинив Церковь светской власти.

Патриарх Тихон

1917 год. Россия вплотную подошла к революции, не имея духовного главу — Патриарха. В стране продолжал свою работу Священный Синод, созданный еще в петровскую эпоху. Государство потрясали страшные события: перевороты, вооруженные бунты, забастовки, отречение императора Николая II от престола, роспуск Государственной Думы… Именно революция и начало гражданской войны стали последним решающим доводом в пользу возрождения патриаршества.

На Поместном Соборе, который начал свою работу в августе 1917 года, епископ Астраханский Митрофан очень ярко и убедительно высказался:

— Дело восстановления патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, все гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идет война, нужен единый вождь, без которого воинство идет вразброд, — сказал он.

Патриарха выбирали в два этапа. Сначала голосованием определили несколько кандидатур, достойных престола, затем из трех человек, набравших большее число голосов, жребием выбрали одного. Так, по воле Божьей 18 ноября 1917 года Главой Русской Православной Церкви становится митрополит Московский Тихон (Беллавин). Он прекрасно знал, что, приняв Первосвятительский сан, ему предстоит тяжелый крестный путь. Россия была уже не той. Страна в гордом безумии именовала себя «атеистической»…

Сталин разрешил

Патриарх Тихон умирает в 1925 году. Естественно, дальше большевики не позволяют избирать нового Предстоятеля Церкви. До 1943 года. Послабление в отношении Церкви в тот период — очень противоречивый и в то же время вполне оправданный прагматический шаг со стороны власти. Точнее, со стороны Иосифа Сталина. «Вождь народов» понимал, что в страшные годы войны никакая идеология, но лишь вера, может сплотить и подержать советское общество, которое, между прочим, согласно засекреченному опросу, продолжало в большом числе оставаться верующим.

Во время Великой Отечественной войны в отношениях Церкви и государства стало ощущаться небольшое (репрессии продолжались) «потепление». Верующие люди и духовенство в немногих действующих храмах молилось за воинов, проливающих кровь за Отечество, собирались средства для помощи армии, детям, оставшимся сиротами, бедствующим. Митрополит Сергий (Страгородский) отправил Сталину просьбу об открытии счета для сбора средств. Сталин разрешил. И это стало «первой весточкой» грядущего небольшого послабления со стороны большевиков в отношении Церкви. В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года состоялась историческая встреча в Кремле трех иерархов Русской Православной Церкви со Сталиным. Были приглашены митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). Результатом этой встречи стало разрешение открытия некоторых монастырей, части церквей, семинарий, издание официального журнала Московской Патриархии и избрание Патриарха.

8 сентября 1943 года созван Собор епископов, на котором единогласно Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий (Страгородский).

Коротко

— Дольше всех оставался на Патриаршем Престоле Алексий I. Он возглавлял Русскую Православную Церковь 25 лет — с 1945 по 1970 годы.

— Самый короткий срок у Патриарха Питирима. Он принял Первосвятительский сан в преклонном возрасте и управлял Православной Церковью всего десять месяцев.

— При Патриархе Никоне (1605-1681) произошла одна из самых значительных реформ в Русской Православной Церкви — замена двуперстия троеперстием, исправление богослужебных книг по греческому образцу, упорядочение богослужения.

— Патриарх Филарет (1554-1633) — отец первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Он стал его ближайшим советником и фактическим соправителем государства. Даже в правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя.

— Чаще всего Патриарха Тихона (1865-1925) сравнивают с Ермогеном (1530-1612), возглавлявшим Церковь в Смутное время. Святитель Ермоген открыто противостоял изменникам и врагам Родины, иноверцам и еретикам. Не боясь, обличал и увещевал их, за что был посажен в темницу, где мученически скончался.

— Всего за историю России было 16 Патриархов, включая нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви — Кирилла.

Новости по теме

О народной памяти: размышления в день святых царственных страстотерпцев
Публикации 17 июля 2023
О народной памяти: размышления в день святых царственных страстотерпцев

Сегодня, вдень памяти святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры и их детей, хочется поразмышлять о том, как важна народная память.

В музее Казанской епархии прошла лекция об истории женских национальных обителей Казанского края и формах женского церковного служения В музее Казанской епархии прошла лекция об истории женских национальных обителей Казанского края и формах женского церковного служения

Лекцию провёл заведующий кафедрой общей и церковной истории Казанской духовной семинарии, доктор церковной истории, кандидат богословия протоиерей Алексий Колчерин.

Святитель Кирилл Казанский, совесть Церкви
Публикации 20 ноября 2022
Святитель Кирилл Казанский, совесть Церкви

Во времена церковной смуты и гонений именно с митрополитом Кириллом Казанским (Смирновым) архиереи сверялись в вопросах веры и совести, почему?

Русская голгофа: Всероссийский Патриарх Тихон
Публикации 18 ноября 2022
Русская голгофа: Всероссийский Патриарх Тихон

Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний