К истории поста в дни сырной седмицы

2402
Фото

Неделя перед началом Великого поста, имеющая в Типиконе название «Сырная седмица», а в народе масленица — это особый период православного литургического года. Уже наступил пост, но еще не строгий и великий. Есть ограничение в мясе, но это ограничение практически незаметно. К тому же еще — эта седмица сплошная, что тоже сообщает постной неделе непостный настрой. Сплошными могут быть только седмицы праздничные. Но, тем не менее, уже наступил пост. Такая вот непостная постная сплошная седмица. Да и богослужения в среду и пятницу на этой неделе вплотную приближают нас к Великому посту. Отсутствие Литургии и великопостные особенности делают богослужение этой недели генеральной репетиций к главному посту всего года.

Иерусалим

Установление поста этой седмицы относиться ко времени VII века. Соблюдение поста в эту неделю в первую очередь распространилось на Востоке. Но если жители Византийской империи соблюдали этот пост в седмицу перед Великим постом, то представители армянской и иных монофизитских церквей приурочили этот пост к седмице, отстоящей от Пасхи на десять недель, и соблюдают его так же строго, как и Великий пост.

Первые сведения о богослужении города Иерусалима мы можем получить в «Паломничестве Эгерии» — воспоминании паломницы из Испании, бывшей в Иерусалиме в конце IV века. Эта книга сохраняет живые воспоминания о древнейшем Иерусалимском христианском богослужении. Согласно «Паломничеству», Великий пост начинался в то время на 8 недель до Пасхи, причем суббота и воскресенье не считались в числе постных дней. В армянском переводе иерусалимского Лекционария (расписания чтений священного Писания), соответствующего практике Иерусалима V века, Великий пост начинался за семь недель до Пасхи, исключая из счета субботы и воскресенья. В Иерусалимской Церкви Великий пост в разное время составлял семь или восемь недель, и в практике Иерусалима суббота и воскресенье не входили в число постных дней. Преподобный авва Дорофей Газский (кон. VI в.) отмечает, что апостолы освятили семь седмиц для Великого поста, но святые отцы прибавили к ним еще одну седмицу, чтобы довести число постных дней до сорока. В документах из Антиохии встречаются такие же упоминания о посте в восемь или семь недель.

Константинополь

В Константинополе после иконоборческой смуты Великий пост длился семь недель, к которому уже была присоединена предваряющая пост сырная седмица, когда вкушение мяса уже не положено, но и в среду и пятницу уже совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, как в пост. Наиболее ярким отличием будних дней Великого поста в Константинополе было ежедневное совершение Литургии Преждеосвященных Даров. Она была тесно связана с огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги Ветхого Завета. В Константинополе воскресенья и субботы входили в счет дней Великого поста.

Современная практика

Разница в практике подсчета длительности Великого поста, когда в Константинополе постились семь недель, а в Иерусалиме все восемь, привела к тому, что за восемь недель до Пасхи мы начинаем наш постный путь. Сырная седмица, предваряющая Великий пост, является своеобразным компромиссом практик двух главных городов Византийской империи — одновременно постно-непостной седмицей, когда уже есть ограничение в пище, но нет еще той строгости, которая отличает подготавливающий нас к Светлому Христову Воскресению, длительный Великий пост.

Новости по теме

Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря
Публикации 22 апреля 2024
Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря

Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга.

В Неделю преподобной Марии Египетской митрополит Кирилл совершил Литургию на подворье святителей Московских в Казани В Неделю преподобной Марии Египетской митрополит Кирилл совершил Литургию на подворье святителей Московских в Казани

21 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого на архиерейском подворье в честь святителей Московских города Казани.

В пятницу 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе Казани В пятницу 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе Казани

19 апреля, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе столицы Татарстана.

В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани

18 апреля, в Четверток Великого канона, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме благоверного князя Александра Невского города Казани.