Проповедь митрополита Феофана в Неделю 15-ю по Пятидесятнице в Покровском храме в Большом Афанасово

2412
Фото

20 сентября 2020 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы посёлка Большое Афанасово (город Нижнекамск, Покровское благочиние Чистопольской епархии). После чтения Евангельского зачала (Мф. 22:35-46) архипастырь произнёс проповедь.

В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит нам о наибольшей заповеди в законе: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:36-40).

Как исполнить главную заповедь? Этот вопрос стоит перед каждым из нас. Наверное, у вас готов ответ: «Мы в храм пришли, владыка, мы делаем добрые дела. Неужели мы не любим Господа Бога? Мы любим». Это хорошо, что вы ходите в храм, творите добрые дела. Но большая проблема в том, что мы живём некими скачками — то вправо, то влево, то к Богу, то от Него. Опять ко мне вопрос: «Как Вы такое говорите?» А очень просто. Возьми каждый и открой книгу своей жизни, книгу своего бытия. И пусть свидетель будет самый лучший и нелицеприятный — голос совести.

К великому сожалению, часто мы ведём себя как люди, далёкие от веры. Мы можем поститься и одновременно ненавидеть друг друга. Мы говорим о Боге и совершаем порой немыслимые грехи, они стали почти что нормой. Блуд считается явлением нормальным.

Мне приходится беседовать с разными людьми, в том числе, верующими. И когда спрашиваешь, как живут их взрослые дети — в браке, венчаны ли — порой слышишь: «Сейчас это необязательно. Живут по договорённости, если вдруг не понравится — разойдутся». Спрашиваю, а как к этому относитесь вы — мать или отец? И слышу страшный ответ: «Сейчас так все живут». Для нас, верующих, это страшный ответ! Что происходит? Беззаконие мы возводим в норму жизни. Нередко это становится не просто терпимым, но кажется нормальным. Это свидетельствует о глубочайшем падении нравов в целом. Мы, люди старшего поколения, помним времена, когда так жить было стыдно.

Я родился в деревне, в многодетной семье. У нас если парень и девушка начинали встречаться, все в один голос говорили им: женитесь! И если они долго не женились, то позор ложился и на девушку, и на парня. А сейчас всё, стёрся этот стыд, мы не ощущаем тяжести этого греха. Но зато мы предъявляем Богу претензии: «Что творишь Ты с нами, Господь? То какие-то пожары, выбросы, катаклизмы, то болезни — поветрие в виде коронавируса, что даже Пасху Христову мы вынуждены были служить при закрытых дверях. Что Ты, Господи, делаешь с нами?»

К кому, к Богу эти претензии? А может, нам предъявить их самим себе? Может быть, мы уже живём, как в древних городах Содом и Гоморра? Нам только болезни посланы, а те города вовсе были стёрты с лица земли. А сейчас разве мы не слышим об угрозе, что мы стоим на пороге ядерной войны? Да, это силы зла через человеческие руки, но и попущение Божие всем за наши беззакония.

Посмотрите: где мы сегодня, люди верующие? Где Русь православная? Конечно, радостно, что сегодня в храме многолюдно. Возможно, это потому, что митрополит служит. Но разве в Нижнекамске столько людей верующих? Я всегда привожу в пример мусульман, поскольку мы живём бок о бок. Пойдите в мечети в любую пятницу и, без сомнения, вы увидите там людей гораздо больше, мужчин и молодёжи. Где ты, брат-славянин? Почему тебя нет в храме? Забыли Бога, заблудились. А где наши дети? Поднимите руки те, у кого в семье больше трех детей. Шесть человек. А поднимите руки те, у кого шестеро детей. Один человек. А вот в мусульманских семьях трое детей — это почти что обязательство. Ничего не надо, нас никуда не надо выселять, мы сами стираем себя с лица земли, нашей земли, которая полита кровью наших предков.

Часто можно услышать: «Да зачем нищету плодить?» Я вырос в послевоенные годы на Курской земле, когда были не только холод и голод, но когда всё было разбито и разрушено. Войну все перенесли, вся страна. Но одно дело — за Волгой, где не было бомбёжек и тотального уничтожения, а другое дело — там, где как на Курской дуге были страшные бои. Какая там инфраструктура? Почти все хаты были сожжены, но как правило у всех было по пять и по шесть детей. Нищета? Да нет. Трудновато, но жили, растили детей. Все выросли, все устроились. А сейчас — непонятное стремление к комфорту, который практически разъедает душу. Конечно, нужен дом, нужна одежда. Но безусловно важнее всего этого для семьи — дети.

Семья, в которой нет детей по вольной воле, это не семья. Тем более, если детей нет по страшной причине абортов. С одной стороны, мы говорим об улучшении демографии, а с другой — совершаются миллионы абортов в год. Звери не поступают с потомством так, не убивают своих детей в утробе. И виноваты не только женщины, но и мужчины, ведь как правило, это общее решение.

Никуда не уйдём без Бога. Нельзя на словах лишь исполнять Его заповеди, а при этом убивать детей во чреве, жить в блуде и разврате — и иногда ставить свечки. Бог требует полноты человеческого сердца. Часто видим, стоя на пороге совершения какого-то греха, как Бог посылает мысль: остановись! И говорит Господь: «Се, стою у дверей сердца твоего. И к тому, кто откроет своё сердце для Меня, Я войду».

Обращаюсь к вам, собравшимся в этом храме. Надеюсь на то, что вы — активные православные верующие. В Нижнекамске не хватает храмов. Надо объединяться, как когда-то в моей деревне это было — построили вместе один дом, потом другой… Здесь стоит этот храм, но надо прикладывать все силы, чтобы построить ещё один. И так постепенно построим в различных местах храмы — и этот не опустеет, и там люди будут. Это опыт показывает. Вначале вроде бы трудно, а как построим, начнёт действовать — начинают и люди подтягиваться. Приведу такой пример. В тёмную ночь горит где-то огонёк, вроде немного освещает. А если поставить во многих местах источники света, то уже в небе над городом мы видим зарево. Так и храмы, которые будут по всей земле нижнекамской — те столпы божественного света, которые озарят не одно место, но весь город. Это очень важно для всех нас.

Любите Бога не только на словах, но через исполнение Его норм и заповедей. Не будем неразумными. Наше неразумие иногда в том, что мы готовы класть поклоны, поститься — и тут же пойти на безбожные дела. Река тогда полноводна, когда постоянно подпитывается источниками. Как только перестает бить источник, река пересыхает. Так и жизнь христианина — если равномерно течёт, исполняются заповеди Господни, то наша душа постепенно преображается и мир освещается. Все угрозы — и ковидные, и ядерные, и экономические — все они будут уходить. Там, где возрождается вера, там всё становится на свои места и, самое главное, уходит страх. Ведь там, где Господь, страха нет. Аминь.

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»