Прощать нужно всегда, не дожидаясь Прощеного воскресенья

3204
Фото

В последнее воскресенье перед Великим постом Святая Церковь вспоминает изгнание первых людей из рая. В этот день мы должны попросить прощения у тех, кого обидели, а также простить своих обидчиков. Мы должны войти в Святую Четыредесятницу с легким седцем. Благочинный Покровского округа Чистопольской епархии, настоятель Покровского храма поселка Большое Афанасово протоиерей Виталий Кузьмин напомнил верующим о поступке Адама и Евы, который является примером перекладывания вины.

Великопостное путешествие начинается с чина прощения, которое совершается в Неделю сыропустную, то есть в Прощеное воскресенье. Эту традицию установили египетские монахи. Чтобы усилить молитву и подготовиться к Пасхе, монахи в одиночку отправлялись в пустыню. Некоторые из них не возвращались: кто-то погибал от голода и жажды, а кто-то становился жертвой диких животных. Монахи понимали, что, возможно, они видятся в последний раз, поэтому просили друг у друга прощения. И, конечно, сами прощали своих обидчиков. Со временем эта традиция распространилась по всей Церкви.

Перед началом поста Святая Церковь напутствует верующих отрывком из Евангелия, который читается в Прощеное воскресенье: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Здесь, казалось бы, все просто. Но мы не спешим просить прощения у тех, кого обидели, потому что нам свойственны самолюбие, эгоизм и обидчивость, доставшиеся нам от Адама и Евы.

Адам и Ева оттолкнули Бога, оттолкнули жизнь. А раз оттолкнул жизнь — принимай смерть. В человека вошел грех, вошла болезнь. Человек стал порочным и смертным. И мы помним, что Адам и Ева нарушив заповедь, данную Богом, не стали просить прощения. Наши прародители просто спрятались. Но как можно спрятаться от Бога?

Господь зовет Адама: «Где ты?». Тот отвечает: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Адам начал врать. Первый грех повлек второй. Адам скрылся не потому, что был наг. Он спрятался, потому что хотел избежать ответственности. Он хотел отсидеться в кустах: авось пронесет. Господь спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?». Бог дает понять человеку, что Он все знает. И Адаму надо были признаться и попросить прощения, но он не сделал этого. Он говорит: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Адам перекладывает ответственность за содеянное на Еву и упрекает Бога. Господь спрашивает Еву: «Зачем это сделала?». Та говорит: «Змей обольстил меня, и я ела» (см. Быт. 3:9-13). Ева ответила в том же ключе: все виноваты, кроме меня.

С тех пор человек пытается переложить вину на другого. Даже на исповеди верующие иногда не просят прощения, а обвиняют ближних. «У меня плохой муж, плохой зять, плохой сосед — с ними невозможно не согрешить». Они говорят: «Господи, мы вынужденные грешники. Мы были бы святыми, если бы не наше окружение».

Человек на исповеди перечисляет свои грехи, но виноватым все равно считает ближнего. Он говорит себе: «Я регулярно исповедуюсь, но ситуация к лучшему не меняется». Он не понимает, что проблема кроется в нем самом. Разумеется, такая исповедь не исцеляет человека, ведь Бога обмануть невозможно. Господь смотрит в сердце.

Многие говорят, что не могут простить обидчика. В этом случае надо настойчиво молиться: «Господи, не отстану от Тебя, пока не научишь меня прощать». Тогда Господь научит прощать и оправдывать обидчиков. Распинавшие Спасителя воины думали, что услышат проклятья. А услышали молитву: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Христос не только простил их, но и оправдал. И мы должны поступать так же.

Бывает, что выйдя из храма, мы тут же кого-то обижаем или сами обижаемся. Что нужно делать в таком случае? Расскажу поучительную историю. Один монах пришел к старцу и сказал: «Отче, я упал». Старец ответил: «Встань и иди дальше». Через некоторое время монах снова пришел к старцу: «Я снова упал. Что мне делать?». Старец сказал: «Вставай и иди дальше». Монах спросил: «До каких пор мне вставать?». Старец ответил: «До самой смерти».

Не падают только Ангелы. Падать и вставать присуще только людям. Падать и не вставать — бесам. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Мы будем осуждены не за то, что упали, а за то, что не встали после падения».

Апостолы спрашивали Спасителя: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?». Христос отвечал: «Не говорю тебе „до семи раз“, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22). Это значит, что прощать нужно всегда. Если вас мучает совесть, не надо ждать Прощеного воскресенья. Надо сразу попросить прощения. И у Бога, и у того человека, которого обидели.

Новости по теме

Десять фактов о Петровом посте
Публикации 16 июня 2025
Десять фактов о Петровом посте

Рассмотрим несколько фактов о Петром посте, который в 2025 году начинается 16 июня.

Святость является заданием для каждого из нас
Публикации 14 июня 2025
Святость является заданием для каждого из нас

Первое воскресенье после Троицы называется Неделей Всех святых. Случайно ли в воскресный день, следующий за праздником Святой Троицы, установлено совершение памяти сразу всего сонма святых Церкви? Нет, конечно.

Куда возноситься нам?
Публикации 29 мая 2025
Куда возноситься нам?

В неминуемо быстром течении времени, только недавно подготовив душу свою к пасхальным событиям, мы вновь встречам церковную радость — Вознесение Господне. Христианские праздники похожи на кольца цепи, неразрывно связанные друг с другом.

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии
Публикации 17 апреля 2025
Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Сегодня Великий Четверг. В этот день на тридцать третьем году Своей земной жизни, накануне Крестных Страданий, Иисус Христос собрал учеников за Тайной Вечерей